Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Южаков В.А. , Вежливцева Е.С.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы применения методов биологической обратной связи для коррекции психоэмоциональных состояний обучающихся и улучшения качества и результативности образовательного процесса. Ключевые слова: нейротехнологии, метод биологической обратной связи, нейроинтерфейс, психоэмоциональное состояние, нейрообразование. Annotation: the article discusses the problems and prospects of using biofeedback methods to correct psychoemotional states of students and improve the quality and effectiveness of the educational process. Key words: neurotechnology, biofeedback, neurointerface, psychoemotional state, neuroeducation.
Проблема психоэмоционального состояния студентов в процессе образовательного процесса получила большую актуальность в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и перехода образовательных учреждений на дистанционные формы работы. Это также совпало с режимом обязательной самоизоляции, которая характеризуется вынужденным или добровольным ограничением контактов с внешним миром, сменой образа жизни, разрывом привычных социальных связей и представляет собой ситуацию неопределенности. Самоизоляция негативно влияет на психоэмоциональное состояние человека – появление тяжелых симптомов тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства, что отражено в многочисленных исследованиях. Исследователи отмечают, что указанные негативные психические состояния в большей степени выражены у молодых людей, в том числе у студентов (Куликова, 2020). В современное образование все чаще внедряются нейротехнологии, которые созданы с учетом принципов функционирования нервной системы. Одним из перспективных направлений для образовательной сферы является метод биологической обратной связи (БОС), позволяющий определить состояние обучающихся, их физиологических процессов и скорректировать образовательный процесс, улучшить его комфортность и результативность, исходя из собранных данных (Абабкова, 2017). Как отмечают исследователи, нейрообразование нацелено на повышение эффективности обучения благодаря знаниям о функционировании мозга человека (Дудко, 2020). Основой для создания концепции метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. Метод БОС представляет собой совокупность процедур, которая позволяет человеку получить информацию о состоянии различных функций собственного организма при помощи специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи). На основе полученной информации человек развивает навыки самоконтроля и саморегуляции. Развитие происходит под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры (Оселаишвили, 2004).
Сигналы БОС дают возможность создавать добавочный, не существующий при обычных условиях, контроль за функциями, которые управляются человеком бессознательно. Прежде всего, таким функциям относятся: частота дыхания (ЧД), частота сердечных сокращений (ЧСС), электрическая активность мышц, определяемая по электромиограмме (ЭМГ), электрическая активность головного мозга, определяемая по электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и кожно-гальваническая реакция (КГР) (Грибанов, 2009). Исследователи делают вывод, что технология БОС может быть использована для обучения навыкам саморегуляции и повышения уровня психофизической активности как здоровых лиц с целью профилактики, так и пациентов, страдающих расстройствами адаптации (Садчикова, 2005). Нужно отметить, что этот метод управляет непроизвольными процессами организма, которые, в свою очередь, контролируются вегетативной нервной системой, и снижение уровня эмоционального стресса выступает здесь в качестве полезного приспособительного результата, определяющего деятельность функциональных систем, сформированных для достижения данного результата (Дёмин, 2014). На сегодняшний день нейрогарнитуры дают возможность в большей степени тренировать навыки самоконтроля. Это важно как в обычной жизни (справиться с тревогой на экзамене, сконцентрироваться во время выполнения важных заданий, уберечься от стресса на работе), так и в экстремальных условиях (нападение, авария, участие в важных соревнованиях и т.п.) (Богачева, 2017). Важно отметить, что биоуправление – это деятельность, требующая активного участия личности. Важную роль при этом играет степень мотивации, уровень психической активности, способность дифференцировать свое внутреннее состояние и умение выработать прием биологического управления своим организмом (Моховикова, 2003).
Однако, наряду с положительными аспектами, такими как развитие интерфейсов «мозг – компьютер» и «мозг – компьютер – мозг», которые открывают новые возможности для коммуникации и психологического воздействия, и снижение их стоимости, можно предположить и негативные последствия: распространение самопомощи с риском для своего и чужого психического здоровья (Нестик, 2017), а также некорректное применение интерфейсов (Резапкина, 2018). При внедрении данных инноваций в образовательный процесс требуется обратить особое внимание на эти аспекты. Таким образом, в сегодняшних непростых реалиях, где происходит постоянное увеличение информационной нагрузки и бросаются всё новые вызовы человеку, возникает необходимость внедрения нейротехнологий. А методы биологической обратной связи могут дать возможность коррекции психоэмоциональных состояний обучающихся для улучшения качества образовательного процесса и жизни в целом, учитывая все риски внедрения данных технологий.
Список литературы 1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Исследование эмоционального состояния студентов на основе метода биологической обратной связи // Образование и наука. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-sostoyaniya-studentov-na-osnove-metoda-biologicheskoy-obratnoy-svyazi (дата обращения: 15.04.2021). 2. Богачева Р.А. От брейнфитнеса к нейрофитнесу // Гуманитарная информатика. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-breynfitnesa-k-neyrofitnesu (дата обращения: 15.04.2021) 3. ГрибановА.В. Возможности биологической обратной связи вуправлении функциональным состоянием //Учебно-методические рекомендации. Института развития ребенка Поморского университета. Архангельск. 2009. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/b3e/8.-vozmozhnosti-biologicheskoy-obratnoy-svyazi.pdf (дата обращения: 15.04.2021). 4. Дудко С.А. Этапы становления и тенденции развития нейрообразования в мире // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-i-tendentsii-razvitiya-neyroobrazovaniya-v-mire (дата обращения: 15.04.2021). 5. Куликова Т.И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 112–122. 6. Моховикова И.А. Нейрофизиологические и психофизиологические особенности биоуправления потенциалами мозга при дезадаптационных расстройствах: дисс... канд. биол. наук: 03.00.13/ Моховикова Ирина Александровна. –,2003. – 152c. 7. Нестик Т.А. Развитие цифровых технологий и будущее психологии // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-tehnologiy-i-buduschee-psihologii (дата обращения: 15.04.2021). 8. Оселаишвили М.Н., Айламазян Э.К., Спивак Д.Л., Абрамченко В.В. Психические состояния у беременных и их коррекция методом биологической обратной связи // Ж. акуш. и жен. болезн.. 2004. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-u-beremennyh-i-ih-korrektsiya-metodom-biologicheskoy-obratnoy-svyazi (дата обращения: 15.04.2021). 9. Резапкина Г.В., Богданов С.В. О некоторых «новинках» рынка профориентационных услуг, или можно ли определить способности по ритмам головного мозга? // Школьные технологии. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-novinkah-rynka-proforientatsionnyh-uslug-ili-mozhno-li-opredelit-sposobnosti-po-ritmam-golovnogo-mozga (дата обращения: 15.04.2021). 10. Садчикова О.А. Патогенетические принципы использования метода биологической обратной связи в лечении расстройств адаптации: дисс... канд. мед. наук: 14.00.16/ Садчикова Оксана Александровна. – СПб, 2005. – 128 c.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.006 с.) |