Политико-правовое учение Платона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение Платона



Платон (427—347 до н. э.). Происходил из знатного афинского рода. Был слушателем и учеником

Сократа.  В 387 г. до н. э. приобрел рощу в зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца жизни.

В его ранних диалогах, называемых ≪сократическими≫ (≪Апология Сократа≫, ≪Протагор≫,

≪Критон≫ и др.), в целом доминируют взгляды, метод и подход Сократа — рационализм; поиски общих понятий; углубленный интерес к моральной проблематике и т. п.

Собственно платоновское учение об идеях появляется в более поздних диалогах (≪Государство≫, ≪Политик≫, ≪Софист≫).

- Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что ≪истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесныеидеи≫, а данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления — не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к становлению. Мир явлений не абсолютно отделен и изолирован от мира идей, поскольку первый – искаженная копия и слабая тень второго. Мир идей — вечно неизменный проект изменчивого человеческого мира.

- Истинное познание — это познание идей. Оно доступно лишь ≪редким людям≫ — философам.

ХР: Государство, – сказал я, – возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. А первая и самая большая потребность – это добыча пищи для существования и жизни (далее – про удовлетворение других естественных нужд). Необходимо разделение труда – можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы.

- Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге ≪Государство≫. Платон конструирует идеальное справедливое государство. По самой идее справедливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой душиразумному, яростному и вожделеющему —аналогичны в государстве три схожих началасовещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия —правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Если земледелец или кто другой из ремесленников, доставив на рынок то, что он производит, придет не в одно и то же время с теми, кому нужно произвести с ним обмен, неужели же он, сидя на рынке, будет терять время, нужное ему для работы? Найдутся ведь люди, которые, видя это, предложат ему свои услуги. Из-за этой потребности появляются у нас в городе мелкие торговцы.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Справедливость требует иерархической соподчиненности этих начал во имя целого:

способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу, оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое ≪по своей природе жаждет богатства≫.

Для обоснования вводимой иерархии сословий – распространению среди населения идеального государства ≪благородного вымысла≫ о том, что хотя все они —братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто- способен править, примешал при рождении золота, в их помощников —серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое и т. д., допустимы переходы членов одного сословия в другое. Государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

ХР: Потом появляются военные конфликты. Важны стражи – их роль качественно отличается. Значит, чем более важно дело стражей, тем более оно несовместимо с другими занятиями, ведь оно требует мастерства и величайшего старания. Для этого занятия требуется иметь соответствующие природные задатки. А захочет ли быть мужественным тот, в ком нет яростного духа? Если стражи таковы по своей природе, не будут ли они свирепыми и друг с другом, и с остальными согражданами? А между тем они должны быть кроткими к своим людям и грозным для неприятеля. Итак, безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости, и стремлением познавать, а также будет проворным и смелым.

– жизнь и весь быт стражей организуются на началах солидарности:

+ никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости.

+ ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий≫. Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия.

+ Живут и питаются стражи сообща, как во время походов.

+ Им запрещается даже прикасаться к золоту или серебру.

+ введение для стражей общности жен и детей;

+ Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами.

+ Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

+ Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Члены этого сословия отстранены от управления государством, однако они являются свободными, а не рабами.

Главное социально-экономическое отличие идеального государства от всех прочих государств: в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство. «Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая, кроме новшеств, к низостям и злодеяниям».

– Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших. Почему править должны философы: ХР « А чем лучше слепых те, кто по существу лишен знания сущности любой вещи и у кого в душе нет отчетливого ее образа? Они не способны, подобно художникам, усматривать высшую истину и, не теряя ее из виду, постоянно воспроизводить ее со всевозможной тщательностью, и потому им не надо, когда это требуется, устанавливать здесь новые законы о красоте, справедливости и благе или уберечь уже существующие ». Свойства философской души – ХР: Правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине.

Четыре добродетели идеального государства: Ясно, что оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо.

– считает, что законное и справедливое — одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное (у Платона, кроме того, идеальное) начало.

Лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.

– верит в возможность практического осуществления своего проекта. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи

человеческой натуры сменится другими формами правления.

Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это — тимократия. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, ≪главный источник частных и общественных бед≫.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. У власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии («строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления»).

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — военные успехи, в олигархии —богатство, в демократии —свобода), именно это и губит данный строй. Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как ≪ставленник народа≫. Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

ХР: [Тимократия -] <...> государственный строй – нечто среднее между аристократией и олигархией<...> Оно занимает промежуточное положение, но кое-что будет в нем и свое, особенное. В почитании правителей, в том, что защитники страны будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всем подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.

Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рожденных для войны, чем для мира. И это государство будет вечно воевать. Вот каковы будут многочисленные особенности этого строя.

Олигархия  – строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правления. Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя; чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза.Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания.

Демократия <...> осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условиям мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Эти и подобные им свойства присущи демократии – строю, не имеющему должного управления, но принятому и разнообразному.

Диалог ≪ Политик ≫.

Политика —это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы ( ≪подражания истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми≫).

Образцовое государство – правитель которого руководствуется истинным знанием.

Но есть еще три вида правления:

– монархия ( законная монархия —это царская власть, противозаконная —тирания);

власть немногих (законная власть немногих —аристократия, незаконная —олигархия);

власть большинства  (демократия с законами и без законов).

Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия среди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие беззаконны, то демократический вид оказывается наилучшим.

В ≪ Законах ≫ Платон рисует ≪ второй по достоинству ≫ государственный строй.

Основное отличие второго государства от первого:

– граждане второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей.

– В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса.

– Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь.

– В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей (предпосылка – ≪граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов≫).

потребительское равенство ≪часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества≫.

– стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Хотя индивидуальная семья признается, однако все дело воспитания регламентировано законами и находится в руках многочисленных должностных лиц.

– Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей.

– Политическими правами обладают только граждане.

– Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правите лей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Они, прежде всего, ≪ стражи законов ≫.

– Значительной властью обладает выборный Совет из 360 членов (по 90 человек от каждого класса).

– Предусматривается избрание множества гражданских и военных должностных лиц.

– Все кандидаты на должности проходят докимасию.

– предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган —особое ≪ ночное собрание ≫ из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.

– различает два вида государственного уст ройства: один — где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы.

Про законы:

≪Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах не скольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя≫.

≪И невозможно устанавливать законы вразрез с местными условиями≫ (имеется в виду география и естественные условия государства).

Разработка и изучение науки о законах: ≪Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах≫.

В проекте второго по достоинству государства основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют публичную и частную жизнь

На страже законов стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не является самостоятельной властью и

обособившейся государственной структурой. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства. Выступает за активность суда, считая безгласного судью плохим отправителем правосудия.

– существенное значение придавал идеологической обработке населения проектируемого государства путем внушения ему представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов, суровых загробных карах за их нарушение и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.033 с.)