Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук



Социология имеет тесную связь с другими общественными и гуманитарными науками, также изучающими социальные процессы. Она многое воспринимает от них и влияет на них. Социология формировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, этики, философии, экономики. Тесная связь социологии и социальной философии прослеживается в первую очередь в общем происхождении, а также в изучении законов и закономерностей общественного развития. Социология и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности. Первооткрывателем социологии стал философ-позитивист О. Конт(1), который, однако, изучал социальные явления лишь на уровне теоретических умозаключений, в то время как современную социологию невозможно представить без эмпирических исследований. Таким образом, социальная философия анализирует общество в наиболее широком ракурсе и описывает его с помощью предельно широких категорий, понятий, законов. Знания об обществе не исчерпываются лишь на уровне общефилософских представлений о нем. Социальная философия характеризует общественное развитие в абстракциях наивысшего уровня. Социология же базируется на сборе и анализе эмпирически проверяемых социальных фактов, на обобщении соответствующих эмпирических данных, добытых данной наукой. Но  между  ними  существуют  взаимосвязи. Философия как наука мировоззренческая, теоретическая отвечает на общие смысловые жизненные вопросы. Социология дает реальные знания об обществе и его конкретных структурах. Инструментом исследования философии является аппарат логики человеческого мышления, анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотезы и умозаключения. Социологический анализ базируется в большей мере на эмпирических исследованиях.


Связь социологии и политики (2) прослеживается в изучении гражданского общества, однако социологи рассматривают сферу властных отношений лишь как одну из подсистем социального целого, расширяя масштаб своих интересов; социологии и истории – в изучении социальных фактов и общественных процессов, однако история изучает прошлое общество, а социология акцентирует свое внимание на анализе современных тенденций его функционирования; социологии и психологии – в том, что обе изучают личность, но психология изучает человека вне социального контекста поведения.

Вполне очевидна взаимосвязь социологии и социальной психологии. Существует даже тенденция депсихологизации социальной психологии, растворение её в социологии. Но социальная психология – это наука о закономерностях группового поведения в отношениях между его субъектами: индивидами, группами, обществом. В рамках социальной психологии изучаются: психологические регуляторы различного масштаба, социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание. Социология же изучает социальные явления, поведение различных групп людей, их отношение к социальной действительности к тем или иным политическим лидерам, событиям. Недостаток социологических опросов состоит в том, что за процентами нет мнений, т.е. не видны мотивы, причины общественного мнения. Например, с помощью социологических опросов исследуется индекс потребительского доверия, который показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений. Так, согласно последним исследованиям ВЦИОМ, индекс потребительского доверия продолжает снижаться: с III по IV кв. 2014 года он потерял 8 пунктов и вышел на уровень 36 п. Столь низко данный показатель опустился впервые в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет. Подобное поведение индекса объясняется увеличением доли респондентов, считающих нынешнее время для крупных покупок неблагоприятным (с 50% до 61%). И, напротив, заметно меньше стало тех, кто полагает, что большие траты сегодня вполне допустимы (с 36% в III кв. до 26% IV кв. 2014 г.). (Пресс-выпуск №2740 «Потребительское поведение россиян: покупки и кредиты» [Электронный              ресурс] //                     ВЦИОМ.                 –                                Режим        доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115097. - 2014. - 18 декабря). Однако при исследовании подобных показателей зачастую забывают о личной установке, личном участии каждого из опрашиваемых, т.е. каковы конкретные причины снижения индекса потребительского доверия? Можно предполагать в качестве причины политическую обстановку, экономическую нестабильность, однако лишь в качестве гипотез. Исходя из этого, следует отметить, что социологические исследования должны дополняться социально-психологическим анализом.

Как видно из вышеприведенного примера, социология тесно связана с экономикой. Социология активно исследует показатели социального расслоения, критерии стратификации общества, показатели бедности и т.д. В социологии также используется экономический индекс Джини (Gini coefficient) – количественный статистический показатель, показывающий степень неравномерности распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, разработанный итальянским экономистом, статистиком и демографом Коррадо Джини (1884-1965 гг.). В государственной статистике РФ данный показатель не используется (по данным The World Factbook на 2011 год данный коэффициент в России составил 41,7%). Коэффициент Джини, равный нулю, выражает полное равенство, где все показатели одинаковы (где каждый имеет одинаковый доход). Коэффициент Джини «1» или «100%» выражает максимальное неравенство между


значениями (например, когда только один человек получает весь доход или ресурсы, а все остальные не имеют ничего). Для больших групп значение, близкое к «1» очень маловероятно на практике. Экономический коэффициент Джини требует социологического анализа в своей интерпретации, т.к. одно и то же значение может быть результатом различных кривых распределения, и, следовательно, должна быть принята во внимание демографическая структура страны: стареющее население, бэби-бум и т.д. – весьма значимые характеристики даже если реальное распределение доходов для работающих взрослых остается постоянным.

