Turchin A.S., Tatarnikov A.S. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Turchin A.S., Tatarnikov A.S.



Abstract: the article deals with the problem of forming a hierarchy of value orientations of cadets in the educational space of the National Guard Troops university. When comparing the structure and degree of expression of different groups of values of cadets of the second year of training in the psychological specialty and ordinary contract servicemen, significant differences were found, indicating an adequate professional choice for the majority of future officers of the Rosgvardiya.

Key words: primary professional self-determination, value orientations, psychological stability of the individual.

 

Первичное профессиональное самоопределение исследуется в психологической науке в различных контекстах. При этом его сопровождение в вузе обычно наиболее активно осуществляется на младших курсах, когда студенты или курсанты могут его утратить полностью или существенно трансформировать ценностные ориентации, с учетом иерархии которых был сделан ими профессиональный выбор [2;4]. Совокупность ценностных ориентаций, обеспечивая психологическую устойчивость личности, отражается в ее направленности, как системе доминирующих мотивов [3]. Ценностные ориентации выступают фактором, детерминирующим процесс формирования личности будущего офицера.

В вузе войск национальной гвардии, помимо курсантов, несут службу и военнослужащие-контрактники. По возрасту, они могут не отличаться от курсантов, и некоторые могут в дальнейшем пытаться поступить в данный вуз. Как и в гражданских вузах, молодые люди могут разочаровываться в избранной профессии. В условиях военного вуза, к сожалению, возможны отчисления курсантов с третьего и последующих курсов обучения, когда адаптация и социализация к образовательному пространству учреждения высшего военного образования уже произошли. В этом случае правомерно считать, что не все воспитательные факторы оказались эффективными, и динамика ценностных ориентаций оказалась такой, что произошел отказ от первичного профессионального самоопределения соответствующего типа. Обычно отчисляемые ссылаются на какие-то внешние причины. Последние безусловно оказывают влияние на принятие решения о прекращения обучения в военном вузе. Однако мы склонны считать, что детерминация подобных решений у большинства курсантов подчиняется известной формуле (принцип детерминизма) А.Н. Леонтьева, по которой внутреннее, сталкиваясь и преломляясь во внешнем, изменяет себя [3].

Целью нашего исследования было рассмотрение особенностей ценностных ориентаций, как основы первичного профессионального самоопределения курсантов вуза войск национальной гвардии. Первокурсники изначально не были включены в выборку эмпирического исследования, поскольку они могли просто не сдать первую зачетно-экзаменационную сессию и быть отчислены по причине академической неуспеваемости. Всего было опрошено 101 испытуемых (71 второкурсников, получающих специальность военного психолога, и 30 военнослужащих-контрактников), Диагностический инструментарий включал следующие методики 1) диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубновой С.С.), методика Рокича Ценностные ориентации, экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) [5].

На основе первичной обработки данных по методике Рокича и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента выявлено, что значимые различия в показателях терминальных ценностных ориентаций у курсантов 2 курса и военнослужащих по контракту отсутствуют. Есть незначительные различия по показателям таких терминальных ценностей, как: красота природы и искусства, любовь, развлечения (p<0,05). В отношении инструментальных ценностных ориентаций у курсантов и военнослужащих по контракту статистически значимых различий нет. Есть незначительные различия по таким ценностям как: непримиримость к недостаткам в себе и других, эффективность в делах (p<0,05).

Данные, полученные по методике С.С. Бубновой, свидетельствуют о том, что наиболее значимыми ценностями для курсантов являются: влияние на окружающих, высокий социальный статус и познание нового. Для солдат-контрактников наиболее значимы материальное благосостояние и отдых (см. рис. 1). Наименее важными обозначены наслаждение прекрасным и милосердие к другим. Наибольшее различие данных у курсантов и солдат наблюдаются в графе познание нового.

 

 

Рис. 1. Результаты обработки диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (по С.С. Бубновой)

В беседах мы предлагали испытуемым конкретизировать такие выборы. Так, данные экспресс-диагностики социальных ценностей личности (по Н.П. Фетискину и др.), свидетельствуют о том (см. рис. 2), что для курсантов наиболее важной ценностью является высокооплачиваемая работа (подтверждено в беседах), а для солдат – это, например, красивые (дорогие) машины (и иные равнозначные материальные ценности). Курсанты осознают, что, если лучше будут учиться, осваивая воинскую специальность, то больше вероятность удовлетворения их потребности в материальных и иных благах. С качеством образовательной подготовки у них связан карьерный рост и увеличение заработной платы. Солдаты-контрактники в основной массе, по материалам бесед, карьерный рост не планируют, и не ставят цели получить высшее военное образование. Но и для первых, и для вторых наименее значима работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

 

 

Рис.2 Результаты обработки экспресс-диагностики социальных ценностей личности

 

    Опираюсь на полученные результаты диагностики ценностных ориентаций, как основы первичного профессионального самоопределения, можно сделать следующие выводы:

1) для курсантов наиболее важные ценности связанны с обучением, карьерным и личностным ростом;

2) для военнослужащих по контракту ведущими ценностями выступают материальные блага;

3) для обеих групп испытуемых наименее важно наслаждение прекрасным и здоровье. Последнее мы склонны связывать с особенностями службы, а также с тем, что об их здоровье регулярно заботятся другие (командиры, военные врачи).

Ценностные ориентации курсантов высших учебных заведений формируются непосредственно под воздействием той образовательной среды, в которой они находятся, и тех знаний, которые они получают. Поскольку центральной ценностью в системе ценностных ориентаций будущих офицеров Росгвардии выступает потребность в развитии и самосовершенствовании для успешного решения возлагаемых в будущем задач, одной из перспектив выступает обогащение структуры ценностей ориентаций, связанных с духовным развитием.

 

Список литературы

1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

2. Лосев К.В. Выявление ценностных ориентаций студентов как один из факторов успешности обучения в вузе / К.В. Лосев, А.С. Турчин // Экономика образования. 2015. №1. С.141-145.

3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2002. 490 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.008 с.)