Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура социологического знания

Поиск

Социологическое знание неординарно и имеет многоуровневую структуру, которая обусловлена различием ракурсов и уровнем изучения социальных явлений и процессов. Существуют различные подходы к определению структуры социологии (Рис. 1.2). Так, социология исследует явления и процессы на уровне общества, социальных общностей или на уровне личности, межличностных отношений.

Можно выделить следующие уровни социологии:

- Общетеоретическую или общую социологию - это макросоциологическое исследование, направленное на выявление общих закономерностей функционирования и развития социума как целостного образования.

- Социологию среднего уровня – исследование меньшей степени общности, направленное на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные, социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология города, социология малых групп, социология семьи, социология культуры и т.д.). Например, объектом исследования промышленной социологии являются социальные группы и отношения, складывающиеся в процессе промышленного труда. В её рамках ведутся исследования интересов работников, стимулов их трудовой деятельности, профессиональных ориентаций, изучаются процессы изменения профессионально–квалификационной


19
структуры, профессиональной мобильности и адаптации работников в сфере промышленного производства, методы руководства и управления коллективом.

Обозначенные уровни близки по своему содержанию к распространенной трактовке структуры социологического знания, в которой выделяют макросоциологию, где изучается общество как целостная система (структура общества в целом, характер изменений общества), мезосоциологию, где исследуются различные социальные институты, а также определенные группы людей (классы, нации, поколения) и микросоциологию (социология личности).

 

 

Рис. 1.2 Структура социологии

 

 

В соответствии с определением П.А. Сорокина, социология включает в себя такие уровни знания, как теоретическую и практическую социологию (Рис. 1.3).

Теоретическая социология в свою очередь включает три раздела:

- социальную аналитику, изучающую строение (структуру) социальных явлений;

- социальную механику, рассматривающую процессы взаимодействия людей, их поведение;

- социальную генетику, имеющую своим предметом формулировку исторических тенденций, линий развития жизни.

Практическая социология, создает возможности управления социальными силами, дает практические рекомендации по организации и рациональному устройству общественных отношений и социальной политики.

 

 


 

Рис. 1.3 Структура социологического знания

 

Для теоретической социологии решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного материала; разработка теоретических концепций и понятийного аппарата и методологических принципов исследования. Таким образом, теоретические исследования направлены на построение и совершенствование самой теории, на развитие самой социологической науки, на приращение её знаний. В центре эмпирических социологических исследований находятся накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе наблюдения, опроса, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка.

Существует деление на фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология включает основополагающие, базовые, теоретические положения. Прикладная социология ставит перед собой достижение практических целей, она ориентирована на практическое применение, получение социального эффекта.

В США прикладную социологию называют «проблемно ориентированной»,

«ориентированной на клиента». Прикладная социология – это социологическая работа, сделанная для кого-то. Главное здесь – ориентация на практическую пользу, а не прирост знаний.

Естественно, что между фундаментальной социологией и прикладной социологией все-таки нет резкой грани, как скажем, в естественных науках. Если в химии или физике практическое использование фундаментальных законов для развития новой технологии и получения новых материалов непременно предполагает специальные разработки и далее на их основе инженерное проектирование, то в применении социальных знаний к практике социального регулирования нет такой жесткой последовательности. Уже многие фундаментальные положения социологии сами по себе могут быть использованы в социальной практике. Социология как наука может развиваться только в определенном политическом климате. Для получения нового знания необходима свобода исследований, свобода публикации их результатов вне зависимости от реакции властей. Не случайно, что у нас социология получила свой социальный статус в 1960-е годы, т.е. во время хрущевской оттепели, а в связи с переменами в 1980-90-е годы она стала преподаваться в вузах.

Таким образом, социологию недостаточно определять как науку об обществе, нивелируя ее специфичность и таким образом не определяя ее отличительные черты от других наук, изучающих общественные явления. Она обладает собственным объектом и предметом исследования, динамично развивающейся эмпирической базой с разработанным инструментарием.