В определенном соотношении находится социология и математики. Постановка вопроса о необходимости применения математики в социологии принадлежит О. Конту. Несомненно, что применение математических методов имеет большое значение для социологии. Сам процесс проникновения математики в социологию характеризуется тем, что выявляется специфика математических методов, применяемых к сфере социальной жизни. Так, с развитием математической статистики в социологии стали применяться методы так называемой индуктивной статистики, которая позволяет выявлять количественные закономерности в сфере социальных явлений. Например, распространение эпидемий выражается некоторым статическим законом; распределение покупок среди покупателей подчиняется некоторому специальному статистическому распределению. Известен так называемый закон Ричардсона о периодичности войн. В социологии используются и другие математические методы, например, теория случайных процессов. Следует иметь в виду, что применение математического аппарата вне теоретического осмысления и прочной теоретической базы может привести к излишней формализации знаний.

Хотя связь социологии с математикой очевидна, но она не может быть точной наукой. Почему? Во-первых, сплошные опросы (т.е. опрос всей генеральной совокупности) встречаются на практике очень редко. Обычно социологи имеют дело с выборкой, т.е. опрос лишь определенной группы, а не всей совокупности людей. Но ни одна выборка не может абсолютно адекватно отражать генеральную совокупность. Выборка считается точной, если отклонение от генеральной совокупности не превышает плюс–минус 5%. Если бы с такой точностью конструктор рассчитал крыло самолета, то катастрофа была бы неминуема. Во-вторых, ответы респондентов не всегда могут быть максимально правдивыми. Социолог также имеет свои предпочтения.

Таким образом, социология так же изучает общественные процессы и явления, однако имеет свои специфические методы, объект и предмет, отличные от других областей научного знания.

 

Объект и предмет социологии

Социология как наука возникает в середине XIX в. и непосредственно связана с появлением современного индустриального общества, со стремлением ученых понять серьезные изменения, которые произошли в конце XVIII - начале XIX вв. в результате промышленной революции в Англии и Великой Французской революции, и то, какое воздействие оказали эти колоссальные изменения в общественном устройстве на индивида и частную жизнь.

С момента своего возникновения социология стала претендовать на статус научного знания, информация об обществе отбиралась, изучалась и анализировалась в соответствии с принципами и процедурами современной науки. Неслучайно основатель социологии - французский философ Огюст Конт называл новую науку «социальной физикой». Конт полагал, что истинная наука должна опираться на наблюдаемые, фиксируемые и повторяющиеся явления и тенденции, отказаться от спекулятивных проблем и вопросов, на которые в принципе нет ответа, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными при наблюдении.


Социология, использующая при объяснении социальной жизни научные методы (наблюдение, эксперимент, статистические методы, изучение документов и др.), оценивающая предлагаемые теоретические обобщения полученных эмпирических данных в свете доказательств и логических аргументов, является научным знанием.

Объектом социологии является социальное пространство - та часть социальной реальности, где существуют социальные явления и протекают социальные процессы. Однако все науки в целом изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов и ее отражением в сознании людей.

Каждая наука изучает:

- во-первых, свою особую сторону или сферу объективной реальности;

- во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности в этой реальности;

- в-третьих, особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей.

Одна и та же сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность – объект исследования множества естественных и технических наук, социальная – наук общественных и гуманитарных. Это можно отнести как к сложным явлениям и процессам современного мира, так и к фактам обыденной жизни. Например, в популярном в США учебнике по социологии, автором которого является Нейл Смелзер, для иллюстрации рассматриваемого вопроса приводится простой акт поведения – покупка женщиной четырех билетов для поездки с семьей в отпуск. Психолог постарался бы объяснить, почему эта женщина выбрала для отдыха то место, куда она купила билеты. Экономист мог бы проанализировать покупку билетов, сопоставив этот факт с другими возможными способами потратить свои деньги. Социолог мог бы заметить, что тремя другими пассажирами являются её муж и дети и задаться вопросом, каким образом они повлияли на её решение. Этот пример показывает, как различные научные дисциплины могут дать и разные интерпретации одного и того же поведения.

Таким образом, определение предмета науки только по объекту недостаточно. Во- первых, у любой науки может быть много объектов исследования, а предмет всегда специфичен и однозначен. Во-вторых, различные науки на одном объекте нередко исследуют каждая под своим углом зрения специфические законы и закономерности.

Предмет науки не может быть тождественен объекту, который она изучает. Это связано со следующими обстоятельствами:

а) объект науки – это эмпирически данная реальность, представляющая ту или иную сторону объективного мира;

б) предмет науки представляет собой воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности;

в) предмет любой науки – это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Объектом социологии в широком смысле является общество или определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя. Предметом социологии являются свойства, стороны отношения и процесса данной реальности, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.

