Изучение Фотографического мировоззрения как результатА восприятия Фотоизображений в современной психологической науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение Фотографического мировоззрения как результатА восприятия Фотоизображений в современной психологической науке



Харланова Ю.В.

 

В статье вводиться термин «фотографическое мировоззрение» и доказывается возможность его использования в современной психологической науке. Автор рассматривает психологические теории, изучающие в целом понятие «мировоззрение» и психологию визуального, а так же описывает факторы, влияющие на формирование определенного типа фотографического мировоззрения.  

The article introduces the term "photographic worldview" and proves the possibility of its use in modern psychological science. The author examines psychological theories that study the whole concept of "worldview" and the psychology of the visual, as well as describes the factors that influence the formation of a certain type of photographic worldview.

Ключевые слова: психология визуального, фотографическое мировоззрение, восприятие, психология искусства.

Keywords: psychology of the visual, photographic worldview, perception, psychology of art.

 

Одной из тенденций развития современного общества является расширение, распространение искусства, его доступность всем слоям населения, а так же увеличение важности креативного подхода в каждой сфере профессиональной деятельности. Современная наука так же развивается исходя из тенденций и потребностей общества, и различные проблемы психологии искусства находятся в процессе активной их разработки. 

Методология. Целью данного исследования является доказательство возможности использования термина «фотографическое мировоззрение» в психологической науке. Исследовательские задачи основаны на изучении психологических аспектов понятия «мировоззрение», выделении основных положений психологии визуального и определение факторов, влияющих на формирование определенного типа фотографического мировоззрения. Основным методом является изучение психологической литературы. Исследование носит теоретический характер. 

Вначале стоит отметить, что основы психологии искусства были заложены ещё в древней философии, затем раскрывались исследователями эстетики XIIX и начала XIX вв. Но именно психологическое содержание в эту научную область было внесено В. Вундтом и Л.С. Выготским. Надо сказать, что сама область искусства претерпевает значительные изменения с течением времени и, к сожалению, разработки основателей психологии невозможно применить в современных условиях, либо необходимо взять из них только какую-то адаптивную часть.

Одним из возможных методологических подходов является рассмотрение психологии искусства через категорию «мировоззрение». Этот термин является междисциплинарным и используется как в философии, так и в психологии. Считается, что он возник в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. Особенно его философский смысл раскрывался в советской науке, где эта категория использовалась в официальной номенклатуре. Современные взгляды на этот термин меняются и вносят в него новый психологический смысл.

В психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко мировоззрение личности рассматривается как комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе [3]. Ещё раньше П.Ф. Каптерев предложил выделять мировоззрение в качестве самостоятельного элемента в психологической структуре личности ученика, в котором проявляется единство интеллектуального и эмоционального отношения к миру. Именно такое сочетание представляет сложность в описании данного термина с позиции психологии. Изначально в психологической структуре личности классическая психология выделяет когнитивные процессы и эмоционально-волевую сферу, не стремясь их соединять. Мировоззрение же не возможно без такого слияния. Можно сказать, что интеллектуальная составляющая во многом связана с процессом понимания как способности постичь значение, и смысл чего-либо, и достигнутым благодаря этому результатом. Эмоциональная же составляющая предполагает формирование определенного отношения обучаемого к познаваемой реальности.

Наиболее полно термин мировоззрение в контексте обучения разбирал в педагогической психологии Г.Е. Залесский. Он так же подчёркивал, что в данном понятии совмещается объективное и субъективное, рациональное и эмоциональное. Его монография «Психология мировоззрения и убеждений личности» вышла в 1994 году и на сегодня является одной из базовых работ в этой области [2]. В ней Г.Е. Залесский опирается на идеи А. Н. Леонтьева о личности как о системе иерархических отношений деятельностей и их мотивов, и рассматривается мировоззрение с позиции его функции по иерархизации мотивов и деятельности человека. Благодаря построению такой структуры мотивов, человек определяет личную концепцию своего отношения к окружающему миру и к самому себе. В результате на формирование мировоззрения влияет не только сознание человека, но и обобщенный опыт человечества, зафиксированный в знаниях, социальных ценностях, общественных нормах. 

В связи с повсеместным распространением фотографических изображений в обществе нами выделяется один из видов мировоззрения – фотографическое мировоззрение. В науке оно является новым по своей формулировке, хотя психологией визуального занимались и занимаются некоторые философы и психологи: Джон Бёрджер (1926), Розалинда Краусс (1931), Морис Мерло-Понти (1945), Джон Бергер (1972), Сьюзан Сонтаг (1977), Ролан Барт (1980), Вилема Флюссера (1983), Поль Вирильо (1988), Андре Руйе (2014), В.В. Савчук (2005), Е.В. Петровская (2010), В.А. Подорога (2013), О.Ю. Бойцова (2013), Е.Ю. Ходиной (2014), В.В. Нуркова (2019).

