Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи Сократа
Сократ (469—399 до н. э.). Сократ родился в семье каменотеса. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. Уже при жизни он был признан дельфийской пифией мудрейшим из всех людей. - Подобно софистам, Сократ претендовал на роль учителя мудрости, поучая греческую молодежь. Однако спорил с софистами. Отвергая нравственный и гносеологический релятивизм и субъективизм ряда софистов. - Сократ ничего не писал, он ограничивался устным изложением своих взглядов. О нем и его учении известно главным образом из произведений его учеников – Ксенофонта и Платона. - Исходным пунктом философии Сократа было скептическое положение: «Я знаю, что я ничего не знаю» – было направленно против софистов и их мнимой учености, а также выражение его отрицательного отношения к материализму. Утверждал: чувственное восприятие не дает подлинного знания, что оно порождает не знание, а мнение. Истинное знание возможно лишь через посредство общих понятий. Не познание частного и единичного, а установление всеобщего, общих понятий и определений должно составить задачу науки (это метод индукции). - этот метод применял к вопросам морали и отчасти политики, государства и права. Именно в этике он искал смысл общего, поэтому и оценивал и обосновывал нравственную природу государства и права. - Т.е. в морально-политической проблематике заложил начала собственно теоретического исследования в названной области. - познание рекомендует начинать с самопознания. «Познай самого себя», – заявляет он. Знать себя – это значит знать, что полезно и что вредно, что справедливо и что несправедливо, что соответствует силам человека и что их превосходит. - Правильные представления о законном и справедливом, добродетелях и благе можно составить лишь на основе знаний, а подлинное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Право: - различал естественное право и закон полиса. Считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного.
- т.е. говорил: существуют неписаные, «божественные» законы, установленные не людьми, а богами, и имеющие силу повсеместно, независимо от воли людей. Эти законы – «братья законов человеческих». Они составляют нравственную основу действующего в государстве права. Есть положения, повсеместно признаваемые людьми независимо от того, выражены ли они в писаных законах. Таковы, скажем, обязанности почитать богов, уважать родителей, быть признательными своим благодетелям и т.п. Естественные, неписаные законы требуют также повиновения писаным законам. Справедливое и законное – одно и то же. - был принципиальным сторонником законности: Любые законы, каковы бы ни были их достоинства, спасительнее беззакония и произвола. - Различные взгляды на нравственность, право и политику, а также государственно-правовую практику (и не только демократическую, но также олигархическую, тираническую, аристократическую) Сократ критикует как ошибочные отступления от истинных (т. е. своих теоретико-понятийных) представлений. Государство: - Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практически существовавшим в его времена политическим порядкам. Однако в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами – аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары, хотя и они не соответствуют его идеальной концепции. - Отрицательно относился к ≪крайней≫ демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Если, говорил Сократ, невозможно исполнять ≪установления предков≫, то по крайней мере следует подражать ≪тем, которые в настоящее время считаются первыми≫, т. е. Спарте. Проблемы демократии: тяга к стяжательству и в некомпетентность демократического правления. - Отрицательно отзывался о составе народного собрания – верховного органа Афин. Оно, по его словам, состоит из ремесленников и торговцев, «...думающих только о том, чтоб им купить что-нибудь подешевле и продать подороже», из людей, которые «...никогда не думали о государственных делах...».
- Особо резко критиковал Сократ тиранию. - Править должны знающие — требование, которое относится ко всем политическим формам: ≪Цари и правители не те, которыеносят скипетры, не те, которые избраны известными вельможа- ми, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править ≫. Т. е. обоснование принципа компетентного правления (в практическом плане). Говорил: Властвование есть «царское искусство», к которому должны быть допущены лишь те, кто овладел подлинным знанием, мудростью, «лучшие» люди, предназначенные для этого как своим рождением, так, в особенности, воспитанием и обучением. Последовательно придерживаясь своих представлений о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ не однократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати тиранов), которые стремились пресечь его влиятельную оппозицию и довольно популярную критику. В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся к власти демократии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развра- щении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остался верен своим принципам — не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость — и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы. Учение Сократа, его жизнь и смерть не только произвели большое впечатление на его современников и учеников, но и оказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.) |