The psychological aspects of professional deformation of teachers in the conditions of the pandemic in the Republic of Kazakhstan 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The psychological aspects of professional deformation of teachers in the conditions of the pandemic in the Republic of Kazakhstan



А bstract: The article examines the problem of professional deformation of teachers. The need to support teachers in a pandemic is revealed.

Keywords: professional deformation of teachers, pandemic, psychological support.

      

Мировая пандемия коронавирусной инфекции отразилась на развитии общественной и социальной жизни населения многих стран и, в значительной мере, данный аспект затронул структуру реализации образовательной сферы. Именно педагоги вынуждены были в кратчайшие сроки изменить порядок осуществления своей деятельности. Отметим, что в августе 2020 года Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш представил концептуальную записку «Образование в эпоху пандемии COVID-19 и последующие годы», озвучив, что пандемия привела к самым серьезным нарушениям в системах образования в мире за всю историю и угрожает потерей навыков и знаний, способную охватить не одно поколение учащихся [1]. В вышеуказанном документе также определена необходимость поддержки учителей на государственном уровне. Все больше учителей будут нуждаться в психологической поддержке, чтобы быть способными удовлетворять потребности своих учеников [2]. 

  Длящееся до настоящего времени дистанционное обучение в школах Республики Казахстан является предпосылкой для снижения психологического здоровья преподавательского сообщества. Процесс введения данного вида обучения в кратчайшие сроки, без учета состояния уровня развития цифровой инфраструктуры и возможностей кадрового состава, негативным образом отразился на предоставлении качественного образования. В данных условиях возрастает влияние профессиональной деформации педагогов.

  Отметим слова Б.З. Вульфова о профессиональной деформации: «Амортизация сердца и души» педагога - человеческая и профессиональная - неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации» [Вульфов, 1995, с.77]. Данный поиск средств реабилитации оказывает поддержку в борьбе с негативными воздействиями профессиональной деформации личности педагога.

Э.Ф. Зеер определял следующие возможности для профессиональной реабилитации: повышение социальной, психологической, педагогической (предметной) компетентности, диагностика профессиональных деформаций, прохождение тренингов, рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста, овладение способами саморегуляции эмоционально волевой сферы и самокоррекции, переход к инновационным формам и технологиям обучения [Зеер, 1996, с.125].   

Им была представлена примерная программа психологической помощи педагогу в преодолении профессиональных деструкций, состоящая из работы с профессиональным прошлым, режиме “здесь и теперь” и работа с профессиональным будущим. Одной из задач психолога при работе с прошлым является необходимость показать, что многие реально существующие потребности остаются неосознанными, тем не менее, они могут выступать активной побудительной силой. При работе в режиме “здесь и теперь”: происходит рефлексия состояний, умственной и практической деятельности. Важным элементом работы психолога является неочевидность связи отношения к событию и характера этого события. Работа с профессиональным будущим включает в себя составление прогноза желаемых профессиональных достижений, возможных помех и способов их предупреждения [Зеер, 1996, с. 143-144]. 

Федосова И.В. предлагает следующую программу по реализации условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации: мотивационный аспект - формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе; когнитивный – повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления профессиональной деформации и активизация их способности к саморазвитию, поведенческий - формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции педагогов [Федосова, 2016, с. 194].  

  Л.А.Регуш и А.В. Орлова, отмечают, что профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации: осуществляются позитивные и деструктивные изменения. Личностные изменения происходят в единстве с рефлексивными процессами, способствующими развитию профессионального самопознания. [Регуш, Орлова, 2008, с.392]. Важным аспектом является самопознание педагогом данных личностных изменений. Плохая осведомленность педагога о своих сильных и слабых сторонах, а также особенностях реагирования в педагогических ситуациях, может существенно затруднять познание личности учащегося [Мандель, 2019, с. 599].  

Не исключая ответственности самого человека за свое здоровье и необходимость включения методов психической саморегуляции в свою жизнь, вопрос психологической поддержки преподавателей остается открытым. В отсутствие данной поддержки стресс может привести к полному выгоранию, что повлечет за собой большое число прогулов и даже может вынудить некоторых учителей бросить работу, ставя под угрозу усилия, направленные на повышение устойчивости школ [8]. Более того, дистанционная форма образования нарушила установленный график работы, изменила баланс рабочего времени и отдыха педагога. Нередко осуществляется непрерывный онлайн контакт преподавателей с руководством, а также неограниченная обратная связь с учащимися и их родителями. Вместе с тем, специфика преподавания не предполагает делегирование своих обязанностей иным лицам. Кроме того, введение новых нормативных документов, регламентирующих дополнительно дистанционное обучение, усиливают трудовую нагрузку и сокращают время к восполнению своих ресурсных возможностей, что несет непоправимый вред психологическому здоровью педагога.

Отметим, что в целях поддержки населения, в Республике Казахстан введены меры по получению бесплатной психологической помощи. В 2020 году Национальным центром психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан, совместно с ЮНИСЕФ, был открыт сайт https://covid-19.mentalcenter.kz, который предоставляет возможность получить онлайн консультации психологов. Также, по номеру телефона 150 можно получить не только бесплатную психологическую помощь, но и консультацию юридической и иных служб, которые поддерживают человека в тяжелой жизненной ситуации.

  Таким образом, прослеживая четкую взаимосвязь психологического состояния преподавательского состава с качеством предоставления образовательных услуг, считаем своевременным и необходимым дальнейшую разработку мер государственной поддержки преподавательского состава на всех уровнях.

 

Список литературы

1. Генеральный секретарь ООН предупреждает о катастрофе в сфере образования. – URL: https://ru.unesco.org/news/generalnyy-sekretar-oon-preduprezhdaet-o-katastrofe-v-sfere-obrazovaniya-ukazyvaya-na-chto-po. – Дата публикации: 6 августа 2020 года.

2. Поддержка учителей в условиях кризиса во время COVID-19, апрель 2020г. – URL: https://inee.org/system/files/resources/ COVID-19%20Webinar%20Series%20-%20Webinar%205.pdf. (дата обращения 05.04.2021).

3. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление// Магистр. - 1995. - № 1.

4. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -148 с.

5. Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика. // АНИ: педагогика и психология. 2016. №3 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-deformatsiya-lichnosti-pedagoga-diagnostika-i-profilaktika. (дата обращения 05.04.2021).

6. Педагогическая психология/ под ред. Регуш Л., Орловой А. - СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

7. Б. Р. Мандель. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б. Р. Мандель. – изд. 2-е, – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 829 с.

UNESCO, “Supporting teachers and education personnel during times of crisis”. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000373338. (дата обращения 05.04.2021)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.007 с.)