Политические и правовые взгляды Лао-цзы и Конфуция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые взгляды Лао-цзы и Конфуция.



Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Основатель даосизма. Произведение: «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

- Важнейшие категории даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать).

- Дао – независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная закономерность; дао определяет законы неба, природы и общества; это высшая добродетель и естественная справедливость; источник многообразия и матерь всех вещей

- все равны в отношении дао;

- недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа – результат отклонения от подлинного дао;

- надежды в изменениях в жизни общества возлагает на самопроизвольное действие дао, которое способно восстанавливать справедливость («Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот»).

- дао – естественный закон;

- принцип недеяния – (главный принцип достижения естественности, слияния с дао) воздержание от активных действий (но это и проповедь пассивности);

- Недеяние понимается как призыв: к властям воздержаться от притеснения народа, от установления непомерных налогов и запретительных законов; к народу - быть почтительным к родителям, верным в дружбе и по отношению к князю. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов…».

- Недеяние означало и проповедь пассивности, отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний («трудно управлять народом, когда у него много знаний»).

- все неестественное (в т.ч. искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т.д.) – отклонение от дао, ложный путь;

- лучше возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, законов.

- резко критиковал всякого рода насилие, войны, армию «Где побывали войска, — говорил он, — там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечать похоронной процессией».

 

Конфуций. (Кун-цзы,551—479 до н. э.) жил в царстве Лу. Кун-фуцзы - мудрец, учитель Кун происходил из обедневшего знатного рода. Окончив школу, получил пост мелкого чиновника, но стал министром в княжестве Лу. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

- Патриархально-патерналистская концепция государства.

Государство – большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».

Политический идеал: правление аристократов добродетели и знания (народ полностью отстраняется от участия в управлении государством; но и против родовой знати и богатых).

- требование о соблюдении в государственном управлении принципов добродетели;

- сторонник ненасильственных методов правления: призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели (эти принципы отличались от политической истории Китая с практически деспотичной формой правления, оправдывающей насилие против подданных). Призыв, прежде всего, обращен к правящим, т.к. их добродетельность предопределяет господство норм нравственности и в поведении подданных. «Зачем,управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

- основная добродетель подданных – преданность правителю, послушание и почтительность ко всем «старшим»;

- направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизацией правления.

- необходимо преодолеть процессы поляризации богатства и бедности среди населения («Когда богатства распределяются равномерно, не будет бедности; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения правителя»).

- отвергал бунты и борьбу за власть, отрицательно относился к внешним войнам и завоевательным походам китайских царств друг на друга;

- НО не отвергал гегемонистские претензии китайских правителей. Совет: «людей, живущих далеко и неподчиняющихся» необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Если бы удалось их завоевать, среди них воцарился бы мир».

Право: скептически относится к управлению посредством законов.

- управление посредством норм добродетели - ему противопоставлялось управление на основе законов. Т.к. законы традиционно были обусловлены их наказательным значением, их связью на практике с жестокими наказаниями. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».

- Добродетель – это комплекс этических норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д.

- Человека возможно убедить поступать определенным образом, воспитывать его, лишь в крайнем случае правильное поведение достигается с помощью наказания со стороны гсударства.

- не отрицал полностью значения законодательства (ему вспомогательная роль)

- Принцип «исправления имен»  – приведение «имен» (т.е. обозначения социальных и политических статусов различных лиц и групп населения) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе и иерархической системе государства, дать каждому соответствующее имя. Чтобы государь был государем, подданный – подданным и т.п.

Во 2 в. до н.э. – конфуцианство признано официальной идеологией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.122 (0.011 с.)