Неоттомистская теория возрожденного естественного права (Маритен) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неоттомистская теория возрожденного естественного права (Маритен)



Слово «неотомизм» (нео + томизм) происходит от имени христианского теолога XIII Фомы (Thomas) Аквинского. Призывы к «возрождению естественного права», прозвучали в начале XX века.

Жак Маритен (1882—1973). Известность пришла к нему в 30-е гг., когда он преподавал в США и Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить позиции католицизма на американском континенте.

Основные труды: «Права человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия».

Проводил различие между первопричиной социальных институтов (усматривая таковую в боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий. "Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога".

Источником естественного закона – является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Естественный закон – установленные божественным разумом "универсальные нормы права и долга". Убежден, что верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Подчеркивалась также роль католической церкви как хранительницы естественного права

Считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный идеал". Поэтому невозможно составить полный каталог естественных прав индивида на все времена.

Жак Маритен рассматривал естественное право с точки зрения:

онтологической. В своем онтологическом аспекте естественный закон есть идеальный порядок по отношению к человеческим действиям, водораздел между подобающим и неподобающим, должным и недолжным;

гносеологической   Второй (гносеологический) элемент в естественном праве. Естественное право охватывает только сферу моральных предписаний, которые люди осознали посредством познания и которые являются основными принципами моральной жизни, постепенно признаваемыми от самых общих до все более и более частных принципов.

Разграничение между ественным и позитивным правом:

1) Естественное право имеет дело с правами и обязанностями, которые необходимым образом связаны с первым принципом: "Делай добро и избегай зла" – в целом предписания всеобщи и неизменны. Позитивное право, или корпус законов, действующий в данной социальной группе, имеет дело с правами и обязанностями, которые связаны с первым принципом, но связаны случайным образом, благодаря определяющим образцам поведения, когда люди устанавливают законы или формируют обычаи определенного общества, таким образом утверждая для себя, что в отдельной рассматриваемой группе определенные вещи будут считаться благими и допустимыми, а другие — дурными и недопустимыми.

2) Естественные права являются неотчуждаемыми, поскольку основаны именно на человеческой природе, которую конечно же ни один человек не может утратить.

Жак Маритен выделял следующие группы прав:

1) фундаментальные права человека: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа;

2) политические права: определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права ибо установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву. Относил: право народа устанавливать конституцию и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, право объединения в политические партии, свободу высказываний, равенство перед законом и судом. Реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т.е. "по-христиански устроенного светского государства";

3) социальные права (права трудящегося): право на труд, на объединения (союзы), социальное обеспечение в старости, право на справлдливую заработную плату и др.

-- Права индивида – такие права человека, которые, безусловно, соответствуют естественному закону. Они абсолютно неотчуждаемы. Это и есть группа так называемых «фундаментальных прав человека».

-- Права гражданина – это такие права человека, которые вытекают из позитивного права: право объединяться в политические партии, избирательное право. То есть политические права.

-- Права трудящегося – это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона

Государство. Говорил о необходимости сотрудничества церкви и государства.

Политическое общество игосударство. Политическое общество есть целое. Государство представляет собой часть, и самую важную часть, этого целого.

Государство есть лишь та часть политического общества, которая в наибольшей степени заинтересована в сохранении закона, поддержании общего благосостояния и общественного порядка, а также в управлении общественными делами. Часть, которая специализирована в интересах целого. Это не человек и не группа людей, а совокупность учреждений.

Государство орган, которому дано право использовать власть и принуждение, орган, в который входят эксперты в области общественного порядка и благосостояния, — инструмент на службе человека.

Лучшая форма правления по Маритену – демократия.

Главная функция государства состоит в соблюдении справедливости.

Отрицает суверенитет государства.

Различает понятия «власть» и «могущество»:

Могущество это сила, посредством которой можно заставить других подчиниться тебе. Власть же является правом направлять и приказывать. Правом быть услышанным другими или правом на подчинение других. Власть предполагает могущество. Могущество без власти есть тирания.

 

Теория институтов (Ориу)

Морис Ориу (1856—1929), основоположник теории институционализма, был профессором и деканом факультета права Тулузского университета.

«Принципы публичного права»

Для выражения и представительства интересов общества и отдельных соц групп создаются различные соц институты. Общество представляет собой совокупность большого числа институтов, которые трактуются как учреждение, установление или некая коллективность, осознающая свое единство и имеющая направляющую идею.

Социальные механизмы – "представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов". Отличительный признак института – направляющая идея. Коммерческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь — на идее сострадания.

Государство реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.

С течением времени институты приобретают устойчивый характер и обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица.

2 типа институтов:

1) корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, церковь);

2) вещные (правовые нормы).

Основные отличия в том, что корпоративные институты интегрированы в социальные коллективы, а вещные не имеют собственные организации и могут применяться в рамках любых объединений.

Особое внимание уделял корпоративным институтам. Их черты:

· определенной направляющей идеей

· организацией власти

· совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. "Управление группами людей, осуществляемое посредством создания права и порядка, требует, чтобы те, кто управляет, сами могли творить право". Понятие власти, права и управления распространил на все корпоративные институты.

Корпоративные институты – инструменты упрочения капиталистического строя. Свобода предпринимательской деятельности, полагал он, приводит к нарушению равновесия в обществе. Необходимость "признать государственное вмешательство, которое явится политическим вмешательством, в целях поддержания порядка и не будет претендовать на то, чтобы превратить государство в экономическую общность".

Государство: Государство — это юридическая персонификация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному режиму.

Задача государства — направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой.

Государство – это «институт институтов», по отношению к другим соуиальным институтам –  " первый среди равных ".

Предметом публичного права является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, то есть режим одновременно политический, экономический, юридический. Но также режим, который владеет нацией, видоизменяет ее, налагает на нее определенную форму и становится средой, в которой существует индивиды.

Централизация национального права сводится к тому, что установление прав норм и санкций становится делом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью, то есть судебной и административной. Юридическая централизация в отношении норм права возникает из замены обычая писаным законом.

Правоотношения – область, в которой уравниваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп, классов. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом.

 

72. Современная реалистическая школа права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.013 с.)