Политико-правовые идеи Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи Аристотеля



Аристотеля (384—322 до н. э.) (ученик Платона), которому принадлежат слова: ≪Платон мне друг, но больший друг — истина≫. Родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г.

до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. С 335 г. до н. э. Аристотель основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся работах, как ≪Политика≫, ≪Афинская полития≫ и ≪Этика≫.

Ппытка вссторонней науки о политике:

– Политика как наука у тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Объектами политической науки: прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Два вида справедливости:

1) Критерием уравнивающей справедливости является ≪арифметическое равенство≫, сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания. 2) Распределяющая справедливость исходит из принципа ≪геометрического равенства≫ и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.

– Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.

Государство (полис) — продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство — высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.

– Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития. Варвары  не доросли до политической формы жизни. ≪ Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные ≫.

Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.

Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

Виды власти: Власть господина над рабом, хотя одно и то же полезно и для прирожденного раба, и для прирожденного господина, все-таки имеет в виду пользу господина, для раба же она полезна при входящим образом (если гибнет раб, власть господина над ним, очевидно, должнапрекратиться).

Власть же над детьми, над женой и над всем домом, называемая нами вообще властью домохозяйственной, имеет в виду либо благо подвластных, либо совместно благо обеих сторон, но по сути дела благо подвластных.

Государственная власть.

Государство:

– П очему возникает государство ХР: человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству.

– Государство по своей форме представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство.

– Форму государства – также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

ХР: Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей, и в первую очередь верховной власти: Верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. Я имею в виду, на пример, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы будем называть различными.

Различал правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо.

Тремя правильными формами являются 1) монархическое правление (царская власть), 2) аристократия и 3) полития; неправильные — 1) тирания, 2) олигархия и 3) демократия.

Из неправильных форм государства тирания — наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону.

Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Сама полития является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения. Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — ≪средняя≫ форма государства, и ≪ средний ≫ элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во

властвовании — средний слой. ≪ Государство, состоящее из ≪ средних ≫ людей, будет иметь и наилучший государственный строй ≫.

Для чего нужно государство: Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию. Равным образом государство не возникает ради заключения союза в целях предотвращения возможности обид с чьей-либо стороны, также не ради взаимного торгового обмена и услуг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.005 с.)