Политико-правовое учение Б. Констана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Б. Констана



Анри Бенжамин Констан де Ребек (1767 -1830). Основоположник французского либерализма. Родился в Швейцарии в дворянской семье. Получил образование в Брюсселе, Оксфорде, Эдинбурге. В 1799 г. назначен на пост члена Трибуна.

Основные произведенич: роман «Адольф», «Курс конституционной политики» в 4-ех томах.

Свобода современного европейца, по его мнению, – это личная независимость, самостоятельность и безопасность + право влиять на управление государством.

Различает:

1) Политическую свободу – право участвовать в осуществленииполитической власти (принятия законов, участия в правосудии и т.п.). Она была присуща древним народам.

2) Личная свобода – свойственна новым народам, которые заняты промышленностью, интенсивным трудом; это свобода, состоящая в определнной независимости от государственной власти.

Цель государства: материальная и духовная свобода; автономия человека и его защита. Государство не должно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, ибо оно ведет коммерческие дела «хуже и дороже, чем мы сами».

Естественное устройство государства: когда институты государства образуют пирамиду, вырастающую а фундаменте индивидуальной свободы и неотчуждаемых прав личности.

Люди являются свободными и в состоянии сами разумно реализовать себя в жизни. Поэтому границы народного суверенитета должны кончаться там, где начинается независимость частного лица.

яосуждает любую форму государства, где есть «чрезмерная степень власти».

Предлагает следующее разделение властей:

1. Нейтральная власть – в лице монарха, который принимает участие в деятельности всех ветвей власти и предупреждает конфликты между ними. Ему принадлежит право вето и он назначает всех членов палаты пэров.

2. Законодательная власть – парламент, состоящий из 2-ух палат: выборной палаты представителей и палаты пэров (наследственная). Настаивал на высоком имущественном цензе при выборе в палату представителей.

3. Исполнительная власть – осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

4. Судебная власть.

5. Муниципальная власть – самостоятельна и обладает широкими правами.

Идеальная форма правления – конституционная монархия.

Право является гарантом индивидуальной свободы. Оно противостоит произволу во всех егоипостасях. Соблюдение права – центральная задача всех политических институтов.

 

54. Политические и правовые взгляды Г. Спенсера. (1820—1903)

Один из основателей социологии. «Человек и государство», «Принципы социологии», «Справедливость».

Наука ограничивается тем, что признает существование непознаваемого. Непознаваемое, по Г. Спенсеру, составляет предмет веры, область религии. Эволюция – есть общий закон всех беспрерывно происходящих в мире изменений, это – постепенное изменение, которое приводит к некоторому «подвижному равновесию». Состоит в концентрации материи, укреплении связей между ее частями (интеграция) и сопровождающей ее дифференциации, от однородного к разнородному.

Закон эволюции считает применимым и к общественным явлениям.

Уподоблял общество и государство живому организму.

Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложнения структуры и функций, их дифференциации Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные. Их он называл агрегатами: племя, союз племен, города-государства, империи.

Раз возникнув, эти объединения испытывают воздействие иных факторов перемен – социально-классовой дифференциации, разделения труда, возникновения земледелия, ремесел, образования органов политической власти и т.д.

Общество, по его мнению, напоминает организм тем, что растет и развивается подобно животному организму. В государстве - "живом теле" все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общественном организме), используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это - система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная "распределительная система" или своего рода кровеносная система (торговля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.

Общество существует для блага всех членов, а не члены его существуют для блага общества.  Благосостояние общественного агрегата не может считаться само по себе целью общественных стремлений без учета благосостояния составляющих его единиц.Т.е. усилия политического агрегата должны воплощать в себе притязания составляющих его единиц.

Между политическим телом и живым телом не существует никаких других аналогий, кроме тех, которые являются следствием взаимной зависимости между частями, которые обнаруживаются в том и другом. ≪аппараты и функции человеческого тела доставляют нам наиболее знакомые иллюстрации аппаратов вообще≫.