Таким образом, в качестве предмета социологии выступают важнейшие социальные явления и процессы, поэтому для его определения ключевое значение имеет понятие социального. Понятие «социальное» (социальность) является ключевым в определении предмета социологической науки. Выдающийся немецкий социолог Макс Вебер(3) назвал «социальным» то действие, которое по своему смыслу ориентировано на


поведение других. Комментируя это определение, он привел образное пояснение: "Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта

- является уже «социальным действием». В этом значении термин "социальное" используется в определении предмета социологии. Основные взгляды на предмет социологии представлены в Рис. 1.1, а также в статьях российских социологов А.О. Бороноева, В.Я. Ельмеева и В.Н. Орлова, В.А. Ядова и некоторых других ученых.

 

 


 

 

Рис. 1.1 Основные взгляды на

предмет социологии

 

Конкретизируя предмет социологии, следует заметить, что она изучает социальные системы, социальные процессы и отношения.

Социальные системы – это группы людей, объединенные общей целью и нормами, регулирующими связи между ними.


Общество относится к социальным системам, т.е. большим системам, состоящим из множества меньших. Социальные системы охватывают самые различные состояния и формы бытия человеческих индивидов, формы самоорганизации социальных субъектов:

1. Формы семейной организации.

2. Поселенческие.

3. Социально-классовые.

4. Социально-профессиональные.

5. Социально-демографические.

6. Этносоциальные и демографические.

7. Территориальные.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности объединения людей, которые не имеют жесткой структурной организации и носят подчас временный характер, локализованы в пространстве: аудитория зрителей, толпа и т.д.

Социальный процесс – это результат деятельности людей. Каждый его участник преследует свои цели, интересы. Социальный процесс складывается из равнодействующих социальных актов отдельных личностей. В собственном смысле социальный процесс – это последовательное изменение, смена состояний или элементов социальной системы и ее подсистем или любого социального объекта.

Социальный процесс приводит к изменению качественного состояния объекта или его воспроизводству. Это могут быть различные социальные взаимодействия: конфликт, сотрудничество, дифференциация и т.д. Конкретными социальными процессами являются: социальная дезорганизация, девиантное поведение, миграция населения, социальная обильность, сотрудничество, групповая или личная конфронтация, динамика социальной напряженности и т.д.

Социологию интересует поведение людей  в  разных  ситуациях. Можно сказать словами Н. Смелзера, что социология – это один из способов изучения людей. Социология стремится выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Таким образом, предметом социологии является выяснение связей отношений социальных процессов, их взаимовлияние в социуме, типологизация социальных систем, процессов и исследование взаимосвязей между ними и способов их организации.

В социологии широко употребляется понятие «социальный факт». Оно было введено в оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858—1917). Факты можно рассматривать в онтологическом, не зависящим от сознания и логико- гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты любые, зависящие от наблюдателя, состояния действительности, или совершившиеся события. Факт социальный – с онтологической точки зрения – это событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В качестве факта социального могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности, вербальные действия, а так же их всевозможные взаимосвязи.

В научном, логико-гносеологическом, познавательном смысле факт социальный – события, описанные в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой они имели место. Социальный факт с познавательной точки зрения становится достоянием знания только благодаря его регистрации. Достоверным он признается лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего все особенности ситуации. Установление достоверности социальных фактов обеспечивается тщательно разработанной программой социологических исследований. В этом случае его можно называть социологическим фактом. Он теряет свой «онтологический» статус и превращается в научный гносеологический факт.


Наряду с понятием «социальный факт» употребляется выражение «статистический факт», который можно определить как теоретические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.

Таким образом, социальные факты – это абстракция, коль скоро они – описания некоторых событий в общих понятиях и по преимуществу представляют собой социально- статистические обобщения.

Социальные факты в социологии рассматриваются в контексте, в корреляции с более общими социальными событиями и процессами. Отдельные события социальной действительности, как правило, являются элементарными частичками какого-либо массового процесса (рождаемость, смертность, брачность, миграция, преступность). Т.е. случайное социальное событие как единичный факт оказывается в этом процессе проявлением каких-то более общих тенденций. Но и любой единичный социальный факт обладает специфическими особенностями.

Одна из задач социолога заключается в том, чтобы отделить систематически повторяющиеся признаки отдельных событий от случайных, неспецифических. Решение этой задачи позволяет описать устойчивые свойства изучаемого социального процесса.

Существуют разные трактовки определения социологии. Например, социология – это учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение. Есть совсем краткие определения, типа «социология изучает социальную действительность».

