Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности отношений подростков в современной семье
Турчин А.С.
Основная роль в осуществлении психологического сопровождения детей, переживающих кризис подросткового возраста, принадлежит психологическому просвещению родителей подростков. Поскольку для большинства родителей характерно обусловленное инерцией прежнего опыта, отсутствие готовности к взрослению ребенка, необходимо обеспечить понимание родителями того, что переход от детства к взрослости неизбежен. Наиболее конструктивным типом отношения к подростку является не типичное для родителей сопротивление взрослению ребенка, а, напротив, содействие полноценному, здоровому и адекватному осуществлению этого перехода. Ведущая роль в осуществлении содействия переходу подростка от детства к взрослости принадлежит эффективному доверительному общению между ними [1]. В литературе, в которой представлены результаты исследовании благополучных семей, отмечено, что чем лучше коммуникация между родителями и подростками, тем выше семейная сплоченность, адаптивность и удовлетворенность семейными отношениями [2; 3; 4]. Однако нестабильная экономическая ситуация отрицательно сказывается на материальном и психологическом благополучии и таких семей, что и побудило нас к проведению исследования на базе школ г. Иваново в процессе прохождения производственной практики студентов-психологов. Для диагностики личностных особенностей подростков в проведенном эмпирическом исследовании применялся 16-факторный личностный опросник Кэттелла. Для диагностики самооценки подростков применялась шкала методики «Список личностных черт», отражающая степень расхождения между реальным и идеальным образами «Я» подростка, по аналогии с концепцией, лежащей в основе известной психодиагностической методики «Q-сортировка» [28]. По результатам корреляционного анализа показателей, отражающих особенности взаимоотношений подростков и родителей, и показателей самооценки подростков как степени выраженности различий между реальным и идеальным образами «Я» выявлены значимые прямые связи: 1) показателей самооценки и показателей степени выраженности различий в представлениях подростка о себе и об обоих родителях (r=0,40, р <0,05 в отношении отца и r=0,53, р<0,01 в отношении матери): чем больше подросток считает себя отличающимся от своих родителей, тем ниже его самооценка;
2) показателей самооценки и показателей степени расхождения в представлениях подростков о себе и о мнении обоих родителей о них (r=0,42, р<0,05 в отношении отца и r=0,38, р<0,05 в отношении матери): чем меньше, по мнению подростка, точность восприятия его личности родителями, тем ниже его самооценка; 3) показателей самооценки и показателей степени выраженности различий между представлениями подростка о себе и о том, каким бы хотели видеть его родители (r=0,42, р<0,05 в отношении отца и r=0,48, р<0,01 в отношении матери): чем больше, по мнению подростка, его реальная личность отличается от представлений его родителей об идеальном сыне или дочери, тем ниже его самооценка. При этом значимых корреляций показателей самооценки подростков и показателей различия между идеальным образом «Я» подростков и нормативными ожиданиями родителей не выявлено; следовательно, расхождения ценностных ориентаций подростков и родителей не оказывают существенного влияния на самооценку подростков. Обобщая перечисленные данные, можно сделать вывод о том, что чем больше эмоциональная дистанция между подростком и родителями, тем ниже его самооценка. Низкая самооценка формируется у подростков, ощущающих собственное несходство с родителями и собственное отличие от того, какими бы их хотели видеть родители; чувствующих, что родители их не понимают и неверно воспринимают. Данная закономерность, распространяется на взаимоотношения подростков и с матерями, и с отцами. По результатам корреляционного анализа выявлены значимые обратные связи показателей по фактору G «Корыстный (слабость суперэго) – совестливый (сила суперэго)» теста Кэттелла и показателями следующих аспектов взаимоотношений подростков и родителей: 1) степени выраженности различий в представлениях подростка о себе и об обоих родителях (r=-0,44, р<0,05 в отношении отца и r=-0,52, р<0,01 в отношении матери): чем более отличающимся от родителей представляет себя подросток, тем больше вероятность возникновения у него слабости суперэго; 2) представлений подростка о точности восприятия его личности отцом (r=-0,43, р<0,05): чем меньше, по мнению подростка, точность восприятия его личности отцом, тем в большей степени для него характерны такие качества слабости суперэго, как низкий уровень моральной регуляции поведения, непостоянство, необязательность, беспринципность, тенденция к асоциальному поведению;
3) степени расхождения между представлениями подростка о себе и о том, каким бы хотели видеть его оба родителя (r=-0,49, р<0,01 как в отношении матери, так и в отношении отца): чем больше, по мнению подростка, его личность отличается от нормативных ожиданий родителей, тем больше вероятность возникновения у него слабости суперэго. Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования о корреляциях особенностей взаимоотношений подростков и родителей с формирующимися свойствами личности подростков, можно сформулировать следующие выводы: 1. Избыточная эмоциональная дистанция между подростками и родителями способствует снижению самооценки подростков, формированию черт «слабости суперэго» (низкий уровень моральной регуляции, тенденция к асоциальному поведению) и усиливает характерную для подростков реакцию эмансипации, закрепляя в его личности качества «доминирования». 2. Избыточное воздействие (давление) родителей на ценностные ориентации подростка порождает формирование у него таких черт личности, как «озабоченность» (чрезмерно серьезное и ответственное отношение к жизни, мрачность, пессимизм, страх перед возможными неудачами), «робость» (застенчивость, нерешительность, неуверенность в своих силах, чувство собственной неполноценности) и «высокий самоконтроль поведения».
Список литературы 1. Воробьева К.А. Формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Проблемы коррекции и профилактики агрессивного поведения детей и подростков в системе образования: Сборник материалов научно-практической конференции / Под ред. Г.У. Солдатовой, Д.А. Стебакова. М.: АСОУ, 2007. С.17-25. 2. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.И. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 636 с. 3. Колеченко А.К. Психология и технология воспитания. Монография / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2006. 416 с. 4. Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с подростками: учебно-методическое пособие. Вып.4 / под общ. Ред. Г.В. Солдатовой. СПб.: СПб АППО, 2014. 124 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.006 с.) |