Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции социальных институтов
В самом общем виде основной функцией любого социального института является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он создан и существует. Подобные ожидаемые и необходимые функции получили в социологии название явных функций. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, причем этому сопутствуют довольно строгая традиция или процедура, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Примерами могут служить клятва президента при вступлении в должность; обязательные ежегодные собрания акционеров; регулярные выборы президента Академии Наук; принятие специальных сводов законов об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения: его явные функции могут быть присвоены другими институтами. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Они получили в социологии название латентных функций. Такие результаты могут иметь большое значение для общества. Например, одной из отличительных черт советской системы образования была повышенная идеологизация гуманитарных (да и естественных) курсов. Тем самым социальный институт, призванный обеспечивать профессиональную подготовку, осуществлял и иную практическую цель - латентную функцию - контроль за политической ориентацией студентов, учащихся и преподавателей. Принято выделять следующие основные функции: - функция социализации; - интегративная функция; - обеспечения социальной мобильности; - функция социального контроля. Социализация (33) – это процесс складывания основных параметров человеческой личности (сознания, чувств, способностей) на основе обучения и воспитания, усвоение социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества. Процесс социализации осуществляется в результате усвоения индивидами культуры общества и имеющихся в его распоряжении систем ценностей. В основе социализации лежит процесс обучения, который создает предпосылки для стабильности системы. Этот процесс обеспечивает преемственность исторического развития, с его помощью происходит наследование и преобразование индивидами социального опыта, превращение его в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности и т.д.
Интегративная функция – ее можно рассматривать как предложение процесса социализации, в результате которого воспроизводится общественная структура, создаются компетентные носители ролей, которые присоединяются к оценкам общественной системы, приобретают статус принадлежности к данному обществу и обеспечивают социальное единство. Идентифицируя себя с данной социальной общностью, люди стремятся поддержать определенный сложившийся в ней порядок, общую культуру и набор выражающих ее символов. Обеспечение социальной мобильности – семья, собственность, государственные органы, партии, профорганизации, средства массовой информации могут, способствовать повышению социального статуса людей, т.е. продвижению их по социальной вертикали, а так же определяют совокупность социальных ролей. Некоторые социологи считают, что каждый институт можно описать как систему положений ролей, где роли являются суммой нормативных ожиданий, обращенных к лицу, занимающему определенное повышение. С помощью социальных институтов происходит циркуляция индивидов (профессиональная, территориальная) без изменения социального статуса (например, переход в другую фирму на равнозначную должность). Одновременно, как указывал П. Сорокин(14), социальные институты выступают как «социальные фильтры», ставя заслон в продвижении людей по социальной вертикали (через образование, кастовую и клановую замкнутость, репрессии и т.д.). Социальный контроль. Как отмечал Н.Д. Смелзер(30), люди, включенные в различные социальные группы, обязаны выполнять правила поведения данных групп, общепринятые нормы. Сами нормы различаются по степени строгости, однако, нарушение их влечет за собой различные виды наказания. Соблюдение правил контролируется группами, к
которым принадлежит человек – семьей, сослуживцами, членами религиозных общин, партией и т.д. Диапазон применяемых к нарушителям санкций чрезвычайно широк – от общественного порицания до ограничения социальной деятельности. Группа, как правило, постоянно стремится к корректировке индивидуального поведения, что зачастую приводит к возникновению противоречий и конфликтов. Обществу часто приходится вынуждать, своих членов выполнять ролевые ожидания, т.к. общественное равновесие достигается, если ролевые ожидания ясны и выполняются личностью. Достичь этого трудно. Чтобы не произошло деструктивного срыва, мобилизуется социальный контроль, который использует как положительные, стимулирующие, так и негативные санкции. Если же институт перестает выполнять свои непосредственные функции, удовлетворяя потребности общества, то говорят о дисфункции(34) социального института, обосновал которую Р. Мертон. Также американский социолог ввел понятие «нонфункции»(35) - явные или скрытые (латентные) последствия от функционирования института, которые не имеют особого значения для общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.007 с.) |