Следует отметить, что социологи, ориентирующиеся на исследования поведения людей, считают, что социальная действительность может быть понята только с точки зрения тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаимодействие с другими людьми. Отсюда, прежде всего, фиксируется внимание на поведенческих актах и их мотивах.

В американском учебнике для колледжей «Введение в социологию» дается такое определение: Социология изучает современное общество, его социальные институты и группы, отношения между ними и внутри их. Следовательно, можно дать такое определение социологии: Социология – это наука о развитии и функционировании социальных систем и институтов, наука о деятельности личностей, социальных групп и социальных общностей, о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Таким образом, социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных форм взаимодействия, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

 

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции(4), в которых проявляется ее роль и предназначение в обществе. Их можно разделить на три основные группы: теоретико- познавательная (в целом это средства формирования нового социологического знания за счет совершенствования теоретической и динамического развития эмпирической социологии), практически-политическая (выработка предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, с помощью таких форм, как социальное предвидение, планирование, прогнозирование, проектирование и конструирование) и идейно-воспитательная функция, наиболее четко проявляющаяся в процессе социализации.

Целевой функцией социологии является познавательная функция, связанная с изучением закономерностей развития и функционирования социальной системы и ее составных элементов. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так


и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.

Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Конкретными формами реализации данной функции выступают социальное предвидение, планирование, прогнозирование, проектирование и конструирование.

Идейно-воспитательная функция социологии наиболее четко проявляется в процессе социализации. Кроме того, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности, что позволяет своевременно вырабатывать меры по предотвращению и преодолению негативных, асоциальных явлений в обществе.

Также для социологии характерна прогностическая функция, которая затрагивает как перспективы развития человеческой цивилизации, так и отдельные элементы социальной системы или возможные варианты поведения граждан во время избирательной кампании. Одной из важных функций социологии является прогнозирование социального развития общества и отдельных его подсистем. Прогнозирование как система познания и предвидения будущего, определение основных и наиболее вероятных тенденций его развития расширяют возможности выбора, социального маневрирования и нахождения оптимальных вариантов принятия управленческих решений. Особую значимость прогнозирование приобретает в периоды неустойчивого состояния системы, когда от выбора дальнейшего варианта развития социума зависит его будущее.

Сегодня значительно расширяются функции социологии. Они не сводятся только к диагностике состояния общества, выявления его социальных болезней и патологии.

Новые функции социологии заключаются в активном влиянии на социальные процессы. Конструктивная, инновационная социология выполняет теоретико- познавательную и созидательно преобразующую функцию в их взаимосвязи.

Конструктивная функция социологии предполагает два направления. Первое направление – это управленческое консультирование и внедрение социальных технологий.

Управленческое консультирование – это разновидность экспертной помощи в области управления. Управленческое консультирование включает три основных этапа:

- организационную диагностику;

- выработку решений;

- разработку реализационных процессов.

Управленческое консультирование начинается, как правило, с диагностики, т.е. выявления подлинных проблем данной организации, затем определяются пути их решения.

Консультант по управлению – это специалист по совершенствованию управления, участвующий в решении проблем предприятия, учреждения. Он разрабатывает социальные технологии, способствует их внедрению в практику.

Социальные технологии – это специфическое и стандартное оперативное средство деятельности социолога-практика в сфере управления. Они представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение измерения состояния социального объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических, собственно социологических средствах. Специфика социальной технологии в том, что она


алгоритмизует деятельность и поэтому может быть многократно использована для решения сходных задач.

Современные социальные технологии принятия  решения                                     включают последовательные блоки этапов:

- получение информации о ситуации;

- определение целей;

- разработка оценочной системы;

- анализ ситуации;

- диагностика ситуации;

- разработка прогноза развития ситуации;

- генерирование альтернативных вариантов решений;

- разработка сценариев развития ситуации.

Социальные технологии базируются на теоретических, академических знаниях, которые трансформируются в практическую деятельность. Такая деятельность предполагает наличие стандартных оперативных и надежных средств для решения частных задач и обеспечения заданного результата. В социологии она иногда называется социальной инженерией, которая представляет собой практическое направление деятельности, связанное с реальным участием социологов в управленческой деятельности на правах полноправного представителя функциональной службы организации или консультанта.

Второе направление – это оптимизация практической деятельности людей, как основа для обучения решению социальных проблем в непосредственной жизненной ситуации. В этом случае применяются методы инновационного обучения: метода групповой работы, тренинг-группы, инновационные игры, обучение и развитие персонала, социоинженерные семинары.

В результате инновационного обучения формируется человек, социальный технолог, способный ориентироваться в социальной ситуации, принимать рациональные решения. Социолог, социальный инженер выступает как представитель прикладной социологии. Он рассматривает систему обучения не с точки зрения её содержательной специфики как педагог, а со стороны планирования и управления, как участник «делового содействия» с администрацией или управленческого консультирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.081 с.)