Учение Цицерона о государстве и праве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Цицерона о государстве и праве



Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — римский оратор, политический деятель и писатель. Работы ≪О государстве≫ и ≪О законах≫, ≪Об обязанностях≫), а также в политических и судебных речах.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). Подчеркивает, что ≪ народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов ≫.

Государство – выражение общего интереса всех его свободных и!!! одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, ≪ общий

правопорядок ≫.

Основная причина происхождения государства: воврожденной потребности людей жить вместе.

НО: Отвергал представления о договорном характере возникновения государства.

Семья – первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство.

Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности – как осквернение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства (также и права) согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы – в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что ≪ всем этим миром правит разум ≫.

Понимание ≪ природы ≫ как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены ≪семенами≫ разума и справедливости, им доступно постижение божественных начал: в результате стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.

Разум — высшая и лучшая часть души, обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), ≪ мятеж души ≫. Поэтому, писал Цицерон, ≪ при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков ≫.

Анализ форм государственного устройства:

Критерии различения форм гос. устройства Цицерон усматривал в ≪ характере и воле ≫ тех, кто правит государством.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления:

1) царскую власть;

2) власть оптиматов (аристократию);

3) народную власть (демократию).

И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа ≫.

Эти формы не наилучшие, но все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые объединили людей в силу их общего участия в создании государства.

Если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.!!! Благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы.

Перечисленные достоинства разных форм правления  должны быть представлены в смешанной (наилучшей) форме государства.

Простые формы имеют тенденцию вырождаться:

- при царской власти все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов;

- народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов

- демократии же, ≪ когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении ≫.

Основной порок простых форм государства – они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на ≪ обрывистом и скользком пути ≫, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию;

Власть оптиматов из власти наилучших (помудрости и доблести) превращается в господство клики богатыхи знатных (≪нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими≫).

Полновластие народа приводит к ≪безумию и произволу толпы≫, к ее тиранической власти.

Эти уродливые виды властвования уже не являются формами государства, поскольку в них отсутствует само государство (Государство – общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право).

Предотвратить подобное вырождение государственности можно лишь в условиях смешанного вида государственного устройства. ≪ Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа ≫. Важнейшие достоинства этого строя: прочность государства и правовое равенство его граждан.

Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. Аналогию царской власти – в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в полномочиях сената, народной власти —в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Подчеркивал необходимость ≪ равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа ≫.

Достоинства государственного устройства Рима — это плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает.

Важное значение для государства географического фактора: Значительное преимущество Рима обусловлено географическим расположением города на суше, легко соединяющейся (благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря. Что гарантирует от внезапного нападения врагов, чему обычно подвержены приморские города-государства. ≪ Приморским городам, свойственны, так сказать, порча и изменение нравов; ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение долгого времени ≫. Политическим следствием близости города-государства к морю являются нестабильность его строя, частая смена власти.

Цицерон отдавал себе отчет в том, что реальность восхваляемого им римского смешанного государственного строя скорее в прошлом, чем в настоящем. Во времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти

В своем творчестве и практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц. Отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом ≪ всеобщего согласия ≫ всех социальных слоев римских

граждан в рамках ≪ общего правопорядка ≫.

Его срединная позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между ≪оптиматами≫ и ≪популярами≫ — приверженцами двух линий политической ориентации – на верхи и низы общества. Развивал представление о том, что подлинные интересы тех и других

вполне могут быть соединены и учтены в рамках ≪ общего согласия ≫ и ≪ общего блага ≫.

В конце 50-х гг. до н. э. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея, Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры. В 40-х гг. до н. э. установление режима личной власти Цезаря он расценил как ≪ночь республики≫, ≪утрату свободы в государстве≫ и тиранию.

После победы (Антония, Октавиана и Лепида) триумвиров имя Цицерона было включено в списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.

Общими положения Цицерона о том, что по природе ≪все мы подобны и равны друг другу≫,

что между людьми никакого различия нет, что человек —≪гражданин всего мира, как бы единого града≫. Это касается только свободных людей.

Рабствосправедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем ≫. Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом). К рабам следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.

Добродетели истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Считал управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага. Поэтому ≪ сама природа ≫ влечет лучших людей к тому, чтобы ≪ сделать жизнь людей более безопасной и более богатой ≫.

Мудрый государственный деятель должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий.

