Особенности отношений подростков в современной семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности отношений подростков в современной семье



Турчин А.С.

 

Основная роль в осуществлении психологического сопровождения детей, переживающих кризис подросткового возраста, принадлежит психологическому просвещению родителей подростков. Поскольку для большинства родителей характерно обусловленное инерцией прежнего опыта, отсутствие готовности к взрослению ребенка, необходимо обеспечить понимание родителями того, что переход от детства к взрослости неизбежен. Наиболее конструктивным типом отношения к подростку является не типичное для родителей сопротивление взрослению ребенка, а, напротив, содействие полноценному, здоровому и адекватному осуществлению этого перехода. Ведущая роль в осуществлении содействия переходу подростка от детства к взрослости принадлежит эффективному доверительному общению между ними [1]. В литературе, в которой представлены результаты исследовании благополучных семей, отмечено, что чем лучше коммуникация между родителями и подростками, тем выше семейная сплоченность, адаптивность и удовлетворенность семейными отношениями [2; 3; 4]. Однако нестабильная экономическая ситуация отрицательно сказывается на материальном и психологическом благополучии и таких семей, что и побудило нас к проведению исследования на базе школ г. Иваново в процессе прохождения производственной практики студентов-психологов.

Для диагностики личностных особенностей подростков в проведенном эмпирическом исследовании применялся 16-факторный личностный опросник Кэттелла. Для диагностики самооценки подростков применялась шкала методики «Список личностных черт», отражающая степень расхождения между реальным и идеальным образами «Я» подростка, по аналогии с концепцией, лежащей в основе известной психодиагностической методики «Q-сортировка» [28].

По результатам корреляционного анализа показателей, отражающих особенности взаимоотношений подростков и родителей, и показателей самооценки подростков как степени выраженности различий между реальным и идеальным образами «Я» выявлены значимые прямые связи:

1) показателей самооценки и показателей степени выраженности различий в представлениях подростка о себе и об обоих родителях (r=0,40, р <0,05 в отношении отца и r=0,53, р<0,01 в отношении матери): чем больше подросток считает себя отличающимся от своих родителей, тем ниже его самооценка;

2) показателей самооценки и показателей степени расхождения в представлениях подростков о себе и о мнении обоих родителей о них (r=0,42, р<0,05 в отношении отца и r=0,38, р<0,05 в отношении матери): чем меньше, по мнению подростка, точность восприятия его личности родителями, тем ниже его самооценка;

3) показателей самооценки и показателей степени выраженности различий между представлениями подростка о себе и о том, каким бы хотели видеть его родители (r=0,42, р<0,05 в отношении отца и r=0,48, р<0,01 в отношении матери): чем больше, по мнению подростка, его реальная личность отличается от представлений его родителей об идеальном сыне или дочери, тем ниже его самооценка.

При этом значимых корреляций показателей самооценки подростков и показателей различия между идеальным образом «Я» подростков и нормативными ожиданиями родителей не выявлено; следовательно, расхождения ценностных ориентаций подростков и родителей не оказывают существенного влияния на самооценку подростков.

Обобщая перечисленные данные, можно сделать вывод о том, что чем больше эмоциональная дистанция между подростком и родителями, тем ниже его самооценка. Низкая самооценка формируется у подростков, ощущающих собственное несходство с родителями и собственное отличие от того, какими бы их хотели видеть родители; чувствующих, что родители их не понимают и неверно воспринимают. Данная закономерность, распространяется на взаимоотношения подростков и с матерями, и с отцами.

По результатам корреляционного анализа выявлены значимые обратные связи показателей по фактору G «Корыстный (слабость суперэго) – совестливый (сила суперэго)» теста Кэттелла и показателями следующих аспектов взаимоотношений подростков и родителей:

1) степени выраженности различий в представлениях подростка о себе и об обоих родителях (r=-0,44, р<0,05 в отношении отца и r=-0,52, р<0,01 в отношении матери): чем более отличающимся от родителей представляет себя подросток, тем больше вероятность возникновения у него слабости суперэго;

2) представлений подростка о точности восприятия его личности отцом (r=-0,43, р<0,05): чем меньше, по мнению подростка, точность восприятия его личности отцом, тем в большей степени для него характерны такие качества слабости суперэго, как низкий уровень моральной регуляции поведения, непостоянство, необязательность, беспринципность, тенденция к асоциальному поведению;

3) степени расхождения между представлениями подростка о себе и о том, каким бы хотели видеть его оба родителя (r=-0,49, р<0,01 как в отношении матери, так и в отношении отца): чем больше, по мнению подростка, его личность отличается от нормативных ожиданий родителей, тем больше вероятность возникновения у него слабости суперэго.

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования о корреляциях особенностей взаимоотношений подростков и родителей с формирующимися свойствами личности подростков, можно сформулировать следующие выводы:

1. Избыточная эмоциональная дистанция между подростками и родителями способствует снижению самооценки подростков, формированию черт «слабости суперэго» (низкий уровень моральной регуляции, тенденция к асоциальному поведению) и усиливает характерную для подростков реакцию эмансипации, закрепляя в его личности качества «доминирования».

2. Избыточное воздействие (давление) родителей на ценностные ориентации подростка порождает формирование у него таких черт личности, как «озабоченность» (чрезмерно серьезное и ответственное отношение к жизни, мрачность, пессимизм, страх перед возможными неудачами), «робость» (застенчивость, нерешительность, неуверенность в своих силах, чувство собственной неполноценности) и «высокий самоконтроль поведения».

 

Список литературы

1. Воробьева К.А. Формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Проблемы коррекции и профилактики агрессивного поведения детей и подростков в системе образования: Сборник материалов научно-практической конференции / Под ред. Г.У. Солдатовой, Д.А. Стебакова. М.: АСОУ, 2007. С.17-25.

2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.И. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 636 с.

3. Колеченко А.К. Психология и технология воспитания. Монография / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2006. 416 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с подростками: учебно-методическое пособие. Вып.4 / под общ. Ред. Г.В. Солдатовой. СПб.: СПб АППО, 2014. 124 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.006 с.)