Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные виды количественных методов исследований
Как уже было сказано в предыдущей главе, существует множество разновидностей опроса. Таким образом, опрос как таковой не может быть отнесен к количественным или качественным методам исследования, поскольку представляет собой метод сбора первичной информации. В то время как обозначенные разновидности опроса могут быть количественными или качественными (анкетирование, интервью).
Таблица 3. Типология методов исследования по числу опрошенных и степени вовлеченности социолога
Количественная стратегия имеет следующие особенности: - Используется для изучения достаточно больших по численности объектов (социальных групп, общностей, большого количества документальных источников); - Исследовательской целью является причинное объяснение и измерение взаимосвязей; - Изучение концентрируется на уровне макроанализа фактов, событий; - Логика анализа дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий; - Концепции формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными; - Для проведения количественных исследований используются стандартизованные разновидности методов сбора социологической информации, метод измерения, выборочный метод и методы статистического анализа данных; - Инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются; - Данные представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей. Анализ осуществляется статистическими методами.
К количественным методам относят: анкетирование, массовое интервью, контент- анализ, социометрию. Анкетирование – наиболее распространенный в практике социологии вид опроса. Он может быть групповым или индивидуальным. При индивидуальном методе анкеты раздаются каждому респонденту, а сами респонденты находятся в разных местах (дома, на рабочих местах, в местах обучения и т.д.). При групповом опросе все делается, как и при индивидуальном, но с той лишь разницей, что группа респондентов собирается в одном месте. Таким образом, групповой (аудиторный) опрос — это метод единовременного, но индивидуального анкетирования респондентов, собранных в определенное время в одном помещении. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 чел. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут прокон- сультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. Анкета имеет здесь свои отличительные черты: она является сравнительно небольшой по объему и простой по сюжету, компоновке и формулировке вопросов и вариантов ответов. Максимальный объем: 30-40 вопросов, оптимальный - 20-25 вопросов. Анкета заполняется обычно в течение 20-30 мин.
Однако самым популярным в российской социологии является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75-80% случаев. При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты (метод раздаточного индивидуального анкетирования). Анкетирование также бывает очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету. В последнее время стало всё более распространённым онлайн-анкетирование, т.е. опрос посредством Интернета. Сегодня можно бесплатно создать анкету на таких сайтах, например, как http://www.createsurvey.ru/ или http://webanketa.com/ru/, http://www.survio.com/ru/, распространить эту анкету в социальных сетях или по электронной почте, и за довольно короткий промежуток времени получить большой объём информации, не выходя из дома. Интернет удобен тем, что он сближает анкетируемого и интервьюера, ставит их на один уровень. Также при помощи современных технических средств обработка анкет проходит намного быстрее, чем раньше, ведь сейчас на это тратится несколько часов, а раньше было необходимо обрабатывать анкеты в течение нескольких дней. Более того, на большинстве специализированных сайтов обработка полученных данных происходит автоматически. Это – несомненный плюс данного вида проведения опросов. Однако, наряду с плюсами, существует ряд минусов. К ним относится и целевая аудитория Интернета. Во-первых, глобальной сетью пользуется в России далеко не каждый человек, особенно среднего и пожилого возраста. Также существует проблема смещения выборки при Интернет- опросах (сегодня результаты любого Интернет-опроса, не затрагивающего Интернет- специфической тематики, будут смещенными). Поэтому серьезные базовые исследования стоит проводить не только онлайн, но и в режиме реальной жизни.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону. В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные (или экспертные). В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных), во втором случае — главный источник информации — компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя про- фессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Таким образом, массовые виды интервью относят к количественным методам, в то время как экспертное интервью – к качественным.
Таблица 4. Достоинства и недостатки опросных методов (по А.И. Кравченко)
Анализ документов в социологии — это целое направление исследовательской деятельности. Особое место в нем занимает контент-анализ, которому принадлежит важнейшая роль в изучении социальных взаимодействий. Метод контент-анализа предназначен для выяснения степени интенсивности и преобладающих форм репрезентации каких-либо заранее обозначенных фрагментов информации (так называемых «единиц анализа» или «смысловых единиц») в общем объеме изучаемых текстовых материалов. Этот метод позволяет в процессе статистической обработки информационного источника дать обоснованное заключение, к примеру, об особенностях информационного сопровождения той или иной избирательной кампании, о преобладающих и доминирующих элементах в образах лидеров, воспроизводимых в политической рекламе, о типичных претензиях к органам управления, содержащихся в письмах, с которыми жители обращаются в СМИ, и т.п.
К основным процедурам контент-анализа относятся: 1. Выбор информационных источников: текстовые материалы, документы ограниченного обращения или личные архивные документы. 2. Определение смысловых единиц анализа – понятия, термина или имени, названия учреждения, организации, политической партии и т.п.; темы, представленной в определенных объемах текста или телевизионного времени, а также контекста и условий, при которых тема появляется, нарастает или, напротив, исчезает. 3. Интерпретация результатов контент-анализа: составление калибровочной таблицы, в которую заносятся выделенные заранее признаки-индикаторы выбранных смысловых единиц, обнаруженные в тексте. Таким образом, контент-анализ позволяет проводить исследование относительно автономно: не требуется ни создания специально обученных исследовательских коллективов, ни работы с респондентской сетью. Как следствие, данный метод практически не требует никаких финансовых затрат. Проведение контент-анализа также не связано с проблемами этического риска или психологических трудностей общения с респондентами, которые нередко приводят к сбоям в исследовательской практике. Ограниченность применения контент-анализа обусловлена, прежде всего, сложностями в общей оценке значимости (конкретно-исторической, социокультурной, политической и др.) выбранных объектов анализа, их временной контекстуальностью, которая ясна всем читателям, слушателям, зрителям «здесь и сейчас», но пропадает почти сразу же после публикации или сообщения и подлежит логической реконструкции социолога, т.е. может быть искажена. В то же время необходимо помнить, что контент- анализ — достаточно трудоемкая процедура, требующая от исследователя таких качеств, как внимания к деталям, тщательности, усидчивости. Наиболее продуктивные результаты приносит использование контент-анализа как мониторингового сопровождения социологических опросов или наблюдения.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.) |