Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура анкеты и виды вопросов
Анкета - это объединенная единым замыслом система вопросов, направленных на выявление качественных и количественных характеристик, как отдельной личности, так и социальной группы, коллектива. Анкеты, или, как их еще называют, вопросники, можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассы- лаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале). Анкета – это не просто перечень различных вопросов, а документ, имеющий свою определенную структуру. Структура анкеты включает в себя несколько блоков. На первом месте в анкете всегда стоит вводная часть, в которой указывается: кто проводит опрос; с какой целью; дается инструкция по заполнению анкеты; указывается способ возврата анкеты (в случае, если это почтовый или прессовый опрос). Вводная часть призвана дать настрой респонденту на работу, что в конечном итоге сказывается на качестве и достоверности информации. Как правило, непосредственно опросную часть открывает группа контактных вопросов. Основная цель этих вопросов заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему. К контактным вопросам предъявляются особые требования: во- первых, вопросы должны быть просты в своих формулировках, а ответы на них достаточно легки; во-вторых, контактных вопросов не должно быть много, иначе они забивают следующую за ними группу основных вопросов. Основные вопросы – это вопросы, которые несут в себе основную информацию по изучаемой проблеме, и их содержание всегда определяется целями и задачами исследования. Наиболее оптимальная компоновка основных вопросов в соответствии с задачами исследования, т.е. каждой задаче соответствует свой блок вопросов. В блоке же вопросы могут располагаться: либо по важности носимой ими информации с точки зрения исследования (от простого к сложному); либо в свободной форме, следуя один за другим. За основными вопросами в анкете следует блок заключительных вопросов, которые призваны снять у респондента психологическое напряжение, вызванное работой с анкетой, и позволяющие почувствовать ему, что проделана большая и нужная работа. В конце анкеты, как правило, располагается паспортичка, которая позволяет социологу определить социально-демографические характеристики респондентов и провести их типологизацию по таким параметрам, как пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, национальность, отношение к вере и т.д.
В социологии сложились определенные правила составления вопросов: 1) Каждый вопрос должен быть логически завершен; 2) Вопросы не должны быть слишком длинными. Наиболее приемлемыми являются 5-9 слов в предложении; 3) Вопрос должен быть конкретен, понятен и прост. Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия; 4) Если есть необходимость, то в вопросе надо сделать разъяснение; 5) Вопросы анкеты не должны быть утверждающего характера; 6) Не желательно включать в анкету вопрос, вызывающий заведомо негативное отношение. 7) Четкий шрифт, достаточное место для записей ответа на открытые вопросы.
Виды вопросов классифицируются по нескольким критериям: по содержанию: - о фактах сознания, поведения, отношения к чему-либо; - о личности респондентов. по форме: - открытые – предусматривают свободную форму ответа, не содержат вариантов ответа; - закрытые – предложен полный набор вариантов ответов; - полузакрытые - употребляется в тех ситуациях, где социолог не уверен в полноте известных ему вариантов ответов, предоставляя респонденту возможность самому дополнить их. В конце полузакрытых вопросов после перечня вариантов ответов добавляется открытый вариант «другое»/«свой вариант» с полем для заполнения. по возможности выбора: - альтернативные – предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%; - неальтернативные – допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. по функциям: - основные – направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления - неосновные – к ним относятся: ü вопросы – фильтры, направленные на выявление адресата основных вопросов; ü контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость ответов респондента, обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии от основных вопросов;
ü вопросы-крючки – поддержание интереса респондента к заполнению анкеты; ü вопросы-ловушки – выявление искренности ответов респондента; ü наводящие вопросы – помогают точнее понять смысл следующего вопроса Контрольные вопросы для повторения и самопроверки 1. Назовите основные особенности количественных методов социологического исследования. 2. Какие виды количественных исследований Вы знаете? Можно ли отнести интервью к количественным методам? Аргументируйте свой ответ. 3. В каких случаях можно построить чисто случайную выборку? 4. Какой тип выборки вы предложили бы для оценки качества преподавания предмета в вузе? 5. Чем отличаются открытые от закрытых и полузакрытых вопросов в анкете социологического исследования?
Логические задания и проблемные вопросы 1. При возвращении анкет выяснилось, что многие из них были заполнены лишь частично. Чем это могло быть вызвано? Что делать в этой ситуации? 2. Анкета заполнена полностью, но исследователь решил не включать ее данные в общий массив. Почему это могло произойти? 3. Приведите пример формулировки вопроса, которая может повлиять на ответ респондента. 4. Рекомендуется структурировать анкету по сложности вопросов следующим образом: I. 50% времени заполнения анкеты – плавное увеличение сложности вопросов II. 15% времени – плавный спад III. 25% времени – резкий подъем IV. 10% времени – резкий спад. Чем, на Ваш взгляд, объясняется эта последовательность? 5. Профессиональные социологи отмечают наличие установок, которые встречаются у абсолютного большинства респондентов и препятствуют получению достоверной информации. Это следующие установки: 1) респондент хочет быть полезным; 2) респондент стремится быть вежливым; 3) респондент стремится показать свою эрудицию; 4) респондент склонен к конформизму – согласию с одобряемыми социальными ценностями и нормами. Приведите примеры, когда перечисленные установки приводят к получению ложных данных. 6. Какая информация необходима для проектирования квотной выборки в рамках одного вуза? Города? Региона? Страны? 7. Представьте, что вам нужно разработать рекомендации для интервьюеров о поведении в ходе исследования. Предложите небольшой список что можно и чего нельзя делать в «поле». 8. Для чего необходима вводная часть в анкете? Если бы вы инструктировали группы респондентов о заполнении анкеты, то как выглядела бы инструкция? Напишите вступление для телефонного интервью. Напишите вступление для раздаточного и индивидуального анкетирования.
