Политические и правовые взгляды Полоцкого и Крижанича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые взгляды Полоцкого и Крижанича



Самуил Петровский-Ситнианович (1629– 1680). Он родился в г. Полоцке, окончил Киево-Могилевскую академию, в 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве, где стал учителем царских детей.

Произведения: «Жезл правления», написанный к церковному собору 1666/67 г. и посвящен обличению учений раскольников; «Вертоград многоцветный» (1668).

Защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле («ови родятся благородии, ови смиреннородни, ови же свободны, ови же рабы»). Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, каждому отведено свое место.

Призывал богатых «начальников» заботиться о своих «подначальных» и не доводить их до скудости, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством «наложения язв».

Ккритикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда.

Просвещенная монархия. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. «Небом Россию наречи дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты – Солнце, Луна – Мария царица». Царь и государство отождествляются.

Царь должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми», а особенно полезно царю читать книги по истории. Также просвещать свой народ.

Различие Царя и Тирана. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати. Он разньствие сие полагает. Царь подданным прибытков желает. Тиран паче прижитий хощет себе. О гражданстей ни мало печали потребе».

Просвещенная монархия – государство, деятельность которого основывается только на законах. «Под законом все казни должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона. Термин «правда» употребляет в значении «закон».

Недопустимость жестоких казней – суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть ибо отмщение бесчеловечно. Равный для всех суд, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на лице не зри, равен суд твой буди»), единообразный суд, решать дела своевременно и без волокиты.

Мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги».

Крижанич.

Юрий Крижанич получил духовное образование, служил при царе Алексее Михайловиче, в 1661 года по клеветническому доносу был сослан на жительство в Тобольск. Позже по распоряжению царя Федора Алексеевича вернулся в Москву, которую навсегда покинул в 1678 году. Находясь в Тобольске, написал «Беседы о правительстве», известные в историографии как трактат «Политика».

Крижанич отстаивал не только идею божественной сущности власти, но и божественность персоны носителя верховной власти: «Король подобен некоему Богу на земле». Цель государства – достижение «общей пользы» для всех членов общества, поэтому «долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие, веру, суд, мир и дешевизну». Эти вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог поставил его королем.

Ю. Крижанич придерживался аристотелевской классификации форм правления и выделял:

·  правильные формы правления:

1. совершенное самовладство (абсолютная монархия);

2. боярское правление;

3. общевладство, или посадское правление (республика).

·  неправильные формы правления:

1. тирания;

2. олигархия;

3. анархия.

Лучшей формой правления считал «совершенное самовладство», так как оно обеспечивает справедливость и покой в стране. При данной форме правления все управление государством сосредоточено в руках монарха-философа. Основная задача монарха – заботиться о благе своей страны (развивать ремесла и торговлю, планировать распределение ремесел с учетом природных условий и т.д.). Для «самовладства» более пригодна наследственная передача престола, поскольку с выборами обычно связаны раздоры, заговоры и войны. Следует запретить в законе наследовать трон женщинам и чужестранцам.

Абсолютный монарх-философ противопоставляется тирану (тирания именуется «людодерством»). Тираническое правление – господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует лишь личные интересы. Однако тирана может все-таки свергнуть Бог, а не люди. Для того чтобы предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию, необходимо:

·  наличие на троне монарха-философа;

·  принятие и соблюдение хороших законов;

·  нормативное закрепление правового положения всех сословий и чинов в государстве.

Основной гарантией против установления тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанности, то «все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну». Русские законы Крижанич критикует за жестокость.

Закон у Крижанича отождествляется со справедливостью. Все чиновники должны действовать строго в соответствии с законом. Однако монарх ставится Крижаничем выше закона.

Также Крижанич предлагал реорганизовать судебную систему и принять такие меры, как упорядочение судебной системы во главе с Боярским судом, введение коллегиального состава суда и некоторые другие.

Среди видов законов выделял:

·  божеский закон (бог никому не дает власти для разорения);

·  закон природы («не королевства созданы для королей, а короли для королевств»);

·  человеческие законы (бывают дурными и хорошими).

Крижанич различает два вида рабства:

1. социальное (крепостничество, которое оценивается им отрицательно);

2. политическое (подданство как беспрекословное повиновение верховной власти; честь, а не унижение).

Подданные обязаны платить дань, быть покорны царю и молиться о его здравии, должны быть верны королю.

В вопросах внешней политики настаивает на необходимости установления добрососедских отношений с окружающими странами, поскольку «всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа».

Таким образом, Юрий Крижанич является автором учения о «просвещенной» абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить «общее благо» всех ее подданных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.008 с.)