Понятие культуры в социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры в социологии



Слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что обозначает возделывание земли. Однако, говоря о культуре, следует подчеркнуть, что определение данного понятия весьма неоднозначно. Американский социолог Клайд Клакхон собрал более 200 дефиниций культуры, которые составили целый том. На сегодняшний день насчитывается свыше 400 определений культуры.

В зарубежной науке сложилось два направления. Первое рассматривает культуру как динамичный процесс роста и развития (И.Г. Гердер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, А. Тойнби. Э. Тоффлер, О. Шпенглер и др.). Представители второго направления полагают, что культура – это статичное явление, которое не меняется (К. Леви-Стросс, М. Хайдеггер и др.).

С социологической точки зрения «культура» представляет собой совокупность ориентаций, установок, убеждений и ценностей, выражающих их символов, которые являются общими для социальной группы или социальной общности, и служат упорядочению опыта и регулирования поведения ее членов. Это прежде всего социальный институт(42), обеспечивающий системность и устойчивость общества.

Различают культуру духовную и культуру материальную. Материальная культура - это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты (все, что сделано руками человека). Принципиально важно, что артефакты не только являются предметами, созданными человеком, а, следовательно, противопоставляются природным объектам: они также несут на себе определенную смысловую нагрузку, могут иметь символическое значение, а также представляют для членов общества ценность. Другими словами, они концентрируют вокруг себя значения, понятные всем носителям данной культуры.

Духовная культура (нематериальная культура) включает в себя все то, что не имеет непосредственного материального субстрата, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: язык, идеология, знания, ценности, обычаи и т.д. Элементы, входящие в нематериальную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия. Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты.

В целом со времени возникновения социологии в ней присутствуют два подхода к феномену культуры: объективистский и культурно-аналитический. Примером объективистического подхода является концепция Эмиля Дюркгейма. Все проявления культуры (право, мораль, религия и т.д.) Дюркгейм рассматривает как внешние по отношению человека вещи (социальные факты). Культура эволюционирует по собственным законам, не связанным со спецификой индивидуальной психики.

Культурно-аналитический подход развит в концепции понимающей социологии Макса Вебера. По Веберу, человек - культурное существо, действия которого субъективно осмыслены. На основе этих действий происходит становление социальной объективности. Поскольку субъективно осмысленные действия и есть культурно-детерминированные человеческие действия, то и сама социальная объективность выступает как продукт культуры.

С указанных позиций Вебер исследовал причины общественного развития. Так, Вебер показал, что под влиянием протестантского учения сложились определенные элементы культуры капитализма. Веберовский социологический анализ раскрыл роль культуры как в становлении глобальных социально-экономических систем (общественно-


экономических формаций), так и в формировании и развитии различных социальных институтов (семьи, государства, образования и др.).

Традиции культурно-аналитического направления нашли продолжение в концепциях символического интеракционизма и социальной феноменологии. Основоположник символического интреакционизма американский социолог Дж. Г. Мид подверг анализу знаковые (семиотические) аспекты межсубъектных взаимодействий. Во взаимодействиях используются жесты, которые выполняют функцию символа (в понятие жест Мид включает и «вербальный жест» - слово). Значение жеста выражает субъективный смысл действия. Благодаря тождественности восприятия жестов разными людьми происходит то, что Мид назвал принятием роль другого. Последнее означает учет мнения других людей, т.е. социальных характер действия. Таким образов возникает социальность, в том числе явления культуры.

Близкое к символическому интеракционизму понимания культуры характерно для социальной феноменологии австрийского социолога Альфреда Шюца. Он сосредотачивает внимание на мире человеческой непосредственности. Этот мир чувствования, стремления, желания, сомнения, т.е. жизненный мир как раздвигающийся

«горизонт» всех целей и интересов человека. Концепция Шюца сближает понятия культуры с жизненным миром человека. При этом мир непосредственно человеческой жизнедеятельности противопоставляется в социальной феноменологии, существующим независимо от человека, жестким структурам, детерминирующим поведения людей.

Несмотря на противоположность исходных установок, оба рассмотренных выше подхода – объективистического анализа. Ориентация на тот или другой подход зависит от эмпирической базы исследования и парадигмы, в контексте которой осуществляется социологический анализ.

Акцент на выявления формационных или цивилизационных характеристик общества делает умственным объективистский подход к анализу содержания культуры. Объяснение социальности на основе индивидуально-личностных духовных начал может быть дано в контексте культурно-аналитического подхода. Разные концепции культуры фиксируют внимание на различных аспектах культурологического осмысления реальности, человеческой деятельности, общественной жизни. В зависимости от практических и теоретико-познавательных задач может использоваться та или другая модель культуры.

В настоящее время специфика и содержание культуры наиболее полно раскрывается, по-видимому, в рамках аксиологической трактовки культуры. Социологический анализ выполняет в этом случае функции ценностного учения о культуре. При этом снимаются односторонности объективистического (разведение понятий общества и культуры) и культурно-аналитического подхода (фактическое отождествление понятий общества и культуры).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.006 с.)