Южаков В.А. , Вежливцева Е.С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Южаков В.А. , Вежливцева Е.С.



 

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы применения методов биологической обратной связи для коррекции психоэмоциональных состояний обучающихся и улучшения качества и результативности образовательного процесса.

Ключевые слова: нейротехнологии, метод биологической обратной связи, нейроинтерфейс, психоэмоциональное состояние, нейрообразование.

Annotation: the article discusses the problems and prospects of using biofeedback methods to correct psychoemotional states of students and improve the quality and effectiveness of the educational process.

Key words: neurotechnology, biofeedback, neurointerface, psychoemotional state, neuroeducation.

 

Проблема психоэмоционального состояния студентов в процессе образовательного процесса получила большую актуальность в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и перехода образовательных учреждений на дистанционные формы работы. Это также совпало с режимом обязательной самоизоляции, которая характеризуется вынужденным или добровольным ограничением контактов с внешним миром, сменой образа жизни, разрывом привычных социальных связей и представляет собой ситуацию неопределенности. Самоизоляция негативно влияет на психоэмоциональное состояние человека – появление тяжелых симптомов тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства, что отражено в многочисленных исследованиях. Исследователи отмечают, что указанные негативные психические состояния в большей степени выражены у молодых людей, в том числе у студентов (Куликова, 2020).

В современное образование все чаще внедряются нейротехнологии, которые созданы с учетом принципов функционирования нервной системы. Одним из перспективных направлений для образовательной сферы является метод биологической обратной связи (БОС), позволяющий определить состояние обучающихся, их физиологических процессов и скорректировать образовательный процесс, улучшить его комфортность и результативность, исходя из собранных данных (Абабкова, 2017). Как отмечают исследователи, нейрообразование нацелено на повышение эффективности обучения благодаря знаниям о функционировании мозга человека (Дудко, 2020).

Основой для создания концепции метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. Метод БОС представляет собой совокупность процедур, которая позволяет человеку получить информацию о состоянии различных функций собственного организма при помощи специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи). На основе полученной информации человек развивает навыки самоконтроля и саморегуляции. Развитие происходит под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры (Оселаишвили, 2004).

Сигналы БОС дают возможность создавать добавочный, не существующий при обычных условиях, контроль за функциями, которые управляются человеком бессознательно. Прежде всего, таким функциям относятся: частота дыхания (ЧД), частота сердечных сокращений (ЧСС), электрическая активность мышц, определяемая по электромиограмме (ЭМГ), электрическая активность головного мозга, определяемая по электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и кожно-гальваническая реакция (КГР) (Грибанов, 2009).

Исследователи делают вывод, что технология БОС может быть использована для обучения навыкам саморегуляции и повышения уровня психофизической активности как здоровых лиц с целью профилактики, так и пациентов, страдающих расстройствами адаптации (Садчикова, 2005).

Нужно отметить, что этот метод управляет непроизвольными процессами организма, которые, в свою очередь, контролируются вегетативной нервной системой, и снижение уровня эмоционального стресса выступает здесь в качестве полезного приспособительного результата, определяющего деятельность функциональных систем, сформированных для достижения данного результата (Дёмин, 2014).

На сегодняшний день нейрогарнитуры дают возможность в большей степени тренировать навыки самоконтроля. Это важно как в обычной жизни (справиться с тревогой на экзамене, сконцентрироваться во время выполнения важных заданий, уберечься от стресса на работе), так и в экстремальных условиях (нападение, авария, участие в важных соревнованиях и т.п.) (Богачева, 2017).

Важно отметить, что биоуправление – это деятельность, требующая активного участия личности. Важную роль при этом играет степень мотивации, уровень психической активности, способность дифференцировать свое внутреннее состояние и умение выработать прием биологического управления своим организмом (Моховикова, 2003).

Однако, наряду с положительными аспектами, такими как развитие интерфейсов «мозг – компьютер» и «мозг – компьютер – мозг», которые открывают новые возможности для коммуникации и психологического воздействия, и снижение их стоимости, можно предположить и негативные последствия: распространение самопомощи с риском для своего и чужого психического здоровья (Нестик, 2017), а также некорректное применение интерфейсов (Резапкина, 2018). При внедрении данных инноваций в образовательный процесс требуется обратить особое внимание на эти аспекты.

Таким образом, в сегодняшних непростых реалиях, где происходит постоянное увеличение информационной нагрузки и бросаются всё новые вызовы человеку, возникает необходимость внедрения нейротехнологий. А методы биологической обратной связи могут дать возможность коррекции психоэмоциональных состояний обучающихся для улучшения качества образовательного процесса и жизни в целом, учитывая все риски внедрения данных технологий.

 

Список литературы

1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Исследование эмоционального состояния студентов на основе метода биологической обратной связи // Образование и наука. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-sostoyaniya-studentov-na-osnove-metoda-biologicheskoy-obratnoy-svyazi (дата обращения: 15.04.2021).

2. Богачева Р.А. От брейнфитнеса к нейрофитнесу // Гуманитарная информатика. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-breynfitnesa-k-neyrofitnesu (дата обращения: 15.04.2021)

3. ГрибановА.В. Возможности биологической обратной связи вуправлении функциональным состоянием //Учебно-методические рекомендации. Института развития ребенка Поморского университета. Архангельск. 2009. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/b3e/8.-vozmozhnosti-biologicheskoy-obratnoy-svyazi.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

4. Дудко С.А. Этапы становления и тенденции развития нейрообразования в мире // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-i-tendentsii-razvitiya-neyroobrazovaniya-v-mire (дата обращения: 15.04.2021).

5. Куликова Т.И. Психоэмоциональное состояние студентов во время перехода на дистанционное обучение в первую волну самоизоляции // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. № 1 (50). С. 112–122.

6. Моховикова И.А. Нейрофизиологические и психофизиологические особенности биоуправления потенциалами мозга при дезадаптационных расстройствах: дисс... канд. биол. наук: 03.00.13/ Моховикова Ирина Александровна. –,2003. – 152c.

7. Нестик Т.А. Развитие цифровых технологий и будущее психологии // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-tehnologiy-i-buduschee-psihologii (дата обращения: 15.04.2021).

8. Оселаишвили М.Н., Айламазян Э.К., Спивак Д.Л., Абрамченко В.В. Психические состояния у беременных и их коррекция методом биологической обратной связи // Ж. акуш. и жен. болезн.. 2004. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-u-beremennyh-i-ih-korrektsiya-metodom-biologicheskoy-obratnoy-svyazi (дата обращения: 15.04.2021).

9. Резапкина Г.В., Богданов С.В. О некоторых «новинках» рынка профориентационных услуг, или можно ли определить способности по ритмам головного мозга? // Школьные технологии. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-novinkah-rynka-proforientatsionnyh-uslug-ili-mozhno-li-opredelit-sposobnosti-po-ritmam-golovnogo-mozga (дата обращения: 15.04.2021).

10. Садчикова О.А. Патогенетические принципы использования метода биологической обратной связи в лечении расстройств адаптации: дисс... канд. мед. наук: 14.00.16/ Садчикова Оксана Александровна. – СПб, 2005. – 128 c.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.006 с.)