Основные виды количественных методов исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды количественных методов исследований



Как уже было сказано в предыдущей главе, существует множество разновидностей опроса. Таким образом, опрос как таковой не может быть отнесен к количественным или качественным методам исследования, поскольку представляет собой метод сбора первичной информации. В то время как обозначенные разновидности опроса могут быть количественными или качественными (анкетирование, интервью).

 

Таблица 3. Типология методов исследования по числу опрошенных и степени

вовлеченности социолога

 

Количественная стратегия имеет следующие особенности:

- Используется для изучения достаточно больших по численности                      объектов (социальных групп, общностей, большого количества документальных источников);

- Исследовательской целью является причинное объяснение и                                 измерение взаимосвязей;

- Изучение концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий;

- Логика анализа дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий;

- Концепции формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными;

- Для проведения количественных исследований используются стандартизованные разновидности методов сбора социологической информации, метод измерения, выборочный метод и методы статистического анализа данных;

- Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются;

- Данные представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Анализ осуществляется статистическими методами.

 

К количественным методам относят: анкетирование, массовое интервью, контент- анализ, социометрию.


Анкетирование – наиболее распространенный в практике социологии вид опроса. Он может быть групповым или индивидуальным. При индивидуальном методе анкеты раздаются каждому респонденту, а сами респонденты находятся в разных местах (дома, на рабочих местах, в местах обучения и т.д.). При групповом опросе все делается, как и при индивидуальном, но с той лишь разницей, что группа респондентов собирается в одном месте. Таким образом, групповой (аудиторный) опрос — это метод единовременного, но индивидуального анкетирования респондентов, собранных в определенное время в одном помещении. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 чел. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут прокон- сультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. Анкета имеет здесь свои отличительные черты: она является сравнительно небольшой по объему и простой по сюжету, компоновке и формулировке вопросов и вариантов ответов. Максимальный объем: 30-40 вопросов, оптимальный - 20-25 вопросов. Анкета заполняется обычно в течение 20-30 мин.

Однако самым популярным в российской социологии является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75-80% случаев. При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты (метод раздаточного индивидуального анкетирования).

Анкетирование также бывает очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету. В последнее время стало всё более распространённым онлайн-анкетирование, т.е. опрос посредством Интернета. Сегодня можно бесплатно создать анкету на таких сайтах, например, как http://www.createsurvey.ru/ или http://webanketa.com/ru/, http://www.survio.com/ru/, распространить эту анкету в социальных сетях или по электронной почте, и за довольно короткий промежуток времени получить большой объём информации, не выходя из дома. Интернет удобен тем, что он сближает анкетируемого и интервьюера, ставит их на один уровень. Также при помощи современных технических средств обработка анкет проходит намного быстрее, чем раньше, ведь сейчас на это тратится несколько часов, а раньше было необходимо обрабатывать анкеты в течение нескольких дней. Более того, на большинстве специализированных сайтов обработка полученных данных происходит автоматически. Это – несомненный плюс данного вида проведения опросов. Однако, наряду с плюсами, существует ряд минусов. К ним относится и целевая аудитория Интернета. Во-первых, глобальной сетью пользуется в России далеко не каждый человек, особенно среднего и пожилого возраста. Также существует проблема смещения выборки при Интернет- опросах (сегодня результаты любого Интернет-опроса, не затрагивающего Интернет- специфической тематики, будут смещенными). Поэтому серьезные базовые исследования стоит проводить не только онлайн, но и в режиме реальной жизни.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные (или экспертные). В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных), во втором случае — главный источник информации — компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя про- фессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Таким образом, массовые виды интервью


относят к количественным  методам,  в то время как экспертное интервью – к качественным.

 

Таблица 4. Достоинства и недостатки опросных методов (по А.И. Кравченко)

 

Метод Достоинства Недостатки
По почте Может проводиться малой группой исследователей. Низкая стоимость.                  Легкость организации.        Отсутствует влияние со стороны ин- тервьюера. Могут быть использованы иллюстрации. Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность уточнить вопросы.                           Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на открытые вопросы.
По телефону Низкая            стоимость. Полевые исследования могут быть завершены достаточно быстро. Пригоден для сбора как фактических данных, так и данных,       характеризующих вопросы                               отношений. Централизованный контроль. Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.                 Трудно поддерживать интерес более 15- 20 минут. Трудно задавать сложные вопросы.
Личное интервью Глубина               опроса. Возможность демонстрировать продукт.              Возможность приковывать внимание рес- пондента в течение долгого вре- мени. Возможность слушать жи- вую речь. Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера на респондентов. Интервью может быть прервано. Требуется большая команда интервьюеров.

 

Анализ документов в социологии — это целое направление исследовательской деятельности. Особое место в нем занимает контент-анализ, которому принадлежит важнейшая роль в изучении социальных взаимодействий.

Метод контент-анализа предназначен для выяснения степени интенсивности и преобладающих форм репрезентации каких-либо заранее обозначенных фрагментов информации (так называемых «единиц анализа» или «смысловых единиц») в общем объеме изучаемых текстовых материалов. Этот метод позволяет в процессе статистической обработки информационного источника дать обоснованное заключение, к примеру, об особенностях информационного сопровождения той или иной избирательной кампании, о преобладающих и доминирующих элементах в образах лидеров, воспроизводимых в политической рекламе, о типичных претензиях к органам управления, содержащихся в письмах, с которыми жители обращаются в СМИ, и т.п.

К основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выбор информационных источников: текстовые материалы, документы ограниченного обращения или личные архивные документы.

2. Определение смысловых единиц анализа – понятия, термина или имени, названия учреждения, организации, политической партии и т.п.; темы, представленной в определенных объемах текста или телевизионного времени, а также контекста и условий, при которых тема появляется, нарастает или, напротив, исчезает.

3. Интерпретация результатов контент-анализа: составление калибровочной таблицы, в которую заносятся выделенные заранее признаки-индикаторы выбранных смысловых единиц, обнаруженные в тексте.


Таким образом, контент-анализ позволяет проводить исследование относительно автономно: не требуется ни создания специально обученных исследовательских коллективов, ни работы с респондентской сетью. Как следствие, данный метод практически не требует никаких финансовых затрат. Проведение контент-анализа также не связано с проблемами этического риска или психологических трудностей общения с респондентами, которые нередко приводят к сбоям в исследовательской практике.

Ограниченность применения контент-анализа обусловлена, прежде всего, сложностями в общей оценке значимости (конкретно-исторической, социокультурной, политической и др.) выбранных объектов анализа, их временной контекстуальностью, которая ясна всем читателям, слушателям, зрителям «здесь и сейчас», но пропадает почти сразу же после публикации или сообщения и подлежит логической реконструкции социолога, т.е. может быть искажена. В то же время необходимо помнить, что контент- анализ — достаточно трудоемкая процедура, требующая от исследователя таких качеств, как внимания к деталям, тщательности, усидчивости. Наиболее продуктивные результаты приносит использование контент-анализа как мониторингового сопровождения социологических опросов или наблюдения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.)