Политические и правовые учения Тихомирова и Победоносцева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения Тихомирова и Победоносцева



Л. А. Тихомиров (1852 г.р.)

Окончил юридический факультет Московского университета. В молодости был членом революционной организации «Земля и воля». В 1888 г. написал статью «Почему я перестал быть революционером». Автор работы «Монархическая государственность», в которой первым в России обосновал теорию монархии.

Революция и революционные разрушения являются верой, надеждой и обязанностью каждого доброго радикала. В этот период любой молодой человек был радикалом. В этот период все молодые люди говорят, что бунт это хорошо, это полезно как шаг на пути к прогрессу, фразы, что нужно вернуть власть народу, упразднить монархические институты. Молодежь идет в народ то с планами о федерации и общин, то с террористическими идеями и все это делается с чувством фанатика.

Тихомиров понимал, что Россия не может избежать революции, в то же время он обосновывал бессмысленность последней. Революция не нужна, и монархия всегда играла роль фактора, стабилизирующую систему. Россия не может существовать вне монархии.

Он подвергнул критике марксизм, в том числе и тезис Маркса об отмирании государства. Социалистическое будущее России будет тоталитарным государством в отношении всего общества.

Тихомиров говорил о трех формах государства: монархии, аристократии и демократии.

Для России лучшая форма правления – монархия. Россия может быть только монархической, она наиболее пригодна, она всегда стоит вне соперничества и нивелирует отрицательные стороны демократии и аристократии. На первом месте должна быть династичность и правильное престолонаследие. На нижнем уровне управления возможна комбинация элементов аристократии и демократии.

Все усилия монарха должны быть направлены не на верховную власть, а на передаточную, т.е. те, которые осуществляют управление. Участие в прямой системе управления должно быть минимальной. Сама монархия должна минимизировать свою роль в управлении. У монархии более высокая цель. Когда ареол мистичности монархии исчезает, утрачивается ее значение. Монархия обоснована только в том случае, если через него действует высшая мистическая сила. Монархия может вырождаться, тогда она превращается в абсолютизм. Но демократический деспотизм – самый ужасный из всех, т.к. демократия способна создать такую систему тоталитаризма, которую не способна ни одна монархия. В монархической власти должно присутствовать мистика. Если ее нет, то остается голый абсолютизм и бюрократия.

Русский человек, как подчеркивал Тихомиров, - либо монархист, либо анархист. В российском государстве господствует этическое начало, а не юридическое.

Тихомиров отмечал, что в России существует духовный кризис, связанный с заимствованием у Европы.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) - профессор кафедры гражданского права в Московском университете. Преподавал законоведение великим князьям - будущим императорам Александру III и Николаю II, на которых имел большое влияние.Монархист, при советской власти был запрещен. Главная работа: «Великая ложь нашего времени»

Победоносцев выделял три формы правления:

1) древнее народовластие (сакральное народовластие);

2) монархия;

3) вторичное народовластие (современная демократия).

Государство, в первую очередь, является духовной общностью, оно появляется вследствие грехопадения. При древнем народовластии каждый делал так, как считал нужным. Пример такой формы – библейский Израиль. Это судейское правление, тре бовавшее высокой личной духовности общинников. Ведь чтобы подчиняться добровольно судье или пророку, имевшему ограниченные возможности для принуждения, каждому члену общества нужно было видеть присутствие в них силы Божьей. Но такая власть нестабильна и легко замещаема.

Затем оно сменилось монархией, которая является более стабильной формой правления. Держится за счет сознания достоинства и долга власти, присущего царю и его должностным лицам. Власть даруется, ниспосылается Провидением, уклониться для нее - значит восстать против воли Божьей, принять ее - принять крест.

Но со временем монархия стала деградировать в силу утраты своих духовных качеств. Власть забывает свою основную функцию – служение народу, расширяется не в меру, приобретает болезнь под названием «гипертрофия власти» (упивается своим достоинством) и разлагается. Власть забывает о своей священной природе, о том, что она есть материализованная воля Бога. Меч власти царской из защитника закона Божьего становится защитником самой власти.

Это уже ускоряет разложение народной веры во власть. Падению власти способствуют и сами подданные, которые начинают «мнить себя безумно умными».

Монархия теряет свое божественное предназначение и, в конце концов, гибнет.

Настоящая царская власть должна быть основана на вере, жертве и христианских нравственных началах. Если монархия правильная, то это великий рычаг для подъема народа. Монархия – это выражение абсолютной Правды; она несет оьветсвенность только перед богом.

Когда монархия гибнет, на смену ей приходит вторичное народовластие – «обезьянье лицо первого». Вторичное народовластие, по мнению Победоносцева, - это неправильная форма правления, так как власть не может исходить от народа. Идея, что власть исходит от народа – одно из самых лживых начал народовластия.

Религиозное чувство утрачивается вследствие обожествления человека. В ней человек, каков он есть, а не каким должен стать, превращается в высшую совесть, последнюю инстанцию истины. «Глас народный» начинает рассматриваться как «глас Божий».

Победоносцев негативно относится к партийной демократии и демократическим выборам. Он говорит, что кандидаты, агитируя за себя, проявляют нескромность, лицемерие, дают ложные обещания. Кандидат льстит толпе и подлажи вается под ее влечения и инстинкты. Выборы – это большое скопление лжи, а ложь не может породить добро.

Демократия уничтожает личность правителя (отрицает плюралистические демократии Запада, когда отдельный кандидат превращается лишь в безликую единицу той или иной партии).

Вторичное народовластие безличностно и строится не на единстве, но разделении на партии и фракции, не на мире, но на соперничестве.

Победоносцев говорит и о свободе слова, называя ее ложью.

Основное условие природы русского человека - первобытная детскость. Как ребенок доверяет во всем матери и полагается на нее во всех обстоятельствах, так истинно мудрый предлагает себя Божьей воле. Только такое <возвращение в детство> является гарантией от гордости и себялюбия, наглости и спеси демократии.

Семья - гарант стабильности любого государства, так как она предвосхищает и напоминает Царство Божие. Верности, любви, жертвенности и повиновению государю будущий гражданин должен быть научен в семье.

Правильная монархия также должна уподобиться семье, где народ мог бы жить детской жизнью. Русское государство должно стать большой семьей. Главная задача государства состоит в воспитании народа.

Был инициатором создания разветвленной системы церковно-приходских школ, которые должны были воспитывать детей в вере, любви к Отечеству, учить их честному отношению к труду и семье.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.009 с.)