Лидер и психологическая безопасность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидер и психологическая безопасность



Субботина Л.Ю.

 

Формирование состояния безопасности в социуме существенно зависит от авторитетного лидера и его поведения. Причем авторитетность может базироваться как на оценке высокой компетентности и помощи и поддержке лидера так и на страхе перед ним. Например, страх перед правителем, нередко придает ему повышенную авторитетность. Если поведение лидера предсказуемо (пусть и неодобряемо), это создает эффект большей безопасности, чем неожиданные, нелогичные и хаотичные решения и действия лидера. Это связано со спецификой формирования состояния безопасности. По нашим исследованиям субъективное состояние безопасности имеет прямую корреляцию с предсказуемостью и определенностью ситуации для личности.

Исторически менялись представления о базовых ценностях. Мораль диктовалась условиями жизни. Она нередко была многозначна а не абсолютна относительно разных социальных групп у конкретного человека. Лидер, демонстрируя свои личные ценности, придает им конкретность и однозначность. Это повышает у идущих за ним людей чувство безопасности.

Мотивация поведения зависит от системы жизненных ценностей. Последние в свою очередь лежат в основе морали. Можно изменить отечеству, но не вере; государю но не отечеству; государству, но не роду (семье) и наоборот. За кого согласен гибнуть: за Царя или Отечество?? А если «За Царя и Отечество», то значит Царь = Отечеству. А тогда кто ты сам??? Отдельно от Отечества, раз ты не Царь?? Подобные дилеммы вызывают чувство тревоги и неопределенности. Человек стремится невольно найти социальное положение, позволяющее снять или уменьшить эту тревогу. Взятие ответственности за выбор на себя не у каждого формирует чувство определенности и уверенности. Многие личности пытаются найти внешние «опоры», позволяющие стабилизировать субъективную ситуацию. Нередко такой опорой становится более сильная личность, находящаяся в непосредственном окружении субъекта, т.е. лидер. В любой социальной системе, любого масштаба, лидер становится системообразующим фактором, который придает системе организованность, а, следовательно, стабильность. Стабильная система для включенной в нее личности всегда более надежна и безопасна. Таким образом, лидер в глазах социальной группы (или массы) отождествляется с безопасностью.

При анализе проблемы «лидер – стимул безопасности, идущих за ним людей» возникает несколько краеугольных вопросов.

Первый вопрос, любой ли лидер может выступать гарантом безопасности? Если исходить из традиционной классификации лидеров авторитарный, партисипативный, либеральный, то окажется что любой тип лидера может выступать гарантом безопасности для членов его группы и наоборот. Например, авторитарный лидер, направляющий свой авторитаризм на четкость социальной организации и защиту своей группы от неблагоприятных внешних воздействий, будет для «своих» защитником и создавать эффект большей безопасности. Однако авторитар, использующий свою власть для подавления личностей своей группы, наоборот будет способствовать повышению тревожности, неопределенности и неуверенности представителей социума, следовательно, усиливать чувство опасности. Подобный анализ можно сделать и для других типов лидера. Для понимания этого вопроса, необходимо рассмотреть категорию авторитета.

Второй вопрос, возникающий в области данной проблемы: насколько соотносится между собой безопасность, транслируемая лидером и его собственное субъективное ощущение безопасности. Как показывают наши пилотажные исследования, чем более близки эти феномены, тем оптимальнее внутриличностное состояние лидера. Но возможно и существенное рассогласование. Лидер, ведущий за собой группу и создающий в ней атмосферу безопасности, внутренне может переживать состояние гораздо меньшей безопасности, как за себя, так и за группу.    

 Третий вопрос, на который необходим ответ: любой ли член группы видит в лидере фактор большей безопасности для себя. В одних и тех же условиях разные люди по-разному и в разной степени переживают состояние безопасности. Для понимания этого вопроса продуктивно использовать концепцию «полезависимости-поленезависимости». Однако общим сохраняется стремление повысить степень своего психологического восприятия безопасности.

Таким образом, проблема безопасности личности существенно определяется ее лидером. Это лишь постановка вопроса. Но вопроса очень важного и актуального как в практическом, так и теоретическом плане. Эта проблема требует серьезного и глубокого научного исследования.

 

 

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ «SOS ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ»

Сулайманова Д.К.

