Политико-правовые идеи Сыма Цяня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи Сыма Цяня



(145-86 до н. э.). До нас дошло мало источников, содержащих информацию о Сыма Цяне. Многие имеющиеся данные о его жизненном пути противоречивы. Сыма Цянь – сын придворного астролога. Он считается первым историографом Китая. В конце жизни он выступил против захвата северных царств. Основная работа – «Записки историка», в которой он ставит перед собой задачу выяснить принципы, лежащие в основе расцвета и гибели всех царств, а также принципы, на которые должен опираться правитель.

Сыма Цянь исследовал динамику трех царств (Ся, Инь и Чжоу) и пытался изучить, почему государство сначала расцвело. Он полагал, что в основе управления государств лежат основные атрибуты человеческой природы, на которых можно построить систему управления:

1) в царстве Ся правители опирались на прямодушие (т. е. на неосложненное начало, идущее от самого сердца; отсутствие лицемерия). Письменный знак, с пмощью которого фиксируется слово «чжун», является сочетание символов «середина» и «сердце» – нечто такое, что идет из самого сердца: чистсердечие, прямодушие, искренность и и правдивость. Это не просто одно из многих свойств человека, а одна из характеристик «жень» (человечности), того, что, собственно, и составляет человеческое в человеке;

2) в царстве Инь опирались на принцип «цзин»– инстинкт подражания, почитание, почет, почтительность, уважение. Уходит корнями в культ предков, почитание богов (родителей и представителей старшего поколения в целом). В качестве политического принципа – уважение правителя. Но правителя такого, который достойный, мудрый, справедливый, соблюдает законы и руководствуется ими, с помощью их направляя жизнедеятельность государства в созидательное русло.

3) в царстве Чжоу опирались на принцип «вэнь» – принцип культурности, цивилизованности, культурное начало. Она тоже трактуется как одна из немногих свойств человека, выражающая в человеке человечное. Но если уважение и чистосердечие – характеристика вековечной природы человека, то «вэнь» – нечто приобретенное, характеристика человека как части общества. Культуру входила и система правосознания, культура обогащает человека и он выполняет законы. Законы являются регуляторами культурной деятельности и правилами, которыми направляется жизнь человека.

В каждом из перечисленных царств основной элемент терпел крах, так как, в конце концов, принцип, на который опирался режим и власть, начинал приносить вред государству (и царства «смеялись друг над другом»). И эта система движется по циклам. Течение процессов, которые образуют этот цикл, обусловлавливается неизбежной сменой основ исторической жизнедеятельности народа. Неизбежной постольку, поскольку власть, основанная на одном из принципов, в конце концов обязательно перерождается согласно соответствующему ей принципу.

В царстве Ся власть, основанная на прямодушии (это стихийная неосложненная природа человека, дикое необработанное поле), приводит народ к первобытной дикости, обретает человека на дикарство. Прямодушие, гипертрофируясь как принцип политической власти и становясь самоцелью, неизбежно вырождается в дикость. Власть, которая стремится руководить, опираясь лишь на прямодушие, приходит к тому положению вещей, которое обрекает людей на дикость, и в конечном итоге — на деградацию общественного строя – необходимость перехода к строю, основанному на принципе уважения.

В царстве Инь  – принцип почтительности (из одного из лучших инстинктов человеческой природы –инстинкта почитания (прежде всего родителей). Почтительность в процессе формирования общества, начинает в своей эволюции переориентироваться на закон, власть, правителя. И в этом должна быть разумная мера. Постепенно она трансформируется в суеверие, обожествление правителя. Почитание («демон») приводит к культу власти, дьявольщине. Поскольку слишком много воздавать власти – это то же, что служить дьяволу. Инстинкт почитания перерастает в культ власти. Культ власти обуславливает наступление социального хаоса. Так пало Инь и возникло Чжоу

В царстве Чжоу культура приводит к фальшивости, всему показному и ненастоящему. Безоглядное следование ему, продвижение как единственно правильного вызывает господство в обществе уже не подлинной культуры, а её суррогата — формальной, нежизненной, пустой «псевдообразованности» и «псевдоучености». В отношениях же между людьми преувеличение реальной роли культурного начала приводит к нарушению добрососедских, естественных связей, приглучает в них простоту, искренность, непринужденность и сердечность. Лучший способ спастись от фальшивости – это прямодушие (начало круговорота). Так возникло Хань, который взял за основу принцип прямодушия.

Вследствие того, что атрибуты каждого из царств проявляли недостатки, царства сменяли друг друга.

Между домом Чжоу и домом Хань правил дом Цзинь, который провел неудачный опыт. Т.к. решили справиться с системой управления способом жестоких репрессий – опирались на страх. Сыма Цянь считал, что опора власти на страх и репрессии всегда приведет к краху государства.

История подобна круговороту. Основания власти сменяют друг друга.

Повелитель должен знать свой народ со всеми его свойствами, природу людей. И зная это, он должен опираться на ту сторону человеческой сущности, с помощью которой он сможет управлять.

Аристократы следят за тем, чтобы одна система перешла в другую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.006 с.)