≪Общественный организм, будучи раздельным (дискретным), а не конкретным, будучи асимметричным, а не симметричным, чувствительным во всех своих единицах, а не в одном чувствительном центре, не может быть сравниваемым ни с одним, особо взятым типом индивидуального организма, растительного или животного... Единственная общность между двумя сравниваемыми нами родами организмов есть общность основных принципов организации≫ (Принципы социологии, 1898).

Первоначально политическая дифференциация возникла из семейной дифференциации – мужчины начинают властвовать над женщинами. Одновременно происходит дифференциация и в классе мужчин (домашнее рабство), которая приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных в рабство и зависимых в результате войн и увода в плен. С образованием класса рабов и начинается политическое разделение между правящими структурами и подвластными, которое продолжает идти через все более высокие формы социальной эволюции≫.

Вместе с расширением завоеваний усложняется классовая структура. — возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой и тем самым усложняется политическая структура. В ходе объединения усилий во имя военных целей возрастает роль ≪принудительной кооперации≫,что ведет к утрате индивидуальности у ее участников (так, в военном типе социальной организации индивид оказывается собственностью государства).

Государство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ.

Различал военизированное общество и промышленное общество.

Военизированное общество – ≪полного кооперативного действия≫ (работа всей невоюющей части населения на нужды воюющей, сплочение всего агрегата с подчинением ему жизни, свободы и собственности составляющих его единиц).Система централизованного управления распространена на все общество. Статус иерархизированной подчиненности — самая примечательная черта военного правления: начиная от деспота и кончая рабом, все являются господами стоящих ниже и подчиненными тех, кто стоит выше в данной иерархии.

Промышленный тип организации общества. Для него характерны добровольная, а непринудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность частной собственности и личной свободы. Представительный характер политических институтов, децентрализация власти и обеспечение способов согласований и удовлетворения различных социальных интересов. Всему задает тон промышленная конкуренция (≪мирная борьба за существование≫). Упразднение сословных барьеров, отказ от наследования при замещении государственных должностей.

Для правосознания и нравов промышленного общества характерна распространенность чувства личной свободы и инициативы, уважение к праву собственности и личной свободе других, меньшая мера подчиненности авторитету властей, в том числе религиозным авторитетам, исчезновение раболепия, слепого патриотизма.

В движении от военного к промышленному типу общества видел закономерность общей социально-политической эволюции.

Главной закономерностью в общественных изменениях, относящихся к обществу и государству, он считал закон эволюции и прогресса, причем главным изменением здесь следует считать переход от социума, целиком подчиняющего индивида, к обществу, которое заботится о составляющих его индивидах.

В каждом достаточно развитом обществе можно обнаружить сосуществование трех систем — производительной, распределительной и регулятивной.

Регулятивная система – олицетворяется государством, обеспечивает подчинение составных частей целому. Наилучшим образом эта деятельность организована в государстве с представительным парламентским правление м, ибо здесь наилучшим образом обеспечены социальная справедливость и индивидуальная свобода. Свобода является естественным первичным правом человека, она существует задолго до появления государства и именно из нее вырастает весь набор основных гражданских свобод в государстве.

Справедливость и право - мера индивидуальной и общественной пользы. Польза заключается в приспособлении к внешним условиям своего существования и обретения некоего биологического равновесия со средой.

≪мнение, приписывающее правительству создание прав, настолько далеко от истины, что мы можем утверждать обратное:права, более или менее ясно установленные раньше появления правительства, становятся менее очевидными по мере того, как правительство развивается...≫.

В социальном воздействии права он различает две ориентациипозитивную, включающую право любого индивида на свободное развитие личности, свободную активность и свободное пользование ее результатами, и негативную, нацеленную на ограничение этих прав вследствие необходимости уважать свободу других. В итоге право становится похожим на совокупность этических норм, которые принудительно используются обществом и государством во имя защиты свободы индивидов.

