Структура анкеты и виды вопросов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура анкеты и виды вопросов



Анкета - это объединенная единым замыслом система вопросов, направленных на выявление качественных и количественных характеристик, как отдельной личности, так и социальной группы, коллектива.

Анкеты, или, как их еще называют, вопросники, можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассы- лаемая по почте); прессовая (публикуемая в газете или журнале).

Анкета – это не просто перечень различных вопросов, а документ, имеющий свою определенную структуру. Структура анкеты включает в себя несколько блоков.

На первом месте в анкете всегда стоит вводная часть, в которой указывается: кто проводит опрос; с какой целью; дается инструкция по заполнению анкеты; указывается способ возврата анкеты (в случае, если это почтовый или прессовый опрос). Вводная часть призвана дать настрой респонденту на работу, что в конечном итоге сказывается на качестве и достоверности информации.

Как правило, непосредственно опросную часть открывает группа контактных вопросов. Основная цель этих вопросов заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему. К контактным вопросам предъявляются особые требования: во- первых, вопросы должны быть просты в своих формулировках, а ответы на них достаточно легки; во-вторых, контактных вопросов не должно быть много, иначе они забивают следующую за ними группу основных вопросов.

Основные вопросы это вопросы, которые несут в себе основную информацию по изучаемой проблеме, и их содержание всегда определяется целями и задачами исследования. Наиболее оптимальная компоновка основных вопросов в соответствии с задачами исследования, т.е. каждой задаче соответствует свой блок вопросов. В блоке же вопросы могут располагаться: либо по важности носимой ими информации с точки зрения исследования (от простого к сложному); либо в свободной форме, следуя один за другим.


За основными вопросами в анкете следует блок заключительных вопросов, которые призваны снять у респондента психологическое напряжение, вызванное работой с анкетой, и позволяющие почувствовать ему, что проделана большая и нужная работа.

В конце анкеты, как правило, располагается паспортичка, которая позволяет социологу определить социально-демографические характеристики респондентов и провести их типологизацию по таким параметрам, как пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, национальность, отношение к вере и т.д.

 

В социологии сложились определенные правила составления вопросов:

1) Каждый вопрос должен быть логически завершен;

2) Вопросы не должны быть слишком длинными. Наиболее приемлемыми являются 5-9 слов в предложении;

3) Вопрос должен быть конкретен, понятен и прост. Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия;

4) Если есть необходимость, то в вопросе надо сделать разъяснение;

5) Вопросы анкеты не должны быть утверждающего характера;

6) Не желательно включать в анкету вопрос, вызывающий заведомо негативное отношение.

7) Четкий шрифт, достаточное место для записей ответа на открытые вопросы.

 

Виды вопросов классифицируются по нескольким критериям:

по содержанию:

- о фактах сознания, поведения, отношения к чему-либо;

- о личности респондентов.

по форме:

- открытые – предусматривают свободную форму ответа, не содержат вариантов ответа;

- закрытые – предложен полный набор вариантов ответов;

- полузакрытые - употребляется в тех ситуациях, где социолог не уверен в полноте известных ему вариантов ответов, предоставляя респонденту возможность самому дополнить их. В конце полузакрытых вопросов после перечня вариантов ответов добавляется открытый вариант «другое»/«свой вариант» с полем для заполнения.

по возможности выбора:

- альтернативные – предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%;

- неальтернативные – допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%.

по функциям:

- основные – направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления

- неосновные – к ним относятся:

ü вопросы – фильтры, направленные на выявление адресата основных вопросов;

ü контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость ответов респондента, обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии от основных вопросов;

ü вопросы-крючки – поддержание интереса респондента к заполнению анкеты;

ü вопросы-ловушки – выявление искренности ответов респондента;

ü наводящие вопросы – помогают точнее понять смысл следующего вопроса


Контрольные вопросы для повторения и самопроверки

1. Назовите основные особенности количественных методов   социологического исследования.

