Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи АристотеляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аристотеля (384—322 до н. э.) (ученик Платона), которому принадлежат слова: ≪Платон мне друг, но больший друг — истина≫. Родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н. э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. С 335 г. до н. э. Аристотель основал свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся работах, как ≪Политика≫, ≪Афинская полития≫ и ≪Этика≫. Ппытка вссторонней науки о политике: – Политика как наука у тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Объектами политической науки: прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней. Два вида справедливости: 1) Критерием уравнивающей справедливости является ≪арифметическое равенство≫, сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания. 2) Распределяющая справедливость исходит из принципа ≪геометрического равенства≫ и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. – Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу. – Государство (полис) — продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство — высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. – Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития. Варвары не доросли до политической формы жизни. ≪ Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные ≫. – Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами. – Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. Виды власти: Власть господина над рабом, хотя одно и то же полезно и для прирожденного раба, и для прирожденного господина, все-таки имеет в виду пользу господина, для раба же она полезна при входящим образом (если гибнет раб, власть господина над ним, очевидно, должнапрекратиться). Власть же над детьми, над женой и над всем домом, называемая нами вообще властью домохозяйственной, имеет в виду либо благо подвластных, либо совместно благо обеих сторон, но по сути дела благо подвластных. Государственная власть. Государство: – П очему возникает государство ХР: человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству. – Государство по своей форме представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. – Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство. – Форму государства – также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). ХР: Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей, и в первую очередь верховной власти: Верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. Я имею в виду, на пример, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы будем называть различными. Различал правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами являются 1) монархическое правление (царская власть), 2) аристократия и 3) полития; неправильные — 1) тирания, 2) олигархия и 3) демократия. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону. Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Сама полития является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения. Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — ≪средняя≫ форма государства, и ≪ средний ≫ элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. ≪ Государство, состоящее из ≪ средних ≫ людей, будет иметь и наилучший государственный строй ≫. Для чего нужно государство: Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию. Равным образом государство не возникает ради заключения союза в целях предотвращения возможности обид с чьей-либо стороны, также не ради взаимного торгового обмена и услуг
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.008 с.) |