В последнем, третьем томе ≪Принципов социологии≫ Спенсер предложил прогноз возможных результатов социалистических преобразований современного общества. Признавая тяготы и ущербность общественного бытия в условиях капиталистической конкуренции и отдавая должное привлекательности идеи всеобщего братства, полагал, что социализм создает еще больше трудностей, чем в состоянии разрешить. Подчинение личных интересов общественным и общественная организация труда потребуют, утверждал он, расширения принудительной активности государства, роста бюрократии и ее властных полномочий. Бюрократия затем консолидируется, закрепит свою власть и превратится в новую аристократию, которую и вынуждены будут содержать трудящиеся массы.

 

55. Учение о государстве и праве Р. Иеринга (1818—1892).

Рудольф фон Иеринг (1818-1892 гг.) родился в Аурихе (Германия). Отец его был доктором права и практикующим адвокатом. По окончании курса в местной гимназии Иеринг стал изучать юриспруденцию. В 1844 г. сдал докторский экзамен и приступил к чтению лекций. Через год был назначен ординарным профессором Базельского университета. Б ыл приглашен в Венский университет. С 1872 г. он преподавал на юридическом факультете университета в Гёттингене

≪Дух римского права на различных ступенях его развития≫, ≪Цель в праве≫ и ≪Борьба за право≫.

Различают, в частности, два периода его творческой деятельности:

1) до середины 50-х гг. XIX в. – ≪ юриспруденции понятий ≫, полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных правоположений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания – ≪понятия продуктивны, они комбинируются и производят на свет новые понятия≫.

2) с середины 50-х гг. XIX столетия – ≪ юриспруденции интересов ≫.Объектом правоведения должны являться жизненные ценности, реальные интересы людей.

Основная цель человеческого существования - самосохранение, для ее удовлетворения существует общество, в обществе эта цель вызывает потребность имущества, имущественный интерес требует для своей охраны установления права и государства.

Уподобляя право организму, Иеринг придает ему все качества продукта природы: единство во множестве, индивидуальность, рост из себя и т.п.

Возникает право из борьбы, постоянно ведущейся в обществе. В борьбе люди реализуют и защищают свои интересы, обретают право.

Право – продукт цели, служащий общественным интересам.. ≪ Цель есть творец всего права ≫. Соответственно вопрос о том, кто ставит эту цель, кто является создателем права.

Право выходит из рук общества Право – сфера совместного действия людей, объединенных общими целями, в этой сфере каждый, действуя для других, действует и для себя, а, действуя для себя, действует и для других.

Создателем же  права выступает общество государственно-организованное. Именно государственный аппарат и порождает право.

≪Государство — единственный источник права≫.

Само право характеризуется с разных сторон. Содержание праваинтересы людей, которые общи всем членам общества. Интересы общества должны быть гарантированы, защищены государством. Право есть защищенный государством интерес.

Форма – сумма норм, общеобязательных правил поведения. Эти нормы должны подкрепляться государственным принуждением. ≪Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечивае мых внешним принуждением, т. е. государственной властью≫.

Сущностью права и является заключенная в нем цель – обеспечение условий социального общежития.

≪Ходячее определение права гласит: право есть совокупность действующих в государстве принудительных норм, и такое определение, по-моему, вполне правильно≫.

Принудительность, сообщаемая государством общеобязательному правилу поведения – решающий признак права: ≪критерий права заключается в принуждении≫.

Различал объективное и субъективное право, которые не существуют друг без друга:

право в объективном смысле – это совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни;

право в субъективном смысле – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.

Иеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретического разграничения права и закона.

Государство. ≪Государство есть организация социального принуждения≫. Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Попечение о праве — важнейшая задача государства. А право – разумно понятая политика государства. ≪Право без власти есть пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть≫.

Признаки государства:

· наличие специального аппарата принуждения,

· отношения господства и подчинения,

· публичный характер государственной власти, т.е. власть распространяется на все общество,

· наличие права,

· наличие суверенитета, но, согласно позиции Иеринга, суверенитет - это абсолютная монополия государства на принуждение.

