Вообще относительно формы правления мнение макиавелли изменяется: в «государе» он называет монархию, а в последующем – республику. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вообще относительно формы правления мнение макиавелли изменяется: в «государе» он называет монархию, а в последующем – республику.



В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти.

По отношению к управляемым государю следует выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать — честолюбива, а народ — необузданная масса. В мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом

Он должен наводить порядок в стране, исключающий совершение преступлений должностными и частными лицами.

Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения – спокойствие в государстве повышает авторитет верховной (т.е. своей власти).

Благодеяния государя – военные, политико-охранительные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле. Правам и свободам в этом списке места нет. Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии смириться с утратой свободы, власти, но никогда не простят потерю имущества.

Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят ≪добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям≫. В отличие от обид надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Непременное условие осуществления политической власти – согласие с ней подданных. ≪Презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться≫.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? Подданные должны полностью повиноваться государю. Это достижимо 2 способами: 1) любовью к государю; 2) страхом перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, ≪когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать ≪страх≫ и поддерживать его ≪угрозой наказания, которой невозможно пренебречь≫.

Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей ≪в суде не спросишь≫.

 

26. Политические воззрения Реформации (Лютер и Кальвин).

Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонии, окончил университет, в 1512 г. получил степень магистра богословия.

Свое учение он изложил в 95-ти тезисах об индудьгенциях, которые он представил в 1517 в г. Виттенберге.

Основные произведения: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти», «О рабской воле», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина».

В своей концепции Лютер показал, в чем он не согласен с учением католической церкви. По его мнению, спасение достигается только верой. Он считал неверным, что сторонники Папы Римского разделили людей на лиц светского и духовного звания, так как на самом деле все люди – духовного звания и различаются лишь родом занятий.

Любой человек может общаться с Богом самостоятельно и вправе толковать и проповедовать. Лютер, таким образом, отвергает Церковь: есть человек, Бог и Библия, а в посреднике в лице Церкви нет необходимости.

Мартин Лютер предложил новую модель связи Бога и христианина. Христос умер за человеческие грехи, и кто верит в Бога, тот спасен.

В-третьих. Мы должны подразделять детей Адамовых и всех людей на две части: одних причислять к Божьему Царству, других — к светскому царству. Принадлежащие к Божьему Царству —это все истинно уверовавшие в Христа и принадлежащие Христу.

Протестантизм использует идею предопределения (закон вечного предопределения) и признает бессилие человеческой воли. Выбор между добром и злом определяется не человеком, а божественным провидением.

Единственный авторитет, который не подлежит критике, – это Библия.

Необходимо отметить, что Лютер не употребляет термин «государство». Вместо него он использует латинский термин «республика», «полития».

Лютер отвергает главенство Церкви над государством, поэтому, по его мнению, карать нужно не за ересь (отступление от Церкви), а за богохульство (отступление от Библии).

В своем основном религиозно-политическом произведении «О светской власти» разработал учение о «двух порядках» - духовном и светском и, соответственно, о двух системах права - божественном и естественном.

Во-первых, мы должны всесторонне обосновать необходимость светского права и меча, чтобы никто не сомневался в том, что они применяются в мире по Божьей воле и предписанию. К тому же это право меча было установлено в мире изначально.

Итак, смотри, эти люди не нуждаются ни в светском мече, ни в законе. И если бы весь мир состоял из подлинных христиан, т. е. из истинно верующих, то не было бы необходимости или пользы ни в князьях, ни в королях, ни в господах, ни в мече, ни в законе. И для чего все это им? Ведь у них пребывал бы в сердце Святой Дух, который учил и наставлял бы их никому не причинять несправедливости, любить всякого, с готовностью претерпевать от каждого беззаконие и саму смерть. Там, где проигрывает несправедливость и где поступают по справедливости, не нужно ссор, вражды, суда, судей, наказания, права или меча. Поэтому невозможно, чтобы в среде христиан применялись светский меч и право, так как они делают сами гораздо больше того, что могут от них потребовать все права и учения.

Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защитить женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы. Вот почему Бог учредил два правления: духовное, которое образуют христиане и благочестивые люди при помощи Святого Духа, во главе с Христом, и светское, сдерживающее нехристиан и злых, заставляющее их, хотя бы против воли, сохранять внешний мир и спокойствие.

Основная цель государства – достижение христианской жизни. Если такой цели у государства нет, то такое государство имеет искусственную власть. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека.

Лютер различает должности и людей, которые их занимают. Он говорит, если исполнение обязанностей соответствующей должности ненадлежащее, то виноваты люди, занимающие эти должности. Действия начальства должны уподобляться божественному, а подчиненные обязаны всегда подчиняться начальству, поскольку всякая власть от Бога и мятеж ложится на невиновных.

Мартин Лютер выделял следующие виды законов:

1) божественный закон (он стоит на первом месте и одинаков для всех);

2) естественный закон (он соответствует божественному закону; критерием соответствия является человеческий разум);

3) императорский закон;

4) законы земель, городов и т.д.

Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти на естественное, а не на божественное право (хотя естественное в конечном счете производно от воли божьей). Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.

Учение Лютера привело к расколу, надлому в Европе, что было естественным явлением.

 

Ж. Кальвин (1509-1564)

Автор работы «Наставления в христианской вере».

Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж.Кальвина. Важнейший догматическое положение кальвинизма – доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально еще до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других - к вечным мукам в аду. При этом вера и благочестивая жизнь не являются основанием для спасения, а лишь являются признаком избранности человека. Избранность человека проявляется в успешной мирской, профессиональной деятельности. Отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм.

Родился во Франции в семье секретаря епископа. Преследуемый церковью в 1534 г. покинул Францию и переехал в Базель, а затем Женеву. С 1541 г. - фактически диктатор Женевы. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, в городе постепенно установился суровый режим господства реформированной церкви, начинающий теократическую диктатуру.

Лютер утверждает о необходимости разделения светской и религиозной власти. А Кальвин говорит о первостепенном значении религиозной власти. У Лютера все определяется верой, а Кальвин утверждает, что поступки человека не влияют на решение Бога.

Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

Главное в учении Кальвина – идея предопределения. Он отмечает, что правителем должен быть лучший в религиозном, нравственном и имущественном плане.

Успех в жизни материальной зависит от божественного предопределения.

Форма государства. По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Сторонник олигархической формы правления (богатых пресвитериан). Богатство – признак предопределения. Худшая форма – демократия.

Оптимальной формой организации политической власти: аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.012 с.)