Политико-правовые идеи русских философов (Булгаков, Бердяев, Франк) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи русских философов (Булгаков, Бердяев, Франк)



Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944). Он вырос в семье священника г. Ливны Орловский губерни. Но вплоть до 30-летнего возраста оставался неверующим. Статья: «О социальном иделае».

Говорил, что неотложно задачей для русской интеллигенции является изживание личного самовознесения, высокомерно-покровительственного отношения к народной, исторической и церковной стихии.

Взаимоотношения церкви и государства Булгаков рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и Богом.

Вплоть до «последней революционной эпохи» отношения государства и церкви находилось в союзе с церковью. В новейшем государстве, имеющем в своем составе народы разных вероисповеданий и даже вер, конфессиональное государство стало давно уже не соответствующим положению вещей. В новейшем государстве произошло разлучение церкви и государства к взаимной выгоде обоих.

Приходит к выводу, что «вообще, связывать православие, которое есть религия свободы, с реакционными политическими стремлениями представляет собой вопиющее противоречие», которое не находит для себя объяснение в догматике христианства. Тот факт, что в течение долгих веков православие было связано с монархией обернулся в конечном счете исторической трагедией православия, воплотившейся как в падении Византии, так и в современной России. И объясняется это именно «нарушением равновесия в отношениях церкви и государства». Соборный дух православия не есть демократия.

Критикует славянофилов, учение Льва Толстого о соотношении политики и морали (≪отрицательными заповедями неучастия во зле, без положительного требования борьбы со злом≫,).

В истолковании природы права: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Любовь к ближнему просто как человеку предполагает равное отношение ко всякой человеческой личности.

Формула справедливости: каждому — свое. Тем самым за каждой личностью признается «сфера его исключительного права и господства». Естественное право есть «те идеальные нормы, которых в реальной действительности нет, но которые должны быть. Естественное право – идеальная и абсолютная норма для оценки положительного права.

Естественное право сводится к нескольким морально-правовым аксиомам: равенство людей вопреки их эмпирическому неравенству. Люди равны между собой как нравственные личности. Человек для человека должен представлять собой абсолютную ценность. Идея равенства людей включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений и идеал общественного устройства.

Право есть свобода, обусловленная равенством. Понятия личности, свободы и равенства составляют сущность так называемого естественного права.

Требованием свободы никак не отрицается зависимость личности. Зависимость от государства представляется нам политическим гнетом не как таковая, не потому, что вообще существует государство со своими требованиями, а лишь в тех пунктах, где эти требования противоречат нашему нравственному чувству, не могут быть приняты и исполнены свободно, без принуждения (нам не кажется нарушением нашей свободы запрет красть и убивать, а ограничение свободы совести и слова воспринимается как гнет).

Государство нужно там, где требования не могут быть исполнены без принуждения (не украсть, не убить)

Идеал политической свободы заключается поэтому, не в уничтожении государства, а в преобразовании его в соответствии с требованиями нравственного сознания.

Отграничить точно и бесспорно, где кончается общество и государство и где начинается область неприкосновенных прав личности, невозможно даже в теории. В истории эта граница постоянно передвигается то водну, то в другую сторону.

 

Семен Людвигович Франк (1877—1950) — религиозный философ, историк общественной мысли и правовед. Работа «Духовные основы общества», «Введение в социальную философию».

Утверждает, что в мире человеческой общественной жизни необходимо (и всегда) присутствует в лице права и власти момент должного. Этот момент есть выражение нравственной, идеальной природы общественной жизни. Свобода для человека образует ту область бытия, где становится возможной непосредственная связь человеческого с божественным.

Нравственное развитие человека есть абсолютная ценность, которая одновременно является условием совершенствования наравлсвенно-правовых основ обществ и одолению господствующего зла в мире. Право содействует этому.

Между правом и нравственностью размещается «внутренне-внешне обязывающая система добрых нравов, обычаев, общественного мнения».

Государство в его конкретности есть не только властно планомерно организующее единство общественной воли. Оно вместе с тем есть отражение сил и отношений, спонтанно вырастающих и складывающихся в обществе. Поэтому упомянутое единство воли есть также итог взаимодействия между отдельными силами и потенциями общественной жизни, между классами, национальностями, партиями, религиозными союзами, всякого рода частными объединениями. Эта внутренняя спонтанная основа государственного единства находит также свое выражение и оформление в системе права как совокупности публичных субъективных прав.

