Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социологическое знание неординарно и имеет многоуровневую структуру, которая обусловлена различием ракурсов и уровнем изучения социальных явлений и процессов. Существуют различные подходы к определению структуры социологии (Рис. 1.2). Так, социология исследует явления и процессы на уровне общества, социальных общностей или на уровне личности, межличностных отношений. Можно выделить следующие уровни социологии: - Общетеоретическую или общую социологию - это макросоциологическое исследование, направленное на выявление общих закономерностей функционирования и развития социума как целостного образования. - Социологию среднего уровня – исследование меньшей степени общности, направленное на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные, социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология города, социология малых групп, социология семьи, социология культуры и т.д.). Например, объектом исследования промышленной социологии являются социальные группы и отношения, складывающиеся в процессе промышленного труда. В её рамках ведутся исследования интересов работников, стимулов их трудовой деятельности, профессиональных ориентаций, изучаются процессы изменения профессионально–квалификационной
Обозначенные уровни близки по своему содержанию к распространенной трактовке структуры социологического знания, в которой выделяют макросоциологию, где изучается общество как целостная система (структура общества в целом, характер изменений общества), мезосоциологию, где исследуются различные социальные институты, а также определенные группы людей (классы, нации, поколения) и микросоциологию (социология личности).
Рис. 1.2 Структура социологии
В соответствии с определением П.А. Сорокина, социология включает в себя такие уровни знания, как теоретическую и практическую социологию (Рис. 1.3). Теоретическая социология в свою очередь включает три раздела: - социальную аналитику, изучающую строение (структуру) социальных явлений; - социальную механику, рассматривающую процессы взаимодействия людей, их поведение; - социальную генетику, имеющую своим предметом формулировку исторических тенденций, линий развития жизни. Практическая социология, создает возможности управления социальными силами, дает практические рекомендации по организации и рациональному устройству общественных отношений и социальной политики.
Рис. 1.3 Структура социологического знания
Для теоретической социологии решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного материала; разработка теоретических концепций и понятийного аппарата и методологических принципов исследования. Таким образом, теоретические исследования направлены на построение и совершенствование самой теории, на развитие самой социологической науки, на приращение её знаний. В центре эмпирических социологических исследований находятся накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе наблюдения, опроса, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка. Существует деление на фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология включает основополагающие, базовые, теоретические положения. Прикладная социология ставит перед собой достижение практических целей, она ориентирована на практическое применение, получение социального эффекта. В США прикладную социологию называют «проблемно ориентированной», «ориентированной на клиента». Прикладная социология – это социологическая работа, сделанная для кого-то. Главное здесь – ориентация на практическую пользу, а не прирост знаний. Естественно, что между фундаментальной социологией и прикладной социологией все-таки нет резкой грани, как скажем, в естественных науках. Если в химии или физике практическое использование фундаментальных законов для развития новой технологии и получения новых материалов непременно предполагает специальные разработки и далее на их основе инженерное проектирование, то в применении социальных знаний к практике социального регулирования нет такой жесткой последовательности. Уже многие фундаментальные положения социологии сами по себе могут быть использованы в социальной практике. Социология как наука может развиваться только в определенном политическом климате. Для получения нового знания необходима свобода исследований, свобода публикации их результатов вне зависимости от реакции властей. Не случайно, что у нас социология получила свой социальный статус в 1960-е годы, т.е. во время хрущевской оттепели, а в связи с переменами в 1980-90-е годы она стала преподаваться в вузах. Таким образом, социологию недостаточно определять как науку об обществе, нивелируя ее специфичность и таким образом не определяя ее отличительные черты от других наук, изучающих общественные явления. Она обладает собственным объектом и предметом исследования, динамично развивающейся эмпирической базой с разработанным инструментарием.
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки: 1. Охарактеризуйте связь и отличительные особенности социологии, психологии и политологии. 2. Что такое «социальное» как предмет социологии? 3. Почему социологию недостаточно определять как науку об обществе? 4. Охарактеризуйте уровни социологического знания. Может ли теория относиться одновременно и к макро- и к микросоциологии? 5. Перечислите, пожалуйста, основные функции социологии.
Логические задания и проблемные вопросы: 1. Основоположник социологии Огюст Конт называл новую науку «социальной физикой». Что дает подобное определение для понимания специфики социологического знания?
2. С каким из перечисленных ниже мнений в определении ключевой категории социологии Вы согласны? Аргументируйте ответ. - «Социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом»... (Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С.507). - Родовое понятие социологии - социальное действие (см. Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2000. – С. 114). - «Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. – 1990. – №2. – С.12). - Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального как характеристика одной из сторон общественной жизни (см. Социология / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1990. – С.25). - «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества» (Бороноев А.О., Ельмеев В.Я. О предмете социологии как общей науки об обществе // Социологические исследования. – 1991. – №5. – С.36).
3. Согласны ли Вы с мнением П.А. Сорокина о роли и месте социологии в системе обществознания? Этот выдающийся социолог утверждает: «В медицине существует процедура, которую обычно проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомится с историей его жизни. В социальных науках эта процедура, к сожалению, почти отсутствует, ибо ее необходимость еще не осознана. Как и в медицине, (узко) специализированный подход здесь становится плодотворным и разумным лишь когда во внимание принимается все социокультурное пространство. В противном случае, науке уготована судьба быть неадекватной и ложной. В большой семье общественных наук социология играет именно эту роль» (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 170).
Контрольные тесты: 1. Кто является основоположником социологии? а) М. Вебер; б) Огюст Конт; в) К. Маркс; г) Аристотель.
