Основные виды социального контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды социального контроля



Для контроля за соблюдением норм и ценностей, а также в целях воспрепятствования девиантному поведению применяются социальные санкции. Санкция

- это реакция группы на поведение индивида. Существующие санкции можно подразделить на негативные (наказания, порицания) и позитивные (поощрения).

Негативные санкции связаны с социально неодобряемыми нарушениями норм. В зависимости от степени жесткости норм они могут подразделяться на наказания и порицания. Формами наказаний могут быть административные взыскания, (например, штрафы, выговоры), ограничение доступа к социально ценным ресурсам (например, лишение премий, льгот, привилегий), преследования по суду и т.п. К формам порицания относятся выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п.

Применение позитивных санкций связывается не просто с соблюдением норм, а с деятельностью, которая направлена на их сохранение. Формами позитивных санкций могут быть награды, денежные вознаграждения, одобрение и т.п. Таким образом, использование позитивных или негативных санкций зависит от оценки поведения с точки зрения его последствий для существующих норм (обеспечение устойчивости или нанесение ущерба).

Наряду с негативными и позитивными выделяются формальные и неформальные санкции. Формальные санкции осуществляются официальными институтами: органами охраны правопорядка, судами, налоговыми службами, исправительными учреждениями. В большинстве случаев они носят принудительный характер. Неформальные санкции, как


правило, применяются первичными группами. Групповое давление, сила общественного мнения заставляют личность следовать существующим нормам.

Санкции можно классифицировать следующим образом: формальные негативные, формальные позитивные, неформальные негативные и неформальные позитивные. Формальные негативные санкции - это наказания, предусмотренные правовой системой общества (штрафы, наложение ареста, лишение свободы, конфискация имущества). Формальные позитивные санкции проявляются в публичном одобрении со стороны политических институтов, государственных наградах и премиях, предоставлении определенных льгот, назначении на высокие посты, символических акциях по увековечиванию памяти о том или ином событии (торжествах, праздниках, годовщинах событий и т.п.).

Неформальные негативные санкции сводятся к выражению неудовольствия, насмешкам, саркастическим замечаниям, проявлениям недружелюбия и враждебности, отказу от содействия и помощи и др. Неформальные позитивные санкции выражаются в признании, росте авторитета, славы и почета, доброжелательном отношении той группы, в которую входит индивид.

Процесс применения санкций в целях обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу социального контроля. Впервые понятие социального контроля было введено в научный оборот французским социологом Г. Тардом. Первоначальный смысл этого понятия сводился к использованию средств принуждения, воздействующих на преступников. В дальнейшем его содержание расширилось. Т. Парсонс(7) рассматривал его уже не только как средство противодействия любому отклоняющемуся поведению, но и как способ поддержания социальной стабильности. Американскими социологами Э. Россом и Р. Парком социальный контроль определяется как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержания социального порядка и стабильности.

Система социального контроля имеет достаточно сложную структуру. В нее входят:

1) внешний контроль, осуществляемый с помощью санкций; 2) внутренний контроль, или самоконтроль, обеспечиваемый социализацией и служащий средством саморегулирования поведения индивида; 3) косвенный контроль, обусловленный идентификацией индивида с определенной группой и соответствующим принятием ее норм и следованием им. Т. Парсонсом были выделены основные методы социального контроля. Первый из них - изоляция, применяется с целью ограничения свободы лица, нарушающего важные социальные нормы. На практике он реализуется в виде исполнения приговоров к тюремному заключению. Второй метод, получивший обозначение как обособление, сводится к ограничению социальных контактов индивида, нарушившего нормы, с другими людьми. Третий метод предусматривает реабилитацию нарушителей социальных норм. Работа психологов, психиатров и социальных работников по социальной адаптации личностей, чье поведение отклоняется от нормы, является воплощением этого метода.

Эффективность социального контроля зависит от оценки обществом или группой значимости существующих норм, от степени доступности социально значимых ресурсов, от результатов социализации, степени интеграции общества и уровня его институционализации. Исследователи подчеркивают, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля, о чем свидетельствует статистика правонарушений. Опыт показывает, что усиление наказаний весьма незначительно снижает число преступлений. Этот феномен получил название «кризиса наказаний»(58). Поэтому, в большинстве рекомендаций относительно повышения эффективности социального контроля акцент делается на превентивных (предупредительных) мерах, профилактике правонарушений.


Контрольные вопросы для повторения и самопроверки.

 

1. Охарактеризуйте девиантное поведение на примере отклонения от норм-правил и норм- ожиданий. Есть ли в Ваших характеристиках разница? Аргументируйте ответ.

2. В чём заключается теория стигматизации?

3. Что такое девиантная карьера и каковы её этапы?

4. Что такое косвенный социальный контроль и как он может осуществляться?

5. Как бы Вы могли охарактеризовать понятие «спираль девиантности»?

 

Логические задания и проблемные вопросы

1. Английский философ и историк А. Тойнби писал: «Ценность, подобно времени, относительна». Как вы думаете, что имел в виду английский мыслитель?

2. Какой тип социальной адаптации характеризуют следующие высказывания: «Я доволен тем, что у меня есть», «Другие находятся в гораздо худшем положении, чем я», «Чем выше взлетишь, тем больнее падать», «Не стоит слишком высовываться»?

3. Исследователи подчеркивают, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля, о чем свидетельствует статистика правонарушений. Опыт показывает, что усиление наказаний весьма в незначительной мере приводит к снижению числа преступлений. Этот феномен получил название «кризиса наказаний». Попытайтесь дать развернутое объяснение данного феномена. Используйте для анализа данного феномена основные положения теории стигматизации и концепцию «спирали девиантности».