Субъективное публичное право: 1) по существу ограждение свободы личности; 2) также и право на соучастие в государственной власти и государтсвенном строительстве.

Субъективное публичное право, будучи по существу своему ограждением свободы личности, тем самым есть и право на соучастие в государственной власти, в государственном строительстве. Система публичных прав дает отдельным членам общества обеспеченную правом возможность свободного духовного творчества и, следовательно, возможность соучастия в государственной жизни, в планомерном строительстве общества. В этом измерении государство есть уже не только верховное единство воли, но и система отношений.      Таким образом, государство не только имеет вне себя гражданское общество, но изнутри само пронизано моментом свободного сотрудничества элементов общества. Государство есть уже не только верховное единство воли, но и система отношений, т. е. аналогичный гражданскому обществу комплекс спонтанно взаимодействующих отдельных центров активности.

Конспект: Философия права – это всегда поиск и познание общественного идеала.

Возможно 2 типа философско-политических построений: 1) политическое учение; 2) литература, где философские обосновываются различного рода мировоззрения на основе анализа природы, общества и человека.

В праве существует 2 момента: должное и идеальное. Поэтому право существует собственно в форме права, но и в форме нравственности. Эта нравственность превозмагая закон дополняет право, если суровость и формализм закона деформируется потому, что они не соответствуют духовной жизни человека своего времени. Это соотношение права и нравственности связано с тем, что закон – форма упорядочения мира, борьбы с его несовершенством. Эта упорядоченность условна, т.к. все в мире по природе может быть относительно идеально. Все попытки насадить абсолютное, абсолютную социальную справедливость на земле приводят к возникновению абсолютного ада на земле. Реальная жизнь подсказывает, что эмпирически равенство в реальной жизни никогда неосуществимо и не было осуществлено. Люди не равны по своему душевному и физическому положению, поэтому они не могут обладать равными правами. Всякая революция только меняет лица, но ничего больше не изменяется. Эту иерархию невозможно отменить. Если мы хотим сохранить единство общества, то мы должны сохранять его иерархию.

Независимо от того, какие-то группы выступают за демократизм, в обществе всегда меньшинство правит над большинством даже в самых малых сообществах. Так, в партийных системах есть иерархия, часть партии представляет верхушку.

Избираемость – это возможность выбрать себе представителя. Нет различия между советским политбюро и партиями в Западной Европе, везде иерархия. Как происходит революция, народ попадает под власть нового правителя, который может установить власть более жестокую и деспотичную, чем была свергнута.

Государство, гражданское общество и право – составляют то единство, которое построено иерархически. Власть всегда создает определенное количество правил поведения, но никогда не устанавливает их произвольно. Рассматривать право только как только право, созданное государством, или говорить о праве только как выражении свободного взаимодействия воль отдельных участников общества – ведет к деспотизму или анархии.

В создании государство основное – насилие. Группа смельчаков под влиянием опасности объединяется вокруг своего вождя. Источник власти – это вождь.

Демократия никогда не может обойтись без принципа авторитета, авторитет существует всегда. Статья «Крушение кумиров». Преобладающее большинство русских людей – интеллигенции всегда жилой одной верой – верой в революцию и зло видело в политической форме. Достаточно уничтожить эту форму и устранить от власти людей, на которой держится эта форма, чтобы зло это исчезло и заменилось добром. Научные теории интеллигенции оценивались не по научному значению, а потому, клонятся ли они к революции или реакционны.

В результате вопрос: правильно сказал Дарвин или неправильно, имел огромное значение для социализма. Если вы говорили против Дарвина, то и против социализма. Привело к тому, что благородные люди, которые начали и горели революцией, заменились на разбойников. В Европе все мы видели всеобщую грамотность и твердость конституционно-правового порядка, не замечали эгоизм, мелочность и пошлость этих людей.

Русский интеллигент – это воинствующий монах нигилистической линии земного благополучия. Где социальный оптимизм опирается на механистическую теорию счастья.

 

Николай Александрович Бердяев (1874—1948), один из крупнейших философов и религиозных мыслителей России. «Новое религиозное сознание и общественность», «Философия неравенства», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека» (1939), «Царство Духа и царство Кесаря» (1947) и др. Концепция христианского персонализма.

В своем персоналистическом учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая несвободная, а личность — категория духовная, свободная. Именно в качестве личности человек есть микрокосмос, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства).

≪Личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием≫.

