Функции социальных институтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции социальных институтов



В самом общем виде основной функцией любого социального института является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он создан и существует. Подобные ожидаемые и необходимые функции получили в социологии название явных функций. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, причем этому сопутствуют довольно строгая традиция или процедура, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Примерами могут служить клятва президента при вступлении в должность; обязательные ежегодные собрания акционеров; регулярные выборы президента Академии


Наук; принятие специальных сводов законов об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения: его явные функции могут быть присвоены другими институтами.

Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Они получили в социологии название латентных функций. Такие результаты могут иметь большое значение для общества. Например, одной из отличительных черт советской системы образования была повышенная идеологизация гуманитарных (да и естественных) курсов. Тем самым социальный институт, призванный обеспечивать профессиональную подготовку, осуществлял и иную практическую цель - латентную функцию - контроль за политической ориентацией студентов, учащихся и преподавателей.

Принято выделять следующие основные функции:

- функция социализации;

- интегративная функция;

- обеспечения социальной мобильности;

- функция социального контроля.

Социализация (33) – это процесс складывания основных параметров человеческой личности (сознания, чувств, способностей) на основе обучения и воспитания, усвоение социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества. Процесс социализации осуществляется в результате усвоения индивидами культуры общества и имеющихся в его распоряжении систем ценностей. В основе социализации лежит процесс обучения, который создает предпосылки для стабильности системы. Этот процесс обеспечивает преемственность исторического развития, с его помощью происходит наследование и преобразование индивидами социального опыта, превращение его в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности и т.д.

Интегративная функция – ее можно рассматривать как предложение процесса социализации, в результате которого воспроизводится общественная структура, создаются компетентные носители ролей, которые присоединяются к оценкам общественной системы, приобретают статус принадлежности к данному обществу и обеспечивают социальное единство. Идентифицируя себя с данной социальной общностью, люди стремятся поддержать определенный сложившийся в ней порядок, общую культуру и набор выражающих ее символов.

Обеспечение социальной мобильности – семья, собственность, государственные органы, партии, профорганизации, средства массовой информации могут, способствовать повышению социального статуса людей, т.е. продвижению их по социальной вертикали, а так же определяют совокупность социальных ролей. Некоторые социологи считают, что каждый институт можно описать как систему положений ролей, где роли являются суммой нормативных ожиданий, обращенных к лицу, занимающему определенное повышение. С помощью социальных институтов происходит циркуляция индивидов (профессиональная, территориальная) без изменения социального статуса (например, переход в другую фирму на равнозначную должность). Одновременно, как указывал П. Сорокин(14), социальные институты выступают как «социальные фильтры», ставя заслон в продвижении людей по социальной вертикали (через образование, кастовую и клановую замкнутость, репрессии и т.д.).

Социальный контроль. Как отмечал Н.Д. Смелзер(30), люди, включенные в различные социальные группы, обязаны выполнять правила поведения данных групп, общепринятые нормы.

Сами нормы различаются по степени строгости, однако, нарушение их влечет за собой различные виды наказания. Соблюдение правил контролируется группами, к


которым принадлежит человек – семьей, сослуживцами, членами религиозных общин, партией и т.д. Диапазон применяемых к нарушителям санкций чрезвычайно широк – от общественного порицания до ограничения социальной деятельности. Группа, как правило, постоянно стремится к корректировке индивидуального поведения, что зачастую приводит к возникновению противоречий и конфликтов.

Обществу часто приходится вынуждать, своих членов выполнять ролевые ожидания, т.к. общественное равновесие достигается, если ролевые ожидания ясны и выполняются личностью. Достичь этого трудно. Чтобы не произошло деструктивного срыва, мобилизуется социальный контроль, который использует как положительные, стимулирующие, так и негативные санкции. Если же институт перестает выполнять свои непосредственные функции, удовлетворяя потребности общества, то говорят о дисфункции(34) социального института, обосновал которую Р. Мертон. Также американский социолог ввел понятие «нонфункции»(35) - явные или скрытые (латентные) последствия от функционирования института, которые не имеют особого значения для общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.007 с.)