Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые идеи Сыма ЦяняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(145-86 до н. э.). До нас дошло мало источников, содержащих информацию о Сыма Цяне. Многие имеющиеся данные о его жизненном пути противоречивы. Сыма Цянь – сын придворного астролога. Он считается первым историографом Китая. В конце жизни он выступил против захвата северных царств. Основная работа – «Записки историка», в которой он ставит перед собой задачу выяснить принципы, лежащие в основе расцвета и гибели всех царств, а также принципы, на которые должен опираться правитель. Сыма Цянь исследовал динамику трех царств (Ся, Инь и Чжоу) и пытался изучить, почему государство сначала расцвело. Он полагал, что в основе управления государств лежат основные атрибуты человеческой природы, на которых можно построить систему управления: 1) в царстве Ся правители опирались на прямодушие (т. е. на неосложненное начало, идущее от самого сердца; отсутствие лицемерия). Письменный знак, с пмощью которого фиксируется слово «чжун», является сочетание символов «середина» и «сердце» – нечто такое, что идет из самого сердца: чистсердечие, прямодушие, искренность и и правдивость. Это не просто одно из многих свойств человека, а одна из характеристик «жень» (человечности), того, что, собственно, и составляет человеческое в человеке; 2) в царстве Инь опирались на принцип «цзин»– инстинкт подражания, почитание, почет, почтительность, уважение. Уходит корнями в культ предков, почитание богов (родителей и представителей старшего поколения в целом). В качестве политического принципа – уважение правителя. Но правителя такого, который достойный, мудрый, справедливый, соблюдает законы и руководствуется ими, с помощью их направляя жизнедеятельность государства в созидательное русло. 3) в царстве Чжоу опирались на принцип «вэнь» – принцип культурности, цивилизованности, культурное начало. Она тоже трактуется как одна из немногих свойств человека, выражающая в человеке человечное. Но если уважение и чистосердечие – характеристика вековечной природы человека, то «вэнь» – нечто приобретенное, характеристика человека как части общества. Культуру входила и система правосознания, культура обогащает человека и он выполняет законы. Законы являются регуляторами культурной деятельности и правилами, которыми направляется жизнь человека. В каждом из перечисленных царств основной элемент терпел крах, так как, в конце концов, принцип, на который опирался режим и власть, начинал приносить вред государству (и царства «смеялись друг над другом»). И эта система движется по циклам. Течение процессов, которые образуют этот цикл, обусловлавливается неизбежной сменой основ исторической жизнедеятельности народа. Неизбежной постольку, поскольку власть, основанная на одном из принципов, в конце концов обязательно перерождается согласно соответствующему ей принципу. В царстве Ся власть, основанная на прямодушии (это стихийная неосложненная природа человека, дикое необработанное поле), приводит народ к первобытной дикости, обретает человека на дикарство. Прямодушие, гипертрофируясь как принцип политической власти и становясь самоцелью, неизбежно вырождается в дикость. Власть, которая стремится руководить, опираясь лишь на прямодушие, приходит к тому положению вещей, которое обрекает людей на дикость, и в конечном итоге — на деградацию общественного строя – необходимость перехода к строю, основанному на принципе уважения. В царстве Инь – принцип почтительности (из одного из лучших инстинктов человеческой природы –инстинкта почитания (прежде всего родителей). Почтительность в процессе формирования общества, начинает в своей эволюции переориентироваться на закон, власть, правителя. И в этом должна быть разумная мера. Постепенно она трансформируется в суеверие, обожествление правителя. Почитание («демон») приводит к культу власти, дьявольщине. Поскольку слишком много воздавать власти – это то же, что служить дьяволу. Инстинкт почитания перерастает в культ власти. Культ власти обуславливает наступление социального хаоса. Так пало Инь и возникло Чжоу В царстве Чжоу культура приводит к фальшивости, всему показному и ненастоящему. Безоглядное следование ему, продвижение как единственно правильного вызывает господство в обществе уже не подлинной культуры, а её суррогата — формальной, нежизненной, пустой «псевдообразованности» и «псевдоучености». В отношениях же между людьми преувеличение реальной роли культурного начала приводит к нарушению добрососедских, естественных связей, приглучает в них простоту, искренность, непринужденность и сердечность. Лучший способ спастись от фальшивости – это прямодушие (начало круговорота). Так возникло Хань, который взял за основу принцип прямодушия. Вследствие того, что атрибуты каждого из царств проявляли недостатки, царства сменяли друг друга. Между домом Чжоу и домом Хань правил дом Цзинь, который провел неудачный опыт. Т.к. решили справиться с системой управления способом жестоких репрессий – опирались на страх. Сыма Цянь считал, что опора власти на страх и репрессии всегда приведет к краху государства. История подобна круговороту. Основания власти сменяют друг друга. Повелитель должен знать свой народ со всеми его свойствами, природу людей. И зная это, он должен опираться на ту сторону человеческой сущности, с помощью которой он сможет управлять. Аристократы следят за тем, чтобы одна система перешла в другую.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.007 с.) |