 

 

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1. Охарактеризуйте связь и отличительные особенности социологии, психологии и политологии.

2. Что такое «социальное» как предмет социологии?

3. Почему социологию недостаточно определять как науку об обществе?

4. Охарактеризуйте уровни социологического знания. Может ли теория относиться одновременно и к макро- и к микросоциологии?

5. Перечислите, пожалуйста, основные функции социологии.

 

 

Логические задания и проблемные вопросы:


1. Основоположник социологии Огюст Конт называл новую науку «социальной физикой». Что дает подобное определение для понимания специфики социологического знания?

 

2. С каким из перечисленных ниже мнений в определении ключевой категории социологии Вы согласны? Аргументируйте ответ.

- «Социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом»... (Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С.507).

- Родовое понятие социологии - социальное действие (см. Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2000. – С. 114).

- «Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. – 1990. –

№2. – С.12).

- Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального как характеристика одной из сторон общественной жизни (см. Социология / Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1990. – С.25).

- «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества» (Бороноев А.О., Ельмеев В.Я. О предмете социологии как общей науки об обществе // Социологические исследования. – 1991. – №5. – С.36).

 

3. Согласны ли Вы с мнением П.А. Сорокина о роли и месте социологии в системе обществознания? Этот выдающийся социолог утверждает: «В медицине существует процедура, которую обычно проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомится с историей его жизни. В социальных науках эта процедура, к сожалению, почти отсутствует, ибо ее необходимость еще не осознана. Как и в медицине, (узко) специализированный подход здесь становится плодотворным и разумным лишь когда во внимание принимается все социокультурное пространство. В противном случае, науке уготована судьба быть неадекватной и ложной. В большой семье общественных наук социология играет именно эту роль» (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 170).

 

Контрольные тесты:

1. Кто является основоположником социологии? а) М. Вебер;

б) Огюст Конт; в) К. Маркс;

г) Аристотель.

 

2. Социология как наука возникает … А) в III веке;

Б) в конце XVI века;

В) в середине XIX веке; Г) в начале XX века.

 

3. Социология изучает...


а) человека;

б) общество как целостную систему; в) трудовые процессы;

г) индивидуальные свойства людей.

 

4. Социология как наука возникает в ответ на потребности... а) формирующегося гражданского общества;

б) научно-технической революции;

в) изучения человека и его психологических особенностей; г) исследования политических процессов в обществе.

 

5. Ключевым понятием в социологии является... а) социальный факт;

б) социальный институт;

в) человек;

г) социальное действие.

 

6. Объект социологии – это …

а) социальное пространство – та часть социальной реальности, где существуют социальные явления и протекают социальные процессы;

б) совокупность индивидов, проживающих на одной территории; в) элиты;

г) средний класс.

 

7. Функция социологии, которая заключается в социальном прогнозировании с целью совершенствования социальной жизни, называется:

а) теоретико-познавательная; б) практически-политическая; в) идейно-воспитательная;

г) праксеологическая.

 

8. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

а) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

б) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом; в) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них; г) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

 

 

Темы докладов

1. Место социологии в системе научного знания

2. Социальные изменения и развитие общества.

3. Социальные связи и взаимодействия.

4. Основные подсистемы общества.

5. Постиндустриальное общество и его особенности.

6. Тенденции развития современного российского общества.


 

 

Литература

Основная

1. Вдовиченко Л.Н. Социология на службе общества / Л.Н. Вдовиченко // Социологические исследования. – 2014. – № 2.

2. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации / Ю.Г. Волков // Социологические исследования. – 2011. – № 11.

3. Горшков М.К. Общество – социология – власть: к вопросу о взаимодействии. / М.К. Горшков // Социологические исследования. – 2012. – № 7.

4. Джилардони Г. Размышления о пользе интеграции социологии и истории / Г.Джилардони // Социологические исследования. – 2012. – № 11.

5. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 523с.

6. Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико – методологических подходов / С.А. Кравченко // Социологические исследования. – 2011. – № 1.

7. Кудрина С.А. Ценностные основания появления социологии / С.А. Кудрина // Социологические исследования. – 2014. – № 3.

8. Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: это циопальный и ценностный аспекты. / Т.А. Рассадина. // Социологические исследования. – 2012. –

№ 11.

 

Дополнительная Книги

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3- е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с.

2. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999. -704 с.

3. Гревцов Ю.И. Социология: учебное пособие / Ю.И. Гревцов. – М.: Юридический центр-Пресс, 2003. - 465с.

4. Елсуков А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсукова. –             Минск: Тетрасистемс, 2003.- 544с.

5. Исаев Б.А. Социология: учебное пособие / Б.А. Исаев. - СПб.: Питер, 2007.-224с.

6. Клюев А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу.- СПб.: СЗАГС, 2004. –480c.

7. Лавриненко В.Н. Социология: учебник / В.Н. Лавриненко. - М., ЮНИТИ. 2003. - 407с.

8. Лапин Н.И. Общая социология: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2006.- 415с.

9. Социология: учебное пособие / Под ред. Клюева А.В., Ежова С.П. - СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2007. -184с.

10. Тоффлер Э. Шок будущего: (монография) / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 558с.

11. Тощенко Ж.Т. Социология: учебное пособие / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юрайт, 2004.- 527с.

12. Трошихин В.В. Социология и политика: учебное пособие / В.В. Трошихин, В.Н. Шилов. - М.: РДЛ, 2003. - 275с.


Статьи

1. Андреева И.Н. Социологическая наука и современность               //Социологические исследования. - 2003. - № 2.

2. Бороноев А.О. Смирнов П.И. О понятиях общество и социальное.

//Социологические исследования - 2003. - № 8.

3. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России //Социологические исследования. – 1996. - № 3.

4. Кравченко А.И. Прикладные исследования в США                  //Социологические исследования. – 1987. – №3.

5. Кравченко С.А., Романов В.Л. Социология и вызовы                   современной социокультурной динамики. //Социологические исследования. - 2004. - № 8.

6. Макаренко В.П. Социология и политическая философия:                    проблема взаимодействия. //Социологические исследования. - 2004. - № 8.

7. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования - 2004. - № 3.

 

Интернет-ресурсы

1. Абрамов Р. Похищение будущего или Футуршок Алвина Тоффлера [Электр. ресурс]. – URL: http://socreal.fom.ru/link=atticle265

2. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе / А.О. Бороноев, В.Я. Ельмеев, В.Н. Орлов // Социологические исследования. – 1991. - №

5. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/284/700/1217/006Boronoev.pdf

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии: смысл

«понимающей» социологии [Электр. ресурс] // Сб. Избранные произведения / М. Вебер /       Электронная       библиотека      Гумер       –                 URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php

4. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник (Глава 2 Зарождение социологии позитивизма. Социологическое творчество О. Конта) [Электр. ресурс]. М., 2004. – URL:                                     http://uchebnikionline.com/soziologia/istoriya_sotsiologii_-

_zborovskiy_ge/zarozhdenie_sotsiologii_pozitivizma_sotsiologicheskoe_tvorchestvo_ko nta.htm

5. Значение социологии для других наук [Электр. ресурс]. – URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article=502

6. Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии                                                                                                                    [Электр. ресурс] // Социологические исследования. 1990. № 11. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/617/927/1216/5_Komarov.pdf

7. Кравченко А.И. «Социология в 2-ух тт.». Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014 (Т.1. «Классические теории через призму социологического      воображения».      Стр.      251-293.      –                                     URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Kravchenko_Sociology1.pdf

8. Ядов В.А. Каким мне видится будущее социологии // Социологические исследования.       2012.        №       4.       С.       3-7.       –                               URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/08/15/1265221976/Yadov.pdf

9. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 3-16. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/892/896/1217/1-Yadov.pdf


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.011 с.)