Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое и правовое учение Гроция
Гуго де Гроот Гроций (1583-1645 гг.) родился в г. Делфте. В 11 лет поступил и в 15 лет закончил университет и получил ученую степень доктора права. «О праве войны и мира..», «О праве добычи» и т.д. Один из основателей рационалистической доктрины естественного и м/н права. Гроций считал, что в юриспруденции следует различать естественную ее часть и то, что имеет своим источником волю. Поэтому он существенное значение придавал делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право и есть право в собственном смысле этого слова. Источником этого права является не чьи-либо выгода, интерес или воля, а разумная природа человека, которому присуще стремление к общению. Поэтому человек готов соблюдать правила общежития. Право в более широком смысле является правом постольку, поскольку не противоречит разумной природе человека и естественному праву. Согласно Гроцию сам Бог законодательствует в соответствии с принципами естественно-правовой справедливости. Гроций в своей договорной концепции стремится показать, что происхождение государства и его законов является логически неизбежным следствием бытия естественного права. В сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется принцип пользы. При этом естественное право и справедливость – причины возникновения политических явлений, а польза – лишь повод. Г. Гроций считается отцом науки международного права. Права народов – это права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или их большинством в интересах обширной совокупности всех этих государств. Источниками этого права являются соглашения, а также разум человека. Оно существует даже тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Проблема соотношения права и силы – это проблема связи естественного права с формами волеустановленного права. В этом смысле сила трактуется Гроцием как средство реализации требований естественного права во внутригосударственной или м/н жизни. «Право не получает внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь». Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения прав и общей пользы. Это определение выражает договорную теорию государства.
До создания государства люди находились в естественном состоянии: отсутствовала частная собственность, люди пребывали в простоте и взаимной приязни и т.д. Постепенно люди стали заниматься различными ремеслами и искусствами, появились человеческие пороки. Имущество начало распределяться между людьми. Государство – это человеческое установление, хотя оно и было одобрено Богом. Это союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Верховная власть – это власть, которая не подчиняется никакой иной власти, т.е. это суверенная власть. Гроций считал, что форма правления не имеет никакого существенного значения. Однако сам он негативно относился к тирании, а предпочтение отдавал монархической или аристократической формам правления. Собственные права подданных прекращаются с заключением договора о создании государства. Если выбирать между свободой и миром, то Гроций отдавал предпочтение миру. Различает войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Во время войн право не перестает существовать. О праве войны и мира[15] Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права ...Мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению; а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права <...> Однако, чтобы уже более не возвращаться к сказанному, согласимся, что право существует не ради одной только пользы; нет столь могущественного государства, которое порою не испытывало бы нужды в содействии извне, со стороны других государств, как в области торговли, так и для отражения соединенных сил многих чужеземных народов; оттого мы видим, как даже самые могущественные народы и государи ищут заключения союзных договоров, которые лишены какой-либо силы по мнению тех, кто ограничивает справедливость пределами каждого государства.
Итак, пусть же умолкнут законы на время военных действий, но только лишь законы внутригосударственные, а именно судебные, свойственные мирному времени, но не вечные и свойственные всяким временам. [Право собственности] Имущество же одно принадлежит нам сообща, другое – в отдельности каждому. [Право пользования в случае нужды] ...Что в состоянии крайней необходимости возрождается первоначальное право пользования вещами, как если бы они оставались в общем владении [Право передвижения по земле и рекам] Точно так же, если земли, реки или какая-нибудь часть моря поступят в собственность какого-либо народа, они должны быть доступны для тех, кто имеет надобность пройти по ним с благими намерениями; [Право временного пребывания] Проезжающим и проходящим должно быть также разрешено останавливаться на некоторое время для поправки здоровья или по какой-нибудь иной уважительной причине; ибо и это относится к числу безопасных удобств. <...> [Право лиц, изгнанных из места своего постоянного жительства, проживать под властью любого государства] Но и в длительном водворении изгнанным из места их постоянного пребывания и ищущим убежища иностранцам не должно быть отказано, раз они готовы подчиниться установленной власти и всем прочим условиям, необходимым для предотвращения возмущений. [Право занятия пустопорожних мест, и как это следует понимать] Если же посреди территории, занятой народом, имеется пустынная и бесплодная почва, то ее следует уступить пришельцам по их просьбе. Они даже могут ею просто овладеть, потому что нельзя считать занятым то место, которое не обрабатывается <...> [Право на совершение действий, необходимых для приобретения средств существования]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.) |