Эмоциональный интеллект в стратегиях разрешения конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональный интеллект в стратегиях разрешения конфликта



Шамилов Х. Т.

Аннотация: в статье описывается, что изучение конфликта является особенно актуальным в xxi веке. чаще всего, конфликтам подвержены подростки, потому, что именно школьная и студенческая жизнь является немало важным периодом становления личности, в котором, формируются общественные взаимоотношения.

Ключевые слова: уход, конфронтация, уклонение, сотрудничество, компромисс.

Abstract: the article describes that the study of conflict is especially relevant in the 21st century. most often, adolescents are prone to conflicts, because it is school and student life that is a very important period of personality formation, in which social relationships are formed.

Key words: care, confrontation, evasion, cooperation, compromise.

 

Эмоциональный интеллект. Важность эмоционального интеллекта заключается в том, что он позволяет человеку использовать свои сильные стороны сообразно ситуации, обучаться навыкам, которые недостаточно развиты, отделяет самоуверенность от уверенности в своих силах, позволяет адекватно воспринимать критику и использовать ее для исправления ситуации. Точное осознание границ своих навыков позволяет развивать уверенность в себе и с большей готовностью вовлекаться в новые задачи [Кудрявцев, 1997, с. 72]. Осознание собственных эмоций позволяет улучшить мысли, чувства и поведение по отношению к другим людям, что закономерно влияет на романтические, семейные и рабочие взаимодействия. А уверенность в отношениях снижает стресс и повышает успешность, что вместе улучшает качество жизни человека.

Рассматривая современные психологические теории XXI века, эмоциональный интеллект понимается как особый тип знаний. Который представляет собой взаимодействие с внутренней средой чужих и своих чувств, понимать проявляемые эмоции и управлять ими, а также способность справляться с давлением окружающего мира.

Способностью к пониманию эмоций является: распознавание эмоций, что подразумевает выявление самого факта наличия эмоциональных переживаний; понимание какую именно эмоцию испытывает сам человек или находящиеся вокруг него люди и возможность назвать ее [Люсин, 2000, с. 58]. А также понимание причин, которые в свою очередь и вызвали какое-то эмоциональное переживание и к чему может это привести.

Способностью к управлению эмоций, является: контроль эмоций, их внешнее проявление (мимика, жестикуляция и т. д.), а также умение приостанавливать сильные эмоции, либо наоборот, умение в разных ситуациях вызывать нужные, подходящие для этого эмоции.

Стратегии поведения в конфликте. В конфликте участники сравнивают интересы друг друга и анализируют их. Базируясь на результатах, индивид отдает предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, конфронтация, уклонение, сотрудничество, принуждение или компромисс). Поведение в конфликтном взаимодействии эмоциональны и непредсказуемы, по причине того, что часто отражение интересов происходит на подсознательном уровне [Макарова, 2008, с. 96].

Разберём поподробнее, наиболее часто используемые стратегии при возникновении конфликта:

«Уход» от конфликта может быть самой верной стратегией поведения, например, если есть основания полагать, что это улучшит расстановку сил в пользу индивида. Но уклонение не всегда оправдано. Так, как, что может проявляться не в сознательной форме, а в бессознательном бегстве от трудноразрешимой ситуации.

«Конфронтация» (соперничество, конкуренция) – активное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов, при котором не учитываются интересы соперника. В случае, если одна из сторон применяет данную стратегию поведения, она будет провоцировать соперника пойти на уступку для удовлетворения своих потребностей.

 «Уклонение» (избегание, игнорирование, уход) понимается как, нежелание защищать свои интересы, или же пойти навстречу другому участнику конфликта. Отличие данной стратегии состоит в том, что участники не желают ввязываться в конфликт. По сути, это взаимная уступка, так как характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и на интересы соперника.

«Сотрудничество» (сглаживание). В данной стратегии оба индивида стараются сохранить гармонию существующих отношений, склонны смягчить конфликт, делают всё, чтоб сохранить мирные взаимоотношения. Она нацелена на удовлетворение интересов обеих сторон.

«Принуждение» (деструктивная модель) Проявляется в давлении, запугивании, влиянии на индивида с использованием авторитета, сил, связей и т.д.

«Компромисс» (интеграция) – это взаимная уступка конфликтующих сторон. Такое поведение в конфликте является оптимальным путём к решению противоречий. Но, из-за того, что каждая из сторон не полностью удовлетворяет свои интересы, компромисс чаще всего является временным выходом.

Теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы: выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации обеспечивает производство действий, а эмоциональный интеллект, в свою очередь, помогает извлекать необходимые коммуникативные сведения из трудной социальной ситуации. Что неким образом раскрывает соотношения таких феноменов, как эмоциональный интеллект и стратегии поведения в конфликте.

В современных психологических теориях эмоция рассматривается как особый тип знаний. В соответствии с чем было предложено понятие эмоциональный интеллект для описания эмоциональной сферы. Что в свою очередь определяется как: возможность совладать с внутренней эмоциональной средой человека и своей собственной, а также управлять ей с помощью интеллектуального анализа. Компоненты данного явления связаны между собой, что само собой способствует правильному и адекватному межличностному общению.

Говоря же о стратегиях поведения в конфликте можно отметить что, более успешным во взаимодействии с окружающим обществом, преимущественно будет человек, который умеет правильно пользоваться всеми стратегиями. В то время как индивид использующий преимущественно только пару из шести стратегий, может испытывать ряд трудностей так, как, нет одного идеального способа разобраться со всеми видами конфликтов.

 

Список литературы

 

1. Кудрявцев, В. Н. Основы конфликтологии: учебное пособие / В. Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 200 с.

2. Люсин, Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / под ред. Г. А. Емельянова. – М.: Смысл, 2000. – С. 50-61.

3. Макарова, И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. – 2-е изд., доп. / И. В. Макарова. – М.: Высшее образование, 2008. – 237 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.)