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Быть сведущим в учениях о государстве и ≪владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив≫. Советовал изучать науки о государстве и праве как ≪такие науки, которые могут сделать нас полезными государству≫.

В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства истинный государственный деятель  ≪как диктатор установить в государстве порядок≫. Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за их дела ≪ назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая блаженство ≫.

Обязанности идеального гражданина: следовать таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойност ь. Гражданин не только не должен сам вредить другим, но обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага (≪ при защите свободы граждан нет частных лиц ≫).

Восхвалял правовую и политическую активность граждан

Правовая теория:

В основе права лежит присущая природе справедливость (справедливость – вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы). Под ≪природой≫ имеются

в виду весь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой ≪природе≫ присущи разум и законообразность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы является подлинным источником и носителем естественного права.

Определение естественного права:Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона —кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем≫.

≪На все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей – бог, создатель, судья, автор закона≫. Всякий, кто своевольно не покоряется данному закону «беглец от самого себя, который неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать обычного люд-

ского наказания».

Существо справедливости (и, следовательно, основной смысл естественного права) в том, что ≪ она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними ≫. ≪ Первое требование справедливости, состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной —как своей ≫.

Естественное право (высший, истинный закон) возникло ≪раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано≫.

Все человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т. д.) должны соответствовать справедливости и праву. А право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. ≪ Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы ≫.

Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости. Несправедливые законы, как и многие другие ≪пагубные постановления народов≫, по словам Цицерона, ≪ заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками ≫.

Законы, принимаемые в государстве, должны, также соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение придавал введению (преамбуле) к закону, поскольку ≪ закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами ≫. Цель преамбулы – укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.

Важные положения о правовой регламентации государственной деятельности в проекте закона о магистратах. Отмечал, что полномочия должностных лиц должны быть законными. Следует установить ≪ не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать ≫. «Под действие закона должны подпадать все ≫.

Деление самого писаного права на частное и публичное право. Право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения. Он формулирует существенный принцип международного права: необходимость соблюдать обязательства, налагаемые международными договорами.

Справедливые и несправедливые войны: считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая ≪ не была возвещена и объявлена ≫. Война – вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров.

Причина справедливой войны: необходимость защиты государства, в качестве цели –установление мира.

Выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.

НО Высказывал одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.


11. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве

В I веке на территории Римской империи возникла новая религия – христианство.

В соответствии с идеями возникшей религии справедливость и правда открываются человеку в новом законе о совершенном. Правда и справедливость – основания божественного закона.

Необходимость законов обусловлена тем, что человек в силу своего несовершенства впадает в грех и нуждается в спасении. Причем несовершенство земного мира идет не от Бога, а от князя тьмы. Закон установлен не для праведников. Защищая правду, совершенный закон указывает, какие поступки являются правомерными, а какие – нет.

Идеальный порядок, согласно идеям христианства, не связан с земным порядком.

Христианство, вместе с тем, не ставит цель создания государства.

Следует учитывать, что представления о Боге, государстве и праве в Ветхом Завете и Новом Завете – различны. Ветхий Завет предписывает месть, а Новый – прощение. Ветхий Завет относится к государству отрицательно, а новозаветные идеи основаны на том, что «всякая власть от Бога». Новый завет предписывает подчинение гражданской сферы мирским князьям, которые являются слугами Бога. Подчинение понимается как должное. «Отдавайте Богу Богово, а Кесарю – Кесарево» - вот основной принцип христианской концепции.

Новый Завет разграничивает духовную и светскую сферы, так как духовная и светская власти имеют различные источники.

Настоящий правитель должен уметь властвовать над собой, так как если он на это не способен, то может показаться своим подданным смешным и поэтому не сможет управлять ими.

Библия (Священное Писание) в ее христианском богословском восприятии предстает в двух частях. Она состоит из Ветхого Завета (43 книги) и Нового Завета (27 книг).

Новый Завет не конструирует конкретное политическое учение о государстве, законах, праве и власти. Иисус Христос в своих проповедях и его ученики и последователи, в особенности ап. Павел, — исходили из признания необходимым исполнять требования свода священных законов и признавали их вечную ценность и действенность (Мф. 5:18—19).

Апостол Павел говорил, что ≪ закон свят, и заповедь свята и праведна и добра ≫ (Рим. 7:12).

