Учение о государстве Полибия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о государстве Полибия.



Полибий (210—123 до н. э.) — видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода. Труд ≪История в сорока книгах≫.

- в центре исследования — путь Рима к господству над всем Средиземноморьем.

- попытка целостного охвата исторических явлений опирается на представление о ≪судьбе≫ В контексте ≪всеобщей истории≫ – внутренняя закономерность единого исторического процесса.

- циклические представления о развитии социально-политических явлений, напр., при характеристике им смены государственных форм как их кругооборота в рамках определенного замкнутого цикла событий

- характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или

иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

- Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, по «закону природы»

- Шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: 1) царство (царская власть), 2) тирания, аристократия, 3) олигархия, 4) демократия, 5) охлократия.

- Истоки человеческого общежития: как животным, так и людям — слабость ≪побуждает их собираться в однородную толпу≫. В ней владыкою и вождем толпы становится тот, кто превосхо-

дит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой.

С течением времени первоначальный вождь-самодержец не заметно и естественно превращается в царя в той мере, в какой ≪ царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы ≫.

Постепенно царская власть стала наследственной. Цари изменили прежний образ жизни с ее простотой и заботой о подданных, стали сверх меры предаваться излишествам. Вследствие вызванных этим зависти, ненависти, недовольства и ярости подданных ≪ царство превратилось в тиранию ≫ (начало упадка власти). Тирания — время козней против властелинов, которые исходят от людей благородных и отважных, не желающих переносить произвол тирана.

При поддержке народа такие благородные люди свергают тирана и учреждают аристократию. Аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об ≪общем благе≫, но постепенно аристократия вырождается в олигархию. Здесь царят злоупотребления властью, корыстолюбие, беззаконное стяжательство, пьянство и обжорство.

Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии. При жизни учредителей демократической формы правления в государстве высоко ценятся равенство и свобода. Но постепенно толпа, привыкшая кормиться за счет чужих подачек, выбирает себе в вожди отважного честолюбца (демагога), а сама устраняется отгосударственных дел. Демократия вырождается в охлократию ( ≪государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного правления, а на деле станет наихудшим из государств, охлократией≫).

С точки зрения кругооборота государственных форм охлократия – не только худшая, но и последняя ступень в смене форм. При охлократии ≪ водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца ≫ ( круг замкнулся ).

- Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме государства, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которое впоследствии вырождается в свою противоположность: царству сопутствует тирания, а демократии — необузданное господство

- Вывод ≪ несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше ≫.

Главное преимущество смешанной формы правления – в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращенным формам правления (первым, кто, по мнению Полибия, организовал такое – лакедемонский законодатель Ликург).

- Считал наилучшим современным ему устройством – римское государство. Анализирует полномочия ≪ трех властей ≫ в римском государстве — власти консулов, сената и народа, вы-

ражающих соответственно царское, аристократическое и демократическое начала.

важное начало, которое обеспечивает прочность римского государства ≪ богобоязнь у римлян составляет основу государства ≫. Полибий: если бы государство состояло из мудрецов, в этом не было бы нужды, но, имея дело с толпой, следует поддерживать в ней религиозность.

- Обычаи и законы – основные начала, присущие каждому государству. Восхваляет ≪добрые обычаи и законы≫, которые ≪ вносят благонравие и умеренность в частную жизнь людей, в государстве же водворяют кротость и справедливость ≫. Есть взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством и государственной жизни.

Хрестоматия Полибий «Всеобщая история»: Теория цикличности развития гос-венных форм:

Первоначальное существование людей следует представить себе таковым: наподобие животных они собирались вместе и покорялись наиболее отважным и мощным из своей среды; меру власти этих последних составляла сила, а само управление – самодержавие.

... самодержец незаметно превращается в царя с того времени, когда царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы.

Но когда они [цари] стали получать власть по наследству и в силу своего происхождения..., тогда от избытка они предавались страстям..., вследствие чего царство превратилось в тиранию,

Так положено начало упадка власти и начались козни против властелинов. Козни исходили не от худших граждан, но от благороднейших, гордых и отважнейших, ибо подобные люди были наименее способны переносить излишества правителей.

Тогда была совершенно упразднена форма царского и самодержавного управления и вместе с тем получила начало и возникла аристократия. Тут же народ как бы в благодарность за ниспровержение самодержцев призывал виновников переворота к управлению и предоставлял им власть над собою.

Правители на первых порах довольны были предоставленным им положением, во всех своих действиях выше всего ставили общее благо, все дела как частные, так и общенародные направляли заботливо и предусмотрительно.

И опять, когда такую власть по наследству от отцов получили сыновья, не испытавшие несчастий, совершенно незнакомые с требованиями общественного равенства и свободы... тогда они отдавались корыстолюбию и беззаконному стяжанию... и таким-то образом извратили аристократию в олигархию.

Они же вскоре возбудили в толпе настроение, подобное только что описанному; для них переворот кончился столь же бедственно.

Вслед за этим по умерщвлении одних и изгнании других граждане не решаются поставить себе царя, потому что боятся еще беззаконий прежних царей, не отваживаются также доверить государство нескольким личностям, потому что перед ними встает безрассудство недавних правителей.

Единственная не обманутая надежда, какая остается у граждан, это надежда на самих себя – к ней-то они и обращаются, изменяя олигархию в демократию.

Но когда народится новое поколение, и демократия от детей перейдет к внукам, тогда люди, свыкшись с этими благами, перестают уже дорожить равенством и свободой и жаждут преобладания над большинством; склонны к этому в особенности люди, выдающиеся богатством.

Вследствие безумного тщеславия народ делается жадным к подачкам, демократия разрушается и в свою очередь

переходит в беззаконие и господство силы. Дело в том, что толпа, привыкши кормиться чужим и рассчитывать на чужое состояние, выбирает себе в вожди отважного честолюбца, а сама вследствие бедности устраняется от должностей. Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца.

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ (VI, 1, 9_ 10)

... важнейшею причиною успеха или неудачи в каком бы тони было предприятии должно почитать государственное устройство. От него, как от источника, исходят все замыслы и планы предприятий, от него же зависит и осуществление их.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЛИБИЯ 2 (VI, 57, 9)

... государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного правления, а на деле станет наихудшим из государств, охлократией

... совершеннейшей государственной формой надлежит признавать такую, в которой соединяются особенности всех форм*, поименованных выше (т. е. монархии, аристократии и демократии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.011 с.)