Аннотация: в статье обсуждены вопросы местаSOS – детских деревень в поддержке детей с социальными потребностями и форм психологической помощи в них. Подчеркивается значение организации психологических мероприятий и оказания консультативной помощи в обеспечении благополучной интеграции и адаптации детей и подростков с социальными потребностями. Даны рекомендации для специалистов, работающих с детьми с социальными потребностями.

Annotation: the article discusses the place of SOS - children's villages in supporting children with social needs and the forms of psychological assistance in them. The importance of organizing psychological events and providing advice in ensuring the successful integration and adaptation of children and adolescents with social needs is emphasized. Recommendations for specialists working with children with social needs are given.

Ключевые слова: социальное сиротство, образование, детский дом, психологическая диагностика, опека, спонсорство, патронаж, психологическая профилактика, общение, игра, индивидуальность, психологическая помощь.

Key words: social orphanhood, education, orphanage, psychological diagnostics, custody, sponsorship, patronage, psychological prevention, communication, play, individuality, psychological assistance.

Как известно, Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято решение развивать и поддерживать семейные формы патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, способствовать расширению благотворительной деятельности Ассоциации «SOS - Детские деревни Узбекистана», направленной на гармоничное развитие и воспитание детей-сирот. Как указано в нем:

В соответствии с соглашением 1997 года между Правительством Республики Узбекистан и SOS-Kinderdorf International (Австрия) о создании, строительстве, оснащении и эксплуатации связанных проектов в Республике Узбекистан: две детские деревни - SOS, построенные в Самарканде и Ташкенте на средства SOS-Kinderdorf International; В 2011 году на базе нового филиала Ассоциации «SOS - Ургенчская детская махалля» была реализована новая программа «SOS - детские махалли», которая предусматривает интеграцию SOS семей в сообщество через организацию и размещение в индивидуальном дома (квартиры) в махаллях Ургенча;

Представительство SOS-Kinderdorf International в Узбекистане, SOS Children's Villages Uzbekistan, а также все реализуемые проекты ассоциации пользуются льготами и преференциями, предусмотренными в Соглашении, включая налоги, таможенные пошлины и другие платежи.

Все в здравом уме понимают, что в этом светлом мире есть семья, пока есть жизнь. Пока есть семья, есть бесценное благословение - ребенок. Пока есть ребенок, человечество всегда будет жить благородными мечтами и стремлениями. В то время как вопрос поиска альтернативных форм поддержки детей, нуждающихся в социальной защите, и их повсеместное внедрение приобретает общественно-политическое значение, воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, их подготовка к жизни - одна из актуальных проблем. Обеспечение совместимости правовых, социальных, экономических, педагогических, психологических условий - гарантия полноценной подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе, их эффективной интеграции в общество. В каждом детском учреждении, особенно в домах Мехрибонлик и патронажнх учреждениях введена должность психолога. Это явление означает признание необходимости особой психологической поддержки умственного развития детей, воспитываемых вне семьи. Приступая к работе в детских домах или интернатах, психолог обязан сделать следующее, как указано в нормативных документах: Психологическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей в детских домах и интернатах, направлена ​​на обеспечение полноценного психологического развития детей в этих учреждениях, развитие личности и интеллектуальное развитие, образование должно быть сосредоточено на диагностике психологических причин нарушений в образовательном процессе и принятии превентивных мер по их устранению. Многие исследователи делают вывод, что в домах ребенка обеспечивается удовлетворение только физиологических потребностей детей, тогда как психологические игнорируются. В условиях дома ребенка негативно влияет на полноценное психическое развития детей отсутствие достаточного общения младенцев со взрослыми. Редкие, кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты с постоянно меняющимися взрослыми создают дефицит общения. Сама потребность в общении у детей из дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей из семей. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят скудные эмоциональные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности со стороны взрослого. Само общение характеризуется вялостью, робостью, безынициативностью и скудностью коммуникабельных средств ребенка. Внешний облик ребенка из дома ребенка значительно отличается от ребенка из семьи. Это достаточно спокойное и некапризное существо. Малыш слабо интересуется окружающим миром, не может найти себе увлекательное занятие, мало радуется, молчалив, пассивен. Наблюдается неэмоциональное манипулирование с предметами[1,4,5].