Другим существенным и радикальным корректированием стало толкование 10 заповедей. Все эти заповеди Иисус Христос свел к двум наибольшим, т. е. самым важным. Сами формулировки этих

двух заповедей не были новыми, они встречаются во Второзаконии — о любви к Богу (Втор. 6:4—5) и в Левите — о любви к ближнему (Лев. 19:18).

≪Законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: ≪возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим≫: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: ≪возлюби ближнего твоего, как самого себя≫; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки≫ (Мф. 22:35—40). Слово «любовь (агапе)» понимается в морально-требовательном смысле, в обязывающем и связывающем этой обязанностью смысле, отчасти совпадая по силе и обязанности с требованиями правового характера.

Сформулирован принцип эквивалентности в разрешении возникающих конфликтов: ≪Каким судом судите, таким будете судимы и какою мерою мерите,такою и вам будут мерить≫ (Мф. 7:2).

У ап. Иакова сказано: ≪ Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы ≫ (Иак. 2:12). У ап. Павла сходное положение звучит в духе римской юриспруденции: ≪ Где нет закона, нет и преступления ≫ (Рим. 4:15).

Ветхозаветное ≪око за око≫ еще раз уточняется уже в новом, более широком моральном и правовом контексте в виде требования: ≪Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки≫ (Мф. 7:12).

И еще одна заповедь: ≪Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам≫ (Мк. 4:24; Лк. 6:38).

Термин ≪закон≫ нередко объединяет требования религиозного и светского характера одновременно. В послании ап. Павла к Тимофею говорится о том, что закон полагается не для праведников, а лишь для грешников, поскольку праведник исполняет закон сознательно и по привычке. ≪А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников,

человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено≫ (1 Тим.1:8—11). Акцент делается на добровольном и уважительном соблюдении тех законов, которые сочетают требования божественных заповедей с их человеческим претворением в законоустановлениях.

Правовой принцип воздаяния должного и надлежащег о получил специфическое истолкование в ходе уяснения взаимоотношений между двумя царствами – земным и небесным, императорским Римом и государством Бога (≪ Мое царство не от мира сего ≫, —заявил Христос своему обвинителю —римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату). На вопрос фарисеев, позволительно ли платить подать римскому императору, Иисус отвечал: ≪ отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ≫ (Мф. 22:21; Мк. 12:17).

Новый Завет говорит о числе свидетелей, но распространяет это число на дела, связанные с обличениями внутри христианской общины. Иисус наставлял: ≪ дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово ≫ (Мф.18; 16).

Часто обсуждается положение ап. Павла о подчинении властям. ≪ Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены ≫ (Рим. 13:1). Здесь подразумевается не только власть начальническая или чиновная, но и власть в семье. Подчинение властям необходимо ≪ не только из страха наказания, но и по совести ≫. (Рим. 13:5). При этом имеется в виду, что ≪начальники≫ выступают не ≪приспешниками князя тьмы≫, а исключительно как ≪слуги Божий≫.

Равенство людей перед Богом уточняется не только аргументом о сотворении человека по образу и подобию Божию, не только единой родословной от Адама и Евы, но также равенством и ≪братством≫ висполнении заповедей Иисуса Христа, сына Божьего. ≪Ибо все мы

едины во Христе Иисусе≫ (Кол. 3:11; Рим. 8:14—7; Мф. 1,8; Ин. 1:12).

Новозаветная «теология власти» не допускает пренебрежение государственными требованиями и запретами. Наоборот, по Апостолу Павлу (см. Рим 13. 1-6), нет власти не от Бога и всякая власть – от Бога, а «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13.2; ср. 1 Петр 2.13-17). Определяя такое место и такую роль государственной власти в промысле Бога в обустройстве человеческого общества, апостол Павел постулирует христианское гражданское уважение, доверие и даже любовь к представителю власти, потому что он Божий слуга, определенный человеку и обществу «на добро» (Рим 14.4). Апостол Петр утверждает, что покорность правовым нормам, установленным государственной властью, – воля Божья (см. 1 Петр 2.13-15).

В христианском учении в религиозной форме были выражены некоторые общечеловеческие ценности, элементарные нормы нравственности и справедливости. "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", — говорится в Новом завете. Там же содержатся заповеди: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, люби ближнего, как самого себя.

В Новом завете содержится осуждение богатых: "Удобнее верблюду (канату) пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие"; "послушайте, вы, богатые, плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас... вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа".

Осуждается стяжательство, корысть, воровство. ≪Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное≫ (Еф. 4:28)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.054 с.)