2. Социология как наука возникает … А) в III веке; Б) в конце XVI века; В) в середине XIX веке; Г) в начале XX века.
3. Социология изучает... а) человека; б) общество как целостную систему; в) трудовые процессы; г) индивидуальные свойства людей.
4. Социология как наука возникает в ответ на потребности... а) формирующегося гражданского общества; б) научно-технической революции; в) изучения человека и его психологических особенностей; г) исследования политических процессов в обществе.
5. Ключевым понятием в социологии является... а) социальный факт; б) социальный институт; в) человек; г) социальное действие.
6. Объект социологии – это … а) социальное пространство – та часть социальной реальности, где существуют социальные явления и протекают социальные процессы; б) совокупность индивидов, проживающих на одной территории; в) элиты; г) средний класс.
7. Функция социологии, которая заключается в социальном прогнозировании с целью совершенствования социальной жизни, называется: а) теоретико-познавательная; б) практически-политическая; в) идейно-воспитательная; г) праксеологическая.
8. Предметом социологии как научной дисциплины выступают: а) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения; б) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом; в) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них; г) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.
Темы докладов 1. Место социологии в системе научного знания 2. Социальные изменения и развитие общества. 3. Социальные связи и взаимодействия. 4. Основные подсистемы общества. 5. Постиндустриальное общество и его особенности. 6. Тенденции развития современного российского общества.
Литература Основная 1. Вдовиченко Л.Н. Социология на службе общества / Л.Н. Вдовиченко // Социологические исследования. – 2014. – № 2. 2. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации / Ю.Г. Волков // Социологические исследования. – 2011. – № 11. 3. Горшков М.К. Общество – социология – власть: к вопросу о взаимодействии. / М.К. Горшков // Социологические исследования. – 2012. – № 7. 4. Джилардони Г. Размышления о пользе интеграции социологии и истории / Г.Джилардони // Социологические исследования. – 2012. – № 11. 5. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 523с. 6. Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико – методологических подходов / С.А. Кравченко // Социологические исследования. – 2011. – № 1. 7. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии / С.А. Кудрина // Социологические исследования. – 2014. – № 3. 8. Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: это циопальный и ценностный аспекты. / Т.А. Рассадина. // Социологические исследования. – 2012. – № 11.
Дополнительная Книги 1. Волков Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3- е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с. 2. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999. -704 с. 3. Гревцов Ю.И. Социология: учебное пособие / Ю.И. Гревцов. – М.: Юридический центр-Пресс, 2003. - 465с. 4. Елсуков А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсукова. – Минск: Тетрасистемс, 2003.- 544с. 5. Исаев Б.А. Социология: учебное пособие / Б.А. Исаев. - СПб.: Питер, 2007.-224с. 6. Клюев А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу.- СПб.: СЗАГС, 2004. –480c. 7. Лавриненко В.Н. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко. - М., ЮНИТИ. 2003. - 407с. 8. Лапин Н.И. Общая социология: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2006.- 415с. 9. Социология: учебное пособие / Под ред. Клюева А.В., Ежова С.П. - СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2007. -184с. 10. Тоффлер Э. Шок будущего: (монография) / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 558с. 11. Тощенко Ж.Т. Социология: учебное пособие / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юрайт, 2004.- 527с. 12. Трошихин В.В. Социология и политика: учебное пособие / В.В. Трошихин, В.Н. Шилов. - М.: РДЛ, 2003. - 275с. Статьи 1. Андреева И.Н. Социологическая наука и современность //Социологические исследования. - 2003. - № 2. 2. Бороноев А.О. Смирнов П.И. О понятиях общество и социальное. //Социологические исследования - 2003. - № 8. 3. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России //Социологические исследования. – 1996. - № 3. 4. Кравченко А.И. Прикладные исследования в США //Социологические исследования. – 1987. – №3. 5. Кравченко С.А., Романов В.Л. Социология и вызовы современной социокультурной динамики. //Социологические исследования. - 2004. - № 8. 6. Макаренко В.П. Социология и политическая философия: проблема взаимодействия. //Социологические исследования. - 2004. - № 8. 7. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования - 2004. - № 3.
Интернет-ресурсы 1. Абрамов Р. Похищение будущего или Футуршок Алвина Тоффлера [Электр. ресурс]. – URL: http://socreal.fom.ru/link=atticle265 2. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе / А.О. Бороноев, В.Я. Ельмеев, В.Н. Орлов // Социологические исследования. – 1991. - № 5. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/284/700/1217/006Boronoev.pdf 3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии: смысл «понимающей» социологии [Электр. ресурс] // Сб. Избранные произведения / М. Вебер / Электронная библиотека Гумер – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php 4. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник (Глава 2 Зарождение социологии позитивизма. Социологическое творчество О. Конта) [Электр. ресурс]. – М., 2004. – URL: http://uchebnikionline.com/soziologia/istoriya_sotsiologii_- _zborovskiy_ge/zarozhdenie_sotsiologii_pozitivizma_sotsiologicheskoe_tvorchestvo_ko nta.htm 5. Значение социологии для других наук [Электр. ресурс]. – URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article=502 6. Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии [Электр. ресурс] // Социологические исследования. 1990. № 11. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/617/927/1216/5_Komarov.pdf 7. Кравченко А.И. «Социология в 2-ух тт.». Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014 (Т.1. «Классические теории через призму социологического воображения». Стр. 251-293. – URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Kravchenko_Sociology1.pdf 8. Ядов В.А. Каким мне видится будущее социологии // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 3-7. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/08/15/1265221976/Yadov.pdf 9. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 3-16. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/892/896/1217/1-Yadov.pdf
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.011 с.) |