Специфика коммуникации религиозных организаций через сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика коммуникации религиозных организаций через сми



Расников Е.Ф.

 

Статья посвящена исследованию психологических особенностей процесса коммуникации религиозных организаций традиционного и нетрадиционного типа через СМИ, связанного с использованием основных религиозных элементов, методов убеждения и методов внушения в текстах периодических изданий.

Ключевые слова: психология, коммуникация, религия, СМИ

The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the communication process of religious organizations of the traditional and non-traditional type through the media, associated with the use of basic religious elements, methods of persuasion and methods of suggestion in the texts of periodicals.

Keywords: psychology, communication, religion, media

Мы живем в эпоху постоянных кризисов, огромное количество людей не уверены в завтрашнем дне. По этой причине они находятся в поиске стабильности, одним из способов обеспечить которую может стать вступление в социальную группу. В группы объединяются на основе общих интересов, взглядов и убеждений. Они могут носить различный характер, в том числе и религиозный. Многие приходят в религию разными способами, но самое главное, в какой форме она будет представлена. Мировые религии вроде ислама, христианства, буддизма уже давно признаны официальными. Но не стоит забывать, что существует множество и других религиозных движений и организаций, которые отличаются от мировых. Они могут придерживаться тех же идей и концепций, но при этом руководствоваться отнюдь не благородными целями. К ним можно отнести секты, то есть неофициальные религиозные движения деструктивного характера. Подобные организации могут представлять опасность для потенциальных адептов.

Нетрадиционные религии начали активно распространяться с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали захватывать религиозную нишу в США и Западной Европе, причиной чему послужило массовое разочарование молодого поколения в официальных религиозных системах и церквях. Невозможно оценить масштаб распространения и общее число нетрадиционных религий, поскольку статистика по данному вопросу отсутствует. Некоторые источники утверждают, что в одной лишь Франции зафиксировано около 300 подобных организаций, а в США – более двух тысяч [Майков В.В., Козлов В.В, 2007].

В целях привлечения официальными религиозными организациями новых членов руководители мировых религий должны обладать навыками выстраивания процесса коммуникации (в том числе через СМИ), чтобы обезопасить людей от негативного влияния опасных религиозных движений.

Очевидно, что актуальность обращения к проблеме религиозной коммуникации обусловлена необходимостью систематического осмысления и исследования данного феномена, в том числе и в сфере психологической науки

Вопросами процесса коммуникации мы занимаемся в нашей работе.

Цель: изучение психологических особенностей коммуникации религиозных организаций через СМИ.

Гипотеза исследования: особенности использования методов убеждения и методов внушения через СМИ различаются у религиозных организаций традиционного и нетрадиционного типа

Гипотеза исследования конкретизируется в двух побочных:

· религиозные организации традиционного типа чаще прибегают к использованию методов убеждения в процессе коммуникации

· религиозные организации нетрадиционного типа чаще прибегают к использованию методов внушения в процессе коммуникации.

Методы исследования:

Основным методом исследования был выбран метод контент-анализа. Данный выбор обусловлен спецификой выборки, в качестве который выступают тексты периодических изданий (журналы) религиозных организаций. Основная задача метода контент-анализа состоит в качественного-количественном анализе содержания документов и текстов. С его помощью мы измерили частоту использования различных религиозных элементов, языковых приемов убеждения и методов внушения в журналах религиозных организаций.

Выборка: выборку составили тексты журналов трех религиозных организаций, среди которых мы выделили два вида:

1. Религиозные организации традиционного типа

· Православие: Журнал Московской Патриархии

· Ислам: Медина аль Ислам

2. Религиозные организации нетрадиционного типа:

· Евангелисты Христиан-Баптисты (ЕХБ): Логос

Методология:

· Исследования О.А. Гулевич в области коммуникационных процессов, в которых выделены характеристики сообщения, от которых зависит эффективность убеждения [Гулеви О.А., 2007]

· Исследования Т.В. Евгеньевой в области внушающего воздействия. В своей классификации он выделила методы внушения, которые опираются на систему слов, стимулирующих некритическое восприятие и усвоение информации [Евгеньева Т.В., 2007]

· Идеи Сафронова А.Г., который выделяет 5 общих для всех религиозных систем элементов, наличие которых определяет идеологическую систему как религиозную [Сафронов А.Г., 2002]

Процедура исследования:

На I этапе: Мы выделили основные категории и подкатегории контент-анализа, а затем замерили частоту их встречаемости (единицы анализа) в периодических изданиях различных видов религиозных организаций

Основными категориями (единицами анализа) контент-анализа были выбраны:

А. Основные религиозные элементы (На основе идей Сафронова А.Г.):

Б. Методы убеждения (На основе исследований О.А. Гулевич) (Пример результатов представлен в таблице 1.)

В. Методы внушений (На основе классификации Т.В. Евгеньевой)

                                                                                                         Таблица 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.005 с.)