Формами гибели государства являются: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формами гибели государства являются:



1) захват государства другой особией;

2) отделение провинций.

Ибн Халдун приходит к выводу, что цивилизация – это гибель государства, а предвестником его гибели является роскошь.

Ибн Халдун писал, что налоги и поборы создают материю государства. Они дают возможность государю пользоваться материальными благами. Новая (искусственная) особия (платное чиновничество) требует материального содержания. Вследствие этого происходят поборы, изъятие имущества зажиточных граждан. В результате государство тоже движется к упадку.

Выдержки:

Знай, что «история» в истинном значении слова (хакикат ат‑та’рих) — это сообщение (хабар) о людском общежитии (иджтима‘ инсанийй), т.е. обустроенности мира.

Однако сообщению по самой его природе сопутствует неправда (кизб), вызываемая рядом причин.

Причины неправды:

ü пристрастие (ташаййу‘) к тем или иным взглядам и учениям

ü доверие к их передатчикам

ü вера в мнимую правдивость сообщения

ü незнание того, как применить состояния к событиям

ü стремление большинства людей приблизиться к почитаемым и высокопоставленным, восхваляя и превознося их и приукрашивая свою речь…

В числе причин неправды в сообщениях — незнание природы состояний обустроенности. Эта причина идет прежде всех упомянутых. Предмет истории: еловеческая обустроенность и людское общежитие.

Мудрецы[12] выражают это положение, утверждая, что человек по природе — существо полисное (маданийй). Это значит, что он не может не создавать общежитие, каковое они обозначают термином «полис» (мадина). Это и есть смысл «обустроенности».

Он будет также не в силах защитить себя, поскольку в одиночку не может обладать оружием, и станет добычей животных. Сотрудничая же, человек добудет пищу для пропитания и оружие для защиты, и свершится Божья мудрость, по которой он должен жить, а род его сохраняться.

Когда человеческое общежитие наладится, им необходим будет усмиритель (вази‘), который оградит одних от других: ведь в природе живых существ — агрессивность и несправедливость.

Вот каков смысл [термина] «владыка» (малик) – усмиритель оказывается одним из них, неодолимой дланью владычествуя и властвуя над ними, дабы ни один из них не смог донять своей агрессивностью другого.

Влияние географических факторов на человека:

Посему науки, ремесла, постройки, одежда, пища, плоды, даже живые существа и все, что образуется в этих трех средних климатах, отмечено умеренностью. Населяющие их люди — наиболее умеренные в своих телах, цветах нравах и религиях.

У чернокожих в целом наблюдаются легкомыслие, безрассудство и неустойчивость. Везде ты найдешь их пляшущими, и в любом краю для них характерна глупость.

Политико-правовые идеи Древней Руси

Митрополит Иларион

Автор работы «Слово о законе и благодати», в которой рассматривал соотношение закона и благодати – в середине XI столетия. Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы.

Иларион назвал свое произведение сложно: ≪О Законе Моисеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явившихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же

мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Господи, благослови Отче≫.

Закон – это ступень на пути к истине, это внешнее предписание. Он регулирует поведение человека на той его ступени, когда человек еще не достиг совершенства и только подготавливается к восприятию истины и благодати. Закон только выводит из дикого, взаимоистребляющего состояния, которое является временным.

Закон и истина не противопоставляются. Истина воспринимается благодаря закону, а не вопреки ему. Правда включает в себя нравственную мотивацию. Правда – это истинная благодать.

По мысли Илариона, подзаконное состояние не предоставляет людям свободы в выборе своих действий, так как они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Закон Иларион рассматривал как ≪предтечу и слугу Истины и Благодати≫. Понятие Истины и Благодати Иларион связывает с учением Христа.

Но о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине, явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего достиг Закон, а чего - Благодать. Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, потом Истина.

В Иисусе Христе Истина и Благодать совмещены, ибо Благодать в нем присутствует изначально. Человеку Благодать дается при крещении без каких-либо заслуг с его стороны, и от нее ≪зависит начало веры≫, но сохранить ее возможно только втом случае, если люди будут следовать заветам Христа.

В этом русле Иларион рассматривает и сопоставляет Закон и Истину. Истина у него не антитеза Закону, ибо такой антитезы нет и у самого Христа, который утверждал, что он пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить его. У Илариона тоже Закон — лишь ступень к познанию Истины,в которой воплощена христианская нравственность.

Превосходство учения Христа и Истины над Законом:

Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах.

Иларион выступал за равноправие всех народов. Он утверждал, что не так важно, кто пришел к Богу первым, ведь перед Богом все равны.

Исследовал вопросы связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти.

Источник верховной власти – божественная воля. Великого князя он называет ≪причастником инаследником небесного царства≫.

Власть и государство едины. Триединство у Илариона образуют власть, государство ицерковь.

Поэтому Сущность государства – божественна, так как государство реализует божественную волю. А происхождение власти - наследственное.

Иларион придавал большое значение наследованию верховной власти. Он говорил, что наследник верховной власти должен с малых лет подготавливаться к управлению государством и понимать возложенную ответственность перед людьми за управление. Тот, кто ≪ от славных родится ≫, ≪ от детские младости ≫ приготовляется всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми.

При этом подчеркивается, что власть должна употребляться правильно.   Князь ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению (≪за труд паствы людей его≫). Онобязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним ≪богатством добрых дел».

Князь должен быть единодержцем своей земли (по сути, так определяется форма правления).

Иларион также разработал тип христианского правителя.