Само по себе существование данного термина в некотором роде требует доказательности, так как не для всех исследователей является очевидным. Но так как под мировоззрением понимается система взглядов и эмоциональных оценок личности по отношению к чему-либо, и оно является одним из проявлений психики человека, частью его сознания, то может рассматриваться в рамках психологии искусства.  

Описывая фотографическое мировоззрение конкретного человека необходимо определиться с критериями данной оценки, выделить уровни данного вида мировоззрения. Очевидно, что каждый человек имеет свои собственные взгляды на фотографию: одним нравятся одни фотоизображения, другим людям – другие. И на это влияют множество разнообразных факторов.

Интерес к фотографии у конкретного человека определяется ведущим каналом восприятия информации. В нейролингвистическом программировании традиционно выделяют 4 основных канала: визуальный, кинестетический, аудиальный и дигитальный, и 2 дополнительных: густаторный (вкусовые ощущения), олфакторный (запахи). Этот аспект психики хорошо изучен в психологической науке и диагностируется обычно методом тестирования (тест С. Ефремцева). Очевидно, что в связи со сложностью человеческой природы чистых типов личности по каналам восприятия не существует, можно лишь говорить о лидирующем канале. Визуалы обрабатывают информацию, приходящую к ним через визуальные образы; соответственно для них фотография является важным и значимым объектом для получения данных. 

Таким образом, стоит разделять фотографическое мировоззрения визуалов от такого же вида мировоззрения других психологических типов. Хотя надо сказать, что визуалов в современном обществе подавляющее количество, так как зрительные ощущения являются базовыми при восприятии информации. Так, например, эксперимент Альберта Мейерабиан по считыванию эмоций у другого человека показал, что при восприятии участники исследования в большей степени ориентировались на изображение, то есть на мимику и жесты человека на видео (55%), и немного меньше на интонацию и смысл слов (45%).

В связи с большим количеством факторов, влияющих на фотографическое мировоззрение, удобно выделить различные виды данного понятия и исследовать их отдельно друг от друга. Соответственно необходимо определиться с набором критериев данных классификаций.

Первый критерий – сфера профессиональной деятельности. Несомненно, если работа человека связана с анализом и восприятием фото- и видеоизображений, то она будет накладывать отпечаток на его фотографическое мировоззрение. К таким специалистам можно отнести фотографов, видеоператоров, режиссеров, дизайнеров, рентгенологов и т.д. Их фотографическое мировосприятие будет профессиональным, а соответственно мировоззрение людей, чья деятельность не связана с фотоизображениями, можно назвать бытовым.

Второй критерий – психологический возраст. В результате можно выделить три вида фотографического мировоззрения: детское, молодежное, зрелое. Их характеристики будут зависеть от тенденций в развитии фотоиндустрии, от современных течений и направлений в ней. Соответственно молодежное мировоззрение будет вбирать в себя новые взгляды и перспективы развития фотоискусства. Зрелое фотографическое мировоззрение консервативно и опирается на предшествующие тенденции. Здесь можно отметить, что физический возраст не обязательно совпадает с психологическим, и человек пожилого возраста в редких случаях может иметь и молодежное фотографическое мировоззрение. Детское фотографическое мировосприятие не сформировано до конца, оно стремится к молодёжному, но ещё является не определенным и размытым, меняющимся под воздействием других личностей.      

Третий критерий – гендер. Различие в психологии мужчин и женщин давно является известным фактом, хотя последнее время в науке используется понятие гендер, которые определяет не физический пол, а те психологические характеристики человека, по которым его можно отнести к определенному полу. Например, можно заметить, что мужчины более чем женщины предпочитают черно-белые снимки, так как их цветовоприятие физиологически не такое чувствительное, как у женщин [1].

В результате, теоретического анализа понятия фотографическое мировоззрение можно сделать вывод о том, что оно является научным понятием психологии искусства и может рассматриваться как система взглядов и эмоциональных оценок личности по отношению к своим фотографиям и фотографиям других людей. Данная система определяется множеством факторов, в том числе как объективными, так и субъективными. Фотографическое мировоззрение может меняться с течением времени, в зависимости от того, будет ли какая-либо деятельность человека связана с созданием фотоизображений как в профессиональной, так и в личностей сфере жизни.

 

Список литературы

1. Высоцкая, Т.А. Цветовосприятие и цветоощущение: учебное пособие / Т. А. Высоцкая, С. Ю. Дегтярева. – Чита: ЗабГГПУ, 2006. – 96 с.

2. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.

3. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.009 с.)