2. Какие виды количественных исследований Вы знаете? Можно ли отнести интервью к количественным методам? Аргументируйте свой ответ.

3. В каких случаях можно построить чисто случайную выборку?

4. Какой тип выборки вы предложили бы для оценки качества преподавания предмета в вузе?

5. Чем  отличаются открытые  от закрытых и полузакрытых вопросов  в  анкете социологического исследования?

 

 

Логические задания и проблемные вопросы

1. При возвращении анкет выяснилось, что многие из них были заполнены лишь частично. Чем это могло быть вызвано? Что делать в этой ситуации?

2. Анкета заполнена полностью, но исследователь решил не включать ее данные в общий массив. Почему это могло произойти?

3. Приведите пример формулировки вопроса, которая может повлиять на ответ респондента.

4. Рекомендуется структурировать анкету по сложности вопросов следующим образом:

I. 50% времени заполнения анкеты – плавное увеличение сложности вопросов

II. 15% времени – плавный спад

III. 25% времени – резкий подъем

IV. 10% времени – резкий спад.

Чем, на Ваш взгляд, объясняется эта последовательность?

5. Профессиональные социологи отмечают наличие установок, которые встречаются у абсолютного большинства респондентов и препятствуют получению достоверной информации. Это следующие установки:

1) респондент хочет быть полезным;

2) респондент стремится быть вежливым;

3) респондент стремится показать свою эрудицию;

4) респондент склонен к конформизму – согласию с одобряемыми социальными ценностями и нормами.

Приведите примеры, когда перечисленные установки приводят к получению ложных данных.

6. Какая информация необходима для проектирования квотной выборки в рамках одного вуза? Города? Региона? Страны?

7. Представьте, что вам нужно разработать рекомендации для интервьюеров о поведении в ходе исследования. Предложите небольшой список что можно и чего нельзя делать в «поле».

8. Для чего необходима вводная часть в анкете? Если бы вы инструктировали группы респондентов о заполнении анкеты, то как выглядела бы инструкция? Напишите вступление для телефонного интервью. Напишите вступление для раздаточного и индивидуального анкетирования.

 

 

Контрольные тесты

1. Анкета представляет собой...

а) метод сбора первичной социологической информации;


б) вопросник, предлагаемый респонденту для получения   необходимой социологической информации;

в) рекомендации органам власти для решения в сфере управления;

г) совокупность вопросов, направленных на выявление личности респондента.

 

2. Выборка, когда социолог опрашивает «первого встречного», называется … а) квотная;

б) стихийная;

в) систематическая; г) случайная.

 

3. Основанием для выбора количественных методов исследования является: а) исследование частного случая;

б) исследование в хорошо изученной области;

в) исследование принципиально новых явлений и процессов; г) исследование макросоциальных процессов.

 

4. Основоположником метода контент-анализа является: а) Б. Берельсон;

б) А.Н. Алексеев; в) К. Криппендорф; г) Г. Лассуэл.

 

5. Если перед исследователем стоит задача провести контент-анализ текстов, размещенных на веб-сайтах русскоязычного Интернет-сегмента и посвященных политико-идеологическим оценкам современной демографической ситуации в России, то какие категоризированные переменные должны оказаться в центре внимания?

а) политико-идеологическая направленность текста; б) суждения по демографическим вопросам;

в) общие характеристики текста; г) все приведенные выше.

 

6. В социологии контент-анализ также получил название: а) текстовая расшифровка;

б) текстуальная дешифровка; в) текстуальное кодирование; г) текстовое зондирование.

 

7. Основными достоинствами метода анкетного опроса являются: а) оперативность;

б) возможность фиксировать невербальные реакции респондента; в) массовость;

г) высокая достоверность данных.

 

8. Соотнесите способы формирования выборки и их признаки:

Гнездовая выборка Разделение на однородные части и отбор единиц внутри этих частей
Квотный отбор Единицы исследования размещены компактно
Механический отбор В основу выборки положены алфавитные списки, карточки, схемы
Стратифицированная Основанием является целенаправленное формирование

выборка структуры выборочной совокупности

 

Темы докладов

1. Влияние формулировки вопроса на результаты эмпирических исследований.

