Современные западные социологические концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные западные социологические концепции



В современной социологии большое распространение получил структурный функционализм. Это направление разрабатывалось как американцами, так и западными учеными. Оно возникло не случайно, не умозрительно, а для объяснения закономерности общественной жизни, ее предсказуемости. Людей всегда интересовали вопросы:

1. Насколько свободно и сознательно они создают социальные связи?

2. Является ли общество непредсказуемым и изменчивым результатом толкований и действий людей, или это структура, которая воссоздается независимо от желания и ведома отдельных ее участников?

Эти вопросы весьма актуальны для социологии и на них даются неоднозначные ответы.

Для большинства социологов самоочевидно, что социальные роли формируют отдельного человека и его сознание сильнее, чем он формирует в свою очередь их. Все, начиная с выбора профессии и спутника жизни до выбора между продолжением жизни или сведением счетов с ней, оказывается управляемым и формируемым социальными силами, которые действуют помимо сознания отдельных лиц. Стало быть, люди действуют в определенной системе отношений и в своих поступках зависимы от нее. Оказывается, что системы не состоят из людей. В системах люди участвуют. Структуры не связаны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями участия индивидов в системе.

Функции есть то, что исполняется структурными элементами. Система должна обеспечивать распределение индивидов по структурным позициям. Таким образом, социология должна давать описание функционирования общества, которое можно понять через анализ структуры и взаимодействия институтов. Отсюда и название всей концепции

– структурный функционализм, предполагающий, что в анализе повседневного,


конкретного функционирования основных общественных институтов – ключ к ответу на вопросы социального взаимодействия и социальной интеграции.

Существующие социальные институты определяют развитие, ход социальных процессов. Каждый социальный институт можно описать как систему положений и ролей, где роли являются суммой нормативных ожиданий, обращенных к лицу, занимающему определенное положение. Учитель и ученик, солдат и офицер, производитель и потребитель – вот примеры ролей в различных институтах. Обществу приходится вынуждать своих членов выполнять ролевые ожидания. Общество находится в равновесии, если ролевые ожидания выполняются.

Создателем современной структурно-функциональной школы в социологии считается американский социолог-теоретик Талкотт Парсонс (1902-1979). Парсонс считает, что общество – это система, состоящая из функциональных подсистем (система AGIL). Каждая система и подсистема должна выполнять определенные социальные функции, чтобы выжить. Это касается любой подсистемы, будь то семья, предприятие или национальное государство:

1. Система должна уметь приспособляться к внешней среде. Это адаптивная функция (A - adaptation).

2. Система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации. Это функция целедостижения (G - goal attainment).

3. Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным единством и упорядоченностью. Это интегративная функция (I - integration).

4. Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы ее норм. Это функция сохранения порядка, или латентности (L

- latency).

В обществе функцию адаптации выполняет экономика, достижением цели занимаются политические учреждения, интегративную функцию осуществляет право, функцию латентности – культура.

Подфункции образуют в свою очередь системы, которые обладают своими адаптивными, целевыми, интегрирующими и сохраняющими порядок функциями, которые, в свою очередь, имеют тоже четыре подсистемы, и образуют подобие

«китайских коробочек».

Главной особенностью структурно-функционального представления об обществе является аналитическое разделение на социальную систему и культурную систему. Источником изменения социальной системы, состоящей из различного рода нормативно- целостных образований – социальных институтов, ролевых и статусных отношений и т.п., выступает система культуры, в которую включаются ценности, значения, символы и т.п. Действительно, глубокими изменениями общества являются такие, которые затрагивают культурную систему.

В течение 1950-х годов, по мере того, как раскрывались существенные особенности схем Парсонса, все содержание критических замечаний в его адрес сконцентрировалось вокруг одного пункта. Считалось, что данное направление развития социологической теории затушевывает конфликтную природу социальной действительности. Критики считали, что Парсонс, который постоянно допускал, что система находится в состоянии равновесия, создал вымышленную концепцию социальной действительности. Тогда как в действительности существуют механизмы, которые делают конфликты неизбежными, например, из-за различий в распределении власти одни группы могли эксплуатировать другие; кроме того, нехватка ресурсов в обществе неизбежно порождала борьбу за их распределение. Наконец, то обстоятельство, что из-за различия своих интересов разные общественные группы преследуют разные цели и, следовательно, должны соперничать друг с другом, приводит к тому, что конфликт должен быть. В ответ на критику ученик Т. Парсонса Роберт Мертон ввел дополнительно два свойства системы:


- дисфункцию – возможность отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно повлечь за собой или новый этап приспособления системы к существующему порядку или определенное изменение системы норм.

- нонфункцию - последствия, которые не относятся к рассматриваемой системе (как латентные, так и явные).

Также представляет интерес теоретическая концепция, получившая название этнометодология (Г. Гарфинкель), которая исходит из того, что социальная жизнь базируется на неосознанных правилах. Социолог должен попытаться обнаружить эти невидимые правила, сознательно пойдя на их нарушение, но таким образом, чтобы

«жертва» не была поставлена в известность об этом.

В так называемой драматургической концепции (И. Гофман), разрабатываемой в рамках понимающей социологии, базовой является метафора театра, социальной сыгранности людей; общество представлено как огромный театр. Человеческая сыгранность, по мнению Гофмана, проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество - как ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют себя себе и другим.

Таковы основные направления западной социологии, которые дают некоторое представление о сложном процессе становления, развития и поиска социологической мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.005 с.)