Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые идеи Спинозы
«Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и др. Законы природы – это решения Бога, раскрытые человеческим разумом. Право природы – правила, согласно которым все совершается, т.е. сама мощь природы. Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и не может. В естественном состоянии все люди равны, т.е. все одинаково имеют право на все по своему желанию. Но на самом деле объем прав зависит от мощи человека. В естественном состоянии невозможно достижение людьми своих желаний, поэтому люди посредством договора переходят в состояние общности и государства. Основы государства следует искать не в указаниях разума, а выводить из общей природы людей. "Итак, – писал Спиноза, – этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания". Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти. Под верховной властью понимается суверенитет государства. Она "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость". Спиноза возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему. Особенностью договорной теории Спинозы является его утверждение, что в гражданском состоянии естественное право каждого не прекращается, т.к. человек всегда действует по законам своей природы. Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все "во многом неизбежно остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".
Главное отличие этих двух состояний – в гражданском состоянии есть установленное высшее естественное право государства. Все должны подчиняться верховной власти, но сама она не связана никаким законом. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны". Частное гражданское право – права индивида, разрешенные в гражданском состоянии. Все остальное – преступление. Мера свободы индивида и государства определяется степенью их разумности. Конечная цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность, т.е. цель государства есть свобода. Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости. Выделяет 3 формы государства: монархию, аристократию и демократию. Тирания в формах власти не фигурирует. Свое предпочтение он отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах. Спиноза симпатизирует демократии, т.к. она наиболее естественна и приближена к свободе. Право войны и мира Государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия".
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.004 с.) |