2. Методы формирования выборки и проведения опросов Института Гэллапа.

3. Использование опросного метода в социальной практике.

4. Распространенные ошибки при составлении анкеты.

5. Процедура «пилотажа» (предварительного тестирования) анкеты.


Литература

Основная:

1.  Кравченко, А.И Социология: учебник для бакалавров / А.И Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с.

 

Дополнительная:

Книги:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М., 2004. – 620 с.

2. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 286 с.

3. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И.В. Бестужев-Лада.

– М.: Педагогическое общество России, 2002. – 194 с.

4. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – М.: Тривола, 1998. – 226 с.

5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

6. Горшков М.К, Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с.

7. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф.              Девятко.          – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. – 208 с.

8. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.

9. Касьянов, В.В. Социология для экономистов / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 288 с.

10. Клюев, А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу. – СПб.: СЗАГС, 2004. – 480 с.

11. Лашкова Е.Г., Куценко А.И. Маркетинг: практика проведения исследований: учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. – М.: Издательский центр

«Академия», 2008. – 240 с.

12. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: Форум – Инфра М, 2005. – 192 с.

13. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990. – 232 с.

14. Прикладная социология: учебное пособие / под общ. ред. С.П. Ежова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003. – 103 с.

15. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Наука, 1983. – 480 с.

16. Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / Пер. с англ./ С. Садмен, Н. Брэдберн. – М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2002. – 382 с.

17. Социология: учебное пособие / под ред. А.В. Клюева и С.П. Ежова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003. – 184 с.

18. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с.

19. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

 

Статьи:

1. Гуреев, С.В. Анализ рисков в социологических исследованиях / С.В. Гуреев // Социологическое исследование. – 2007. – № 10. – С. 132-139.


2. Давыдов, А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта)

/ А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 131-138.

3. Давыдов, А.А. Объем выборки / А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 1988. – № 6. – С. 83-90.

4. Кармадонов, О.А. «Символ» в эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов / О.А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 130-138.

5. Клюшина, Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа / Н.А. Клюшина // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 98-104.

6. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия / А.Б. Божков, А.С. Готлиб, А.Е. Гришина, В.П. Култыгин, Ю.Н. Толстова // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 3-14.

7. Лаба, Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов / Л.Я. Лаба

// Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 122-129.

8. Лютынский, Я. Вопрос как инструмент социологического исследования / Я. Лютынский // Социологические исследования. – 1990. – № 1. – С. 89-98.

9. Маслова, О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) / О.М. Маслова // Социология: 4M. – 1995. – № 5-6. – С. 5-15.

10. Маслова, О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов // Социологические исследования. – 1984. – № 2. – С. 129-138.

11. Мягков, А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов / А.Ю. Мягков // Социологические исследования. – 2003. – №2. – С. 115-125.

12. Савинская, О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы / О.Б. Савинская // Социологические исследования. – 2007. – № 10. – С. 122-131.

13. Толстова, Ю.Н. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле / Ю.Н. Толстова, Е.В. Масленников // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109.

14. Фливберг, Б.Ф. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики / Б.Ф. Фливберг // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 15-19.

 

Материалы в Интернете:

1. Методика социологического исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=23

2. Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. [Электронный ресурс]. – М.: РИЦ «Северо_Восток», 2010. – URL: http://www.gfk.ru/filestore/0098/0087/675/Online_Research_2_full.pdf

3. Программа социологического исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=21

4. Самоактуализация подростков: теоретико-эмпирическое исследование [Электронный ресурс]. – URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1162.htm

5. Ефремова Ж.Д. Технология исследования в вопросах и ответах [Электронный ресурс].

– URL: http://www.smalltown.siteedit.ru/technology



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.051 с.)