4. Анализируя динамику самоубийств, Э. Дюркгейм выделил три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Укажите, какими причинами обусловлен каждый из указанных типов. Приведите известные вам самоубийства, характеризующие перечисленные типы.

 

 

Контрольные тесты

1. Понятие «аномия» было введено в социологию: А) Р. Мертоном;

Б) Э. Дюркгеймом; В) Р. Парком;

Г) Г. Беккером.

 

2. Девиантное поведение - это не что иное, как:

а) типичное поведение правонарушителя (делинквента); б) преступное поведение;

в) отклонение от формального закона;

г) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

 

3. Правовые нормы характеризует … а) общеобязательность;

б) неформализованность;

в) самое раннее появление в обществе;

г) регулирование силой общественного мнения.

 

4. Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мертона является: а) конформность;

б) инновация; в) ритуализм; г) ретритизм.


5. Доброжелательное отношение коллег на работе или однокурсников в студенческой группе можно рассматривать как …

а) неформальные негативные санкции; б) формальные негативные санкции;

в) неформальные позитивные санкции; г) формальные позитивные санкции.

 

6. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

а) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов;

в) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актором;

г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

 

 

Темы докладов

1. Конформность и социальные девиации в студенческой среде.

2. Положительные составляющие девиантного поведения.

3. Основные факторы негативных социальных девиаций среди молодёжи в настоящее время.

4. Наркомания как социальная проблема и субкультура.

5. Преступное поведение как крайняя форма отрицательных отклонений.


Литература

Основная

1. Верминенко, Ю.В. проблемы наркотизации и алкоголизации в общественном мнении петербуржцев. / Ю.В. Верминенко // Социологические исследования. – 2012. – № 11.

2. Лысова, А.В. Уровень и динамика женской преступности в России. / А.В. Лысова // Социологические исследования. – 2013. – № 7.

3. Невирко, Д.Д. Наркоситуация и основные направления профилактики наркопотребления в вузах Красноярского края. / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Коробицына. // Социологические исследования. – 2012. – № 9.

 

Дополнительная Книги

1. Исаев, Б.А. Социология: учебное пособие / Б.А. Исаев. - СПб.: Питер, 2007.- 224с.

2. Клюев А.В. Социология: учебное пособие / В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу. - СПб.: СЗАГС, 2004. - 480с.

3. Кравченко, А.И Социология: учебник для бакалавров / А.И Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с.

4. Тощенко Ж.Т. Социология: учебное пособие. - М.: ЮРАЙТ, 2004. –527с.

 

Статьи

1. Антонов, А.И. Несовершеннолетние преступники – кто они? / А.И. Антонов, О.Л. Лебедь //Социологические исследования – 2003. - №4.

2. Арефьев, А.Л. Беспризорные дети России / А.Л. Арефьев // Социологические исследования – 2003. - №9.

3. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов // Социологические исследования. – 2003. - №4.

4. Дьяченко, А.П. Специфика девиантного поведения педофилов / А.П. Дьяченко, Е.И. Цымбал // Социологические исследования. – 2012. – № 9.

5. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. – 2003. - №1.

6. Осинский И.И. Бездомные – социальное дно общества / И.И. Осинский, И.М. Хабаева, И.Б. Балдаева // Социологические исследования. - 2003. - №1.

7. Реутов Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики / Е.В. Реутов // Социологические исследования. – 2004. - №1.

8. Салагаев А.Л. Молодежные группировки – опыт пилотного исследования / А.Л. Салагаев, А.В. Шашкин // Социологические исследования. – 2004. - №9.

9. Сорокин, П.А. Самоубийство как общественное явление / П.А. Сорокин // Социологические исследования – 2003. - №2.

10. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности / Т.В. Шипунова // Социологические исследования. – 2004. - №12.

11. Щербакова Е.М. Нарконашествия в России / Е.М. Щербакова // Социологические исследования. – 2004.- №1.

 

Интернет-ресурсы

1. Гилинский, Я.И. Глава 18. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/441/700/1219/021Glava18.pdf.

2. Санкт-Петербургский центр девиантологии. – URL: http://deviantology.spb.ru/

3. Шмерлина, И. Смертная казнь как норма жизни // Социальная реальность. – 2006. – №

4. – URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Novye_publikazii/sr0604-062- 083[1].pdf.


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Цель: охарактеризовать структуру социального института, его виды и функции, рассмотреть семью и культуру как социальные институты

Задачи: определить понятие социального института, выявить его основные функции и типы, обозначить сущностные характеристики семьи как социального института, ее структуру, роль в современном обществе и тенденции развития, охарактеризовать культуру как социальный институт, определить специфику молодежной субкультуры

 

Введение. Тема социальных институтов весьма обширна, т.к. включает в себя огромные пласты социальных взаимодействий. Ввиду этого мы будем говорить о двух основополагающих институтах, на которых выстраивается один из важнейших процессов

– социализация личности, а именно – о семье и культуре. Ведь именно культура формирует те ценности, те нормы поведения, которые мы принимаем в процессе постепенного взросления. И именно семья нас обучает этим ценностям и нормам, чтобы быть частью культуры, которой мы принадлежим. Как известно, семья – это главный институт социализации. Поэтому изучить формы взаимодействия в семье, этапы социализации, рассмотреть конфликты не только как деструктивные, но и как конструктивные формы взаимодействия (с данной позиции можно, например, рассматривать развод как спасение), представляется весьма значимым и полезным.

 

Материал темы раскрывается в трёх параграфах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.023 с.)