«Власть князя крепка мужеством и смыслом и основана на законе». Милосердие и законная деятельность властителя сочетаются с его моральным обликом, он должен обладать острым умом, быть мужественным.

Особой похвалой отмечена законодательная деятельность Владимира и Ярослава Мудрого и осуществление ими власти впределах закона (≪землю свою пасуще правдою≫).

Божественный промысел позаботится о мире, а князья должны предотвращать войны (≪ратные прогони, мир утверди,страны укороти≫, а некоторым даже и ≪отгрози≫).

В обязанности князя входит и организация хорошего управления (≪...бояри умудри, грады разсели... церковь взрасти, достояние свое соблюди≫).

Владимир Мономах (1113—1125) Первым его делом при вступлении на великое княжение было создание новых законов (Устав Владимира Всеволодовича Мономаха — вторая часть Пространной Правды).

«Поучение детям», ≪Послание Олегу Черниговскому≫ и ≪Отрывок≫, и др.

Форма правления: ≪Ежедневносажусь я с дружиной думу думать или судитьлюдей≫.

Образ правления: советует будущим великим князьям всегда иметь чистым тело, кроткой душу, сохранять верность в словах и делах, всегда иметь добрые помыслы, творить неустанно добрые дела, никого не ненавидеть и никому никогда не мстить. Владимир Мономах советует князьям не надеяться на воздаяния на небесах, а помнить о том, что ≪Бог судит на земле≫.

Организация правосудия: Судить он советует праведно,милостиво, не допуская беззакония. ≪Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу... не давайте сильным погубить человека≫.

Не приемлет смертную казнь. ≪Ни правого, ни виноватого не убивайте, и не повелевайте убить того, кто будет достоин смерти, ведь душу христианскую нельзя губить≫.

Закон: ≪Поучении≫ осуждает беззаконие и неправду. ≪Правда≫ и ≪закон≫ употребляются им в близких смысловых значениях: ≪дать правду≫ означает у него ≪судить по закону≫.

Взаимоотношения с церковью: Он призывал чтить ее, любить ≪епископов, попов и игуменов≫ и ≪по силе заботиться о них≫, но не одобрял участившееся тогда пострижение в монахи здоровых и молодых людей: ≪Ни одиночеством, ни чернечеством, ни голодом, которые иные добрые терпят, но малым добрым делом лучше всего достичь милость Божию≫.

Идея о равноправии всех народов: Бог в одинаковой мере (и для сильных, и для слабых) приготовил поля и леса, где всем хватит места без войн и усобиц.

Задача правителя — поиски путей достижения мира, ≪сотворить добро и взыскать мир≫, ибо Богу угодны только ≪праведные миротворцы≫.. Месть не может быть руководящим мотивом в политике, а люди не должны быть мстителями, ибо возможно только ≪возложить на Бога отмщение свое...≫.

В Поучении он советует своим детям – будущим князьям все вопросы решать совместно с Советом дружины; не допускать в стране беззакония и неправды. Судебные функции Мономах предлагает осуществлять самому князю, не допускать нарушения законов и проявлять милосердие.

Полностью отрицает смертную казнь.

Во всех спорных действиях он советует отдавать предпочтение миру, т.к. не видит причин для братоубийственных войн. Все споры возможно разрешать «добром».

Церкви отводил почетное, но подчиненное место.

Даниил Заточник – ему приписывается авторство произведения, которое дошло в 2 редакциях под названиями ≪Моление≫ (≪Послание≫) и ≪Слово≫.

Трудно определить тот социальный круг, к которому принадлежал Даниил, но на связь с военной средой он намекает неоднократно, сообщая, что ≪на рати≫ он был ≪не хоробр≫. Скорее всего, – к служилому дворянству, положение которого в XIII—XIV вв. не было стабильным. Обращаясь к князю, он прямо просит его предоставить ≪всякому дворянину милость... Хватит ему мыкаться в скорбях...≫.

Немного о себе: ≪ни в Афинах рос, ни у философ учился≫, но подобно пчеле порхал по книгам, как по цветам, и ≪набирал сладость словесную, совокупляя мудрость как в мех воду морскую≫, и хотя он ≪ни Феофраст и ни Пинандр≫, ≪но в смысленных ризу облачился и смысленных сапоги носил≫.

Центральная политическая идея – образ великого князя. Князь привлекателен внешне, милостив. Управление князя крепко и справедливо. Он выступает как верховный глава всем своим людям. Кроме того важно наличие хорошо организованного управления, которое позволит преодолеть раздробленность.

Князю следует заботиться о хорошем управлении страной и о народонаселении.

≪Голос твой сладок,образ красен, мед источают уста твои и разум твой государев, как прекрасный рай плодовит≫.

Форма правления. Князю необходимо опираться на Совет думцев. Советники должны быть умны и справедливы. Князь должен уметь их выбирать. И выбирать, прежде всего по уму.

С хорошими думцами ≪князь высокого стола добудет≫, а с ≪лихой думой, думу думая≫ может и своей власти лишиться. Советников рекомендуется подбирать не по богатству, а по уму, а между тем, как известно, богатый человек не только у себя, но и ≪в любом городе знаем, а убог муж и в своем неведомым ходит. Богатый муж возглаголет — все молчат и слово его вознесут до облаков, а убогий муж возглаголет, все на него кричать начнут≫, да и слово его не будет услышано. У нас повелся такой обычай: ≪чьи ризы светлы, тех и речь честна ≫, а между тем ≪бедный человек может быть мудрым, как сосуд, наполненный золотом, а богатый глупым, как наволочка, набитая соломой≫.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.016 с.)