Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
The psychological aspects of professional deformation of teachers in the conditions of the pandemic in the Republic of Kazakhstan
А bstract: The article examines the problem of professional deformation of teachers. The need to support teachers in a pandemic is revealed. Keywords: professional deformation of teachers, pandemic, psychological support.
Мировая пандемия коронавирусной инфекции отразилась на развитии общественной и социальной жизни населения многих стран и, в значительной мере, данный аспект затронул структуру реализации образовательной сферы. Именно педагоги вынуждены были в кратчайшие сроки изменить порядок осуществления своей деятельности. Отметим, что в августе 2020 года Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш представил концептуальную записку «Образование в эпоху пандемии COVID-19 и последующие годы», озвучив, что пандемия привела к самым серьезным нарушениям в системах образования в мире за всю историю и угрожает потерей навыков и знаний, способную охватить не одно поколение учащихся [1]. В вышеуказанном документе также определена необходимость поддержки учителей на государственном уровне. Все больше учителей будут нуждаться в психологической поддержке, чтобы быть способными удовлетворять потребности своих учеников [2]. Длящееся до настоящего времени дистанционное обучение в школах Республики Казахстан является предпосылкой для снижения психологического здоровья преподавательского сообщества. Процесс введения данного вида обучения в кратчайшие сроки, без учета состояния уровня развития цифровой инфраструктуры и возможностей кадрового состава, негативным образом отразился на предоставлении качественного образования. В данных условиях возрастает влияние профессиональной деформации педагогов. Отметим слова Б.З. Вульфова о профессиональной деформации: «Амортизация сердца и души» педагога - человеческая и профессиональная - неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации» [Вульфов, 1995, с.77]. Данный поиск средств реабилитации оказывает поддержку в борьбе с негативными воздействиями профессиональной деформации личности педагога. Э.Ф. Зеер определял следующие возможности для профессиональной реабилитации: повышение социальной, психологической, педагогической (предметной) компетентности, диагностика профессиональных деформаций, прохождение тренингов, рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста, овладение способами саморегуляции эмоционально волевой сферы и самокоррекции, переход к инновационным формам и технологиям обучения [Зеер, 1996, с.125].
Им была представлена примерная программа психологической помощи педагогу в преодолении профессиональных деструкций, состоящая из работы с профессиональным прошлым, режиме “здесь и теперь” и работа с профессиональным будущим. Одной из задач психолога при работе с прошлым является необходимость показать, что многие реально существующие потребности остаются неосознанными, тем не менее, они могут выступать активной побудительной силой. При работе в режиме “здесь и теперь”: происходит рефлексия состояний, умственной и практической деятельности. Важным элементом работы психолога является неочевидность связи отношения к событию и характера этого события. Работа с профессиональным будущим включает в себя составление прогноза желаемых профессиональных достижений, возможных помех и способов их предупреждения [Зеер, 1996, с. 143-144]. Федосова И.В. предлагает следующую программу по реализации условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации: мотивационный аспект - формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе; когнитивный – повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления профессиональной деформации и активизация их способности к саморазвитию, поведенческий - формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции педагогов [Федосова, 2016, с. 194]. Л.А.Регуш и А.В. Орлова, отмечают, что профессионализация для личности не является только фактором поступательного развития и самоактуализации: осуществляются позитивные и деструктивные изменения. Личностные изменения происходят в единстве с рефлексивными процессами, способствующими развитию профессионального самопознания. [Регуш, Орлова, 2008, с.392]. Важным аспектом является самопознание педагогом данных личностных изменений. Плохая осведомленность педагога о своих сильных и слабых сторонах, а также особенностях реагирования в педагогических ситуациях, может существенно затруднять познание личности учащегося [Мандель, 2019, с. 599].
Не исключая ответственности самого человека за свое здоровье и необходимость включения методов психической саморегуляции в свою жизнь, вопрос психологической поддержки преподавателей остается открытым. В отсутствие данной поддержки стресс может привести к полному выгоранию, что повлечет за собой большое число прогулов и даже может вынудить некоторых учителей бросить работу, ставя под угрозу усилия, направленные на повышение устойчивости школ [8]. Более того, дистанционная форма образования нарушила установленный график работы, изменила баланс рабочего времени и отдыха педагога. Нередко осуществляется непрерывный онлайн контакт преподавателей с руководством, а также неограниченная обратная связь с учащимися и их родителями. Вместе с тем, специфика преподавания не предполагает делегирование своих обязанностей иным лицам. Кроме того, введение новых нормативных документов, регламентирующих дополнительно дистанционное обучение, усиливают трудовую нагрузку и сокращают время к восполнению своих ресурсных возможностей, что несет непоправимый вред психологическому здоровью педагога. Отметим, что в целях поддержки населения, в Республике Казахстан введены меры по получению бесплатной психологической помощи. В 2020 году Национальным центром психического здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан, совместно с ЮНИСЕФ, был открыт сайт https://covid-19.mentalcenter.kz, который предоставляет возможность получить онлайн консультации психологов. Также, по номеру телефона 150 можно получить не только бесплатную психологическую помощь, но и консультацию юридической и иных служб, которые поддерживают человека в тяжелой жизненной ситуации. Таким образом, прослеживая четкую взаимосвязь психологического состояния преподавательского состава с качеством предоставления образовательных услуг, считаем своевременным и необходимым дальнейшую разработку мер государственной поддержки преподавательского состава на всех уровнях.
Список литературы 1. Генеральный секретарь ООН предупреждает о катастрофе в сфере образования. – URL: https://ru.unesco.org/news/generalnyy-sekretar-oon-preduprezhdaet-o-katastrofe-v-sfere-obrazovaniya-ukazyvaya-na-chto-po. – Дата публикации: 6 августа 2020 года. 2. Поддержка учителей в условиях кризиса во время COVID-19, апрель 2020г. – URL: https://inee.org/system/files/resources/ COVID-19%20Webinar%20Series%20-%20Webinar%205.pdf. (дата обращения 05.04.2021). 3. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление// Магистр. - 1995. - № 1. 4. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -148 с. 5. Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика. // АНИ: педагогика и психология. 2016. №3 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-deformatsiya-lichnosti-pedagoga-diagnostika-i-profilaktika. (дата обращения 05.04.2021). 6. Педагогическая психология/ под ред. Регуш Л., Орловой А. - СПб.: Питер, 2008. – 414 с. 7. Б. Р. Мандель. Современная педагогическая психология. Полный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б. Р. Мандель. – изд. 2-е, – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 829 с. UNESCO, “Supporting teachers and education personnel during times of crisis”. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000373338. (дата обращения 05.04.2021)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.007 с.) |