Р. Иеринг – сторонник сильной государственной власти. «Бессилие, немощь государственной власти – смертный грех государства… Самая невыносимая форма государственного состояния все-таки лучше полного отсутствия ее».

Особенность Говорит о необходимости создавать простор для экономической деятельности индивидов, обеспечивать их юридическое равенство, уважать закрепленные за ними политические права.

Иеринг выступает за независимость и несменяемость судей, за их ответственность только перед законом. В обществе – дисциплина и законность, строгий порядок. При этих предпосылках возможны цивилизованное общественнополитическое устройство, нормальное правовое общение, справедливость.

Он считал, что первоначально право обязательно лишь для подданных, но впоследствии забота о самосохранении вынуждает власть подчиняться праву. Вла-

ствующие в конце концов осознают: ничем так не укрепляется в подвластных чувство правопорядка, законопослушание, без которых нет прочной государственности, как примером соблюдения норм права представителями власти, государством.

Ему ясно, что законом государственная власть сама себе связывает руки, сама ограничивает свободу собственных действий. ≪Возникает вопрос о том, до какой степени это необходимо и необходимо ли это раз навсегда во всех случаях проявления этой власти≫. Ответ:

Там, где обстоятельства заставляют государственную власть делать выбор между обществом и правом, ≪она не только уполномочена, но и обязана пожертвовать правом и спасти общество≫. Поэтому по его мнению правовое государство ≪не могло бы просуществовать и одного месяца≫.

Иеринг (≪Борьба за право≫) старается доказать: ≪Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов≫. Для него ≪всякое право в мире должно быть добыто борьбой≫, ≪борьба есть работа права≫ и т. д.

≪...я имею мужество открыто признаться в любви к борьбе... нет другого материала, имеющего такую притягательную силу, как борьба и война≫.

58. Религиозно-нравственная философия права в России (Соловьев, Трубецкой).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900). Доцент философского факультета Московского университета по кафедре философии. «Кризис в западной философии. Против позитивизма», ≪Значение государства≫, ≪Право и нравственность≫, ≪Оправдание добра≫.

В образовании права и государства совместно участвуют оба начала (и начало органического развития, и начало механической сделки), причем первое начало преобладает в первобытном состоянии человечества, в начале истории, а второе – в последующем развитии общества.

Человеческое общество – это соединение нравственных существ — это не только природный, но непременно также и духовный организм. В процессе своего исторического развития общество последовательно стремится стать ≪свободным союзом лиц ≫.

≪Два основных источника права, т. е. стихийное творчество народного духа и свободная воля отдельных лиц различным образом видоизменяют друг друга

Индивидуальное начало права – свобода лиц (субъектов права), общественное начало права — как их равенство, а понятие права как синтез этих двух начал. Основное понятие!!!:

Право есть свобода, обусловленная равенством.

Естественное право не противостоит положительному; оно есть формальная идея права, выведенная из общих принципов философии. Отрицает раздельное существование естественного и позитивного права. ≪Понятия личности, свободы и равенства, — отмечает он, составляют сущность так называемого естественного права. Рациональная сущность права различается от его исторического явления, или права положительного. В этом смысле естественное право есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права». ≪Таким образом под естественным или рациональным правом мы понимаем только общий разум или смысл всякого права как такового».

Соответствие закона (позитивного права) естественному праву означает прежде всего выражение в нем начал равенства и свободы.

Равенство: перед законом все равны, без этого он не есть закон. Понятие равенства имеет не формально-юридическое, а нравственное содержание. ≪Значит, окончательно все дело не в равенстве, а в качестве самого ограничения: требуется, чтобы оно было действительно справедливо, требуется для настоящего, правового закона, чтобы он соответствовал не форме справедливости только, а ее реальному существу, которое вовсе не связано с отвлеченным понятием равенства вообще. Кривда, равно применяемая ко всем, не становится от этого правдой».

Свобода: точно так же закон, как таковой, предполагает свободу тех, кому он предписывает, ибо для рабов нет общего формально обязательного закона, для них принудителен уже простой единичный факт господской воли≫.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.031 с.)