Контрольные тесты 1. Анкета представляет собой... а) метод сбора первичной социологической информации; б) вопросник, предлагаемый респонденту для получения необходимой социологической информации; в) рекомендации органам власти для решения в сфере управления; г) совокупность вопросов, направленных на выявление личности респондента.
2. Выборка, когда социолог опрашивает «первого встречного», называется … а) квотная; б) стихийная; в) систематическая; г) случайная.
3. Основанием для выбора количественных методов исследования является: а) исследование частного случая;
б) исследование в хорошо изученной области; в) исследование принципиально новых явлений и процессов; г) исследование макросоциальных процессов.
4. Основоположником метода контент-анализа является: а) Б. Берельсон; б) А.Н. Алексеев; в) К. Криппендорф; г) Г. Лассуэл.
5. Если перед исследователем стоит задача провести контент-анализ текстов, размещенных на веб-сайтах русскоязычного Интернет-сегмента и посвященных политико-идеологическим оценкам современной демографической ситуации в России, то какие категоризированные переменные должны оказаться в центре внимания? а) политико-идеологическая направленность текста; б) суждения по демографическим вопросам; в) общие характеристики текста; г) все приведенные выше.
6. В социологии контент-анализ также получил название: а) текстовая расшифровка; б) текстуальная дешифровка; в) текстуальное кодирование; г) текстовое зондирование.
7. Основными достоинствами метода анкетного опроса являются: а) оперативность; б) возможность фиксировать невербальные реакции респондента; в) массовость; г) высокая достоверность данных.
8. Соотнесите способы формирования выборки и их признаки:
Темы докладов 1. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований. 2. Методы формирования выборки и проведения опросов Института Гэллапа. 3. Использование опросного метода в социальной практике. 4. Распространенные ошибки при составлении анкеты. 5. Процедура «пилотажа» (предварительного тестирования) анкеты. Литература Основная: 1. Кравченко, А.И Социология: учебник для бакалавров / А.И Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с.
Дополнительная: Книги: 1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М., 2004. – 620 с. 2. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 286 с. 3. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И.В. Бестужев-Лада.
– М.: Педагогическое общество России, 2002. – 194 с. 4. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – М.: Тривола, 1998. – 226 с. 5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. 6. Горшков М.К, Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с. 7. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. – 208 с. 8. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с. 9. Касьянов, В.В. Социология для экономистов / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 288 с. 10. Клюев, А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу. – СПб.: СЗАГС, 2004. – 480 с. 11. Лашкова Е.Г., Куценко А.И. Маркетинг: практика проведения исследований: учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. 12. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: Форум – Инфра М, 2005. – 192 с. 13. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990. – 232 с. 14. Прикладная социология: учебное пособие / под общ. ред. С.П. Ежова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003. – 103 с. 15. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Наука, 1983. – 480 с. 16. Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ./ С. Садмен, Н. Брэдберн. – М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2002. – 382 с. 17. Социология: учебное пособие / под ред. А.В. Клюева и С.П. Ежова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003. – 184 с. 18. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с. 19. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
Статьи: 1. Гуреев, С.В. Анализ рисков в социологических исследованиях / С.В. Гуреев // Социологическое исследование. – 2007. – № 10. – С. 132-139. 2. Давыдов, А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 131-138. 3. Давыдов, А.А. Объем выборки / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 1988. – № 6. – С. 83-90. 4. Кармадонов, О.А. «Символ» в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов / О.А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 130-138. 5. Клюшина, Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа / Н.А. Клюшина // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 98-104. 6. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия / А.Б. Божков, А.С. Готлиб, А.Е. Гришина, В.П. Култыгин, Ю.Н. Толстова // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 3-14. 7. Лаба, Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов / Л.Я. Лаба
// Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 122-129. 8. Лютынский, Я. Вопрос как инструмент социологического исследования / Я. Лютынский // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 89-98. 9. Маслова, О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) / О.М. Маслова // Социология: 4M. – 1995. – № 5-6. – С. 5-15. 10. Маслова, О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. – 1984. – № 2. – С. 129-138. 11. Мягков, А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов / А.Ю. Мягков // Социологические исследования. – 2003. – №2. – С. 115-125. 12. Савинская, О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы / О.Б. Савинская // Социологические исследования. – 2007. – № 10. – С. 122-131. 13. Толстова, Ю.Н. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле / Ю.Н. Толстова, Е.В. Масленников // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109. 14. Фливберг, Б.Ф. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики / Б.Ф. Фливберг // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 15-19.
Материалы в Интернете: 1. Методика социологического исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=23 2. Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. [Электронный ресурс]. – М.: РИЦ «Северо_Восток», 2010. – URL: http://www.gfk.ru/filestore/0098/0087/675/Online_Research_2_full.pdf 3. Программа социологического исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=21 4. Самоактуализация подростков: теоретико-эмпирическое исследование [Электронный ресурс]. – URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1162.htm 5. Ефремова Ж.Д. Технология исследования в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – URL: http://www.smalltown.siteedit.ru/technology
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.051 с.) |