Личность — самоценность и самоцель, идеал человека, категория ценная своими творческими актами. Если индивид в своем поведении более детерминирован внешними условиями и «больше подчинен общеобязательному закону», то «личность иррациональна», она «должна быть исключением, никакой закон не применим к ней».

У человека есть два пути выхода из своей замкнутости. Первый путь, путь объективаци и, т.е. в царство Кесаря, в реальность общества и государства с их общеобязательными формами, нормами, институтами и т.д., — это потеря личности, выброс человека в объективный мир зла, несвободы и рабства. Второй, духовный путь, т.е. реализация личности в человеке, это путь самоопределения, перехода к духовному миру — к жизни в свободе, к экзистенциальной встрече с Богом, с другими личностями. При этом Бог не некая объективная реальность вне и над человекам, а личность во встречи с ним человеческой личности.

И ерархически организованное целое состоит из личностей разных иерархических ступеней, причем каждая личность подчинена высшей ступени, входит в нее в качестве подчиненного органа или части.

Общество, государство, закон — это царство Кесаря, которому принципиально противостоит сверхисторическое царство Духа и свободы человека. Мучительный разрыв и раздвоение человека (в качестве индивида и в качестве личности) между этими двумя мирами ≪найдут себе разрешение в новой мистике, которая глубже религии и должна объединить религии.

Отрицательно относится он и к идее «христианского государства», поскольку и оно неизбежно будет царством безличной объективации и выродится в папоцезаризм или в цезарепапизм.

В противовес всякой государственности он призывает перейти к общинной жизни и федерации общин. Такую общинность он именует коммюнотарностью. В отличие от обезличенного и авторитарно-государственного типа отношений и коллективизма – такая соборность не может означать никакого авторитета, а всегда предлагает свободу. Она позволит прийти к христианскому социализму – победа жксплуатации трда и трудящихся, а также становлению духовно нового человека.

Говорит об абсолютных и неотчуждаемых правах человека, которые являются духовными, а не естественными, идут от Бога, а не от природы, общества или государства.

Государство же, по его мнению, было создано в этом грешном мире актом насилия, и оно лишь терпимо Богом. От Бога идет только свобода, но не власть. В силу этого небожественного происхождения государство находится в трагической больле с личностью и свободой. Трагизм в том, что личность не может жить в этом грешном и злом мире без государства и готова действовать в нем, неся жертвы.

В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства: личность принадлежит вечности, несет в себе образ и подобие Бога, идет к Царству Божьему, а государство лишено всего Божественного и принадлежит времени и никогда не войдет в Царство Божье. Личность и государство пребывают в разных кругах бытия, но есть столкновение в одном отрезке –  столкновении свободы и влати.

В этом столкновении противостоят неотчуждаемые права человека и суверенитет государства. Отстаивает верховенство личности. Единственный примиримый с хриситанстов принцип есть утверждение неотъемлемых прав человека.

Неотчуждаемые права человека - форма выражения и существования в земном мире личной свободы.       Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «В действительности неотъемленые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не прирой, а духом. Это духовные права, а не естественные права».

Под правом имеют в виду лишь духовные неотчуждаемые права человека: свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова. Эти неотчуждаемые права называет «идеальным правом».

К позитивному праву относится негативно. ≪Государство стоит под знаком закона, а не благодати≫. Поэтому закон так же греховен, как и власть. «Принуждающий закон» государства – противоположен сбободе. Позитивное право (≪принуждающий закон≫) – орган и орудие государства, как фактическое выражение его неограниченной власти.

≪Право есть свобода, государство — насилие, право — голос Божий в личности, государство — безлично и безбожно≫. Безлично означает, что личность для государства есть общее, государство не признает индивидуальных, неповторимых, единичных прав отдельной личности с ее индивидуальной судьбой.

Государство поддерживает лишь минимум добра и справедливости. НО не в силу любви к добру, которая ему чужда, а потому, что без такого минимума добра и справедливости наступит хаос, угрожающий силе и устойчивости государства.

С оговоркой признает и принуждающий закон. Общество не может жить исключительно по благодати и в связи с этим признает положительное значение закона для социальной жизни особенно там, где личность подвергается насилию и ее права нарушаются.

При этом он утверждает, что ≪свобода скорее аристократична, чем демократична≫. Неравенство есть условие развития культуры, во имя цвета жизни и во имя высших качеств должно быть оправдано неравенство во имя цвета жизни и во имя высших качеств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.018 с.)