Солоед К.В. считает, что в условиях длительной разлуки с матерью у младенцев наблюдается своеобразное нарушение психического онтогенеза. Его основными чертами являются: постепенное нарастание задержки психического развития к концу первого года жизни; неравномерность в развитии отдельных психических сфер; в большей степени подвергаются депривационному влиянию предречевое и эмоциональное развитие, в меньшей двигательное и сенсорное [8].

У детей из дома ребенка наблюдается сниженный жизненный тонус, недостаточность энергетического уровня психических процессов, низкая познавательная активность. Для них характерна оборонительные реакции над ориентировочными, отмечается вялость положительных и отрицательных эмоциональных проявлений, отклонение в становлении ряда важных личностных образований.

Именно на ранней стадии развития основной потребностью человека является формирование базового доверия к миру. Формируется данный феномен именно во взаимодействии со значимым взрослым как постоянным, стабильным (в эмоциональном сфере) и предсказуемым (поведенческие реакции) человеком для ребенка и сопровождается ощущением состояния комфорта младенца. И в результате в этом возрасте формируется либо -доверие к миру и людям, либо - ожидание неприятных переживаний, угрозы от мира и людей. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство. Также на развитие познавательной активности оказывает влияние внимание, забота и любовь со стороны значимых взрослых. У воспитанников дома ребенка отсутствует привязанность к конкретным взрослым, а в связи с этим оказывается сниженной и чувствительность к их отношению. Это отрицательно влияет на развитие интереса детей к жизни взрослых, и на становление операционно-технической стороны их предметной деятельности.

Многие авторы объясняют специфические особенности развития детей, воспитывающихся в домах ребенка, в первую очередь, особой социальной ситуацией отягощенной материнской, эмоциональной и сенсорной депривацией [2,6,7]. По результатам группы исследователей под руководством Р.Ж. Мухамедрахимова поведение персонала дома ребенка характеризуется минимальной инициацией взаимодействия с младенцами, редкими ответами на сигналы и инициации детей, ограничением контактов режимными процедурами, которые также выполняются отстраненно и часто молча. Также важно отметить, что помимо низкой инициативы во взаимодействии и рассогласованности и нарушения поведения персонала и младенцев, наблюдается еще и явное насилие над детьми [7].

 

Психологическая помощь в школах-интернатах определяется следующим образом:

1. При обеспечении полноценного развития детей приоритет отдается их возрасту. Законы развития учащихся, формирование умений.

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Проведение специальной работы по подготовке школьника к самостоятельной жизни.

4. способствовать развитию ребенка.

   Психолого-профилактическая работа. Данное направление занимается профилактикой задержки в психическом развитии детей, предупреждением психологических расстройств, созданием условий для полноценного развития в любом возрасте.

Диагностические работы направлены на проведение различных углубленных педагогических исследований с первого же дня пребывания ребенка в детском учреждении. Особое внимание в нем уделяется индивидуальному развитию каждого ребенка, а воспитание детей предусматривает причины нарушения обучаемости и воспитуемости.

SOS - детские деревни - это уникальный способ работы с детьми, осиротевшими или оставшимися без попечения родителей. Этот метод был основан австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня он широко используется в 124 странах мира. Наш опыт работы в Самаркандском отделении данной Ассоциации показывает, что дети, находящиеся в учреждениях данного типа больше всех нуждаются в психологической поддержке и очень важно правильная организация психологической интервенции для дальнейшего психосоциального благополучия детей. 

 

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М., 2003.

2. Акимова М.Н. Организация работы с приёмными семьями. Самара. 1998.  

3. Асқарова У. Меҳрибонлик уйи ўсмирларида миллий ғурурни тарбиялашнинг педагогик асослари. пед.фан.номз. …дис. –Тошкент, 2001. 

4. Ахмедов Д.К. Ўзбекистонда давлат ижтимоий ҳимояси: ҳуқуқий асослари ва такомиллаштириш муаммолари. юр.фан.док. …дис. –Т.:ТДЮИ, 2007.

5. Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 101-117.

6. Лисина М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения у детей первого полугодия жизни// Развитие общения у дошкольников. М. 2012.- С.26-32.

7. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб., 1999.

8. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях социальной депривации: Дисс.... канд. псих. наук. - М., 1997.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.016 с.)