Смагулов Б.С., Саденова Г.М. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смагулов Б.С., Саденова Г.М.



Большая роль в духовном развитии человека принадлежит психодуховным кризисам философско-экзистенциального порядка, которые обусловлены его существованием.

Такие кризисы наиболее часто встречаются в процессе развития человека. На определенном этапе развития сознания перед человеком неотвратимо раскрывается содержание экзистенциальных вопросов, которые обусловлены самим существованием его в мире. Эти вопросы становятся препятствием для дальнейшего развития сознания и жизненного движения вообще. Они сопровождают человека в его процессе становления самим собой. Эти кризисы очень часто трудно и болезненно переживаются личностью и могут приводить к негативным последствиям (депрессии, общему чувству неудовлетворенности, и, в крайнем случае, к суициду).

Описание экзистенциональных кризисов часто встречаются в литературных и философских трудах как неотъемлемый момент жизни человека, присущий только ему возникающий в процессе саморазвития.

Как только человек выходит за рамки социально обусловленного поведения и мышления, отходит от автоматизма жизни, перед ним неизбежно встают экзистенциональные вопросы, которые появляются из-за присущих человеку способностей: самосознания, разума и воображения.

Жизнь в природе не спрашивает "зачем?", она течет и не останавливается. Река жизни не прерывается в своем движении. Только человек имеет способность и необходимость прерывать этот поток вопросами "куда?" и "зачем?". И если он не может ответить на этот вопрос, то река жизни останавливается или движется архаично. Но она должна преодолеть препятствия и выбрать хоть какое то направление своего движения. Человек должен наполнить свою жизнь смыслами и целями - без них он ощущает абсурдность существования и всякого движения, и тогда импульсы жизни затухают, а река превращается в гниющее болото.

Нельзя "переступить" через них, или как-то избежать их в процессе развития человека. Актуальны и сложны они для человека и кажется, что нет разрешения этим вопросам. Многие лишь встретившись с этими глубинными фундаментальными вопросами, не выдерживают их тяжести и давления, и пытаются убежать, и спрятаться в своем прежнем автоматизированном мышлении и поведении, которое диктует общество, пытаясь вернуть себе прежнее спокойствие и устойчивость. Но это уже не удается. Трусость и бегство не помогают в этой ситуации. Эти вопросы время от времени вновь заполняют сознание человека, вызывая беспокойство, тревожность, неудовлетворенность своей жизнью, апатию и другие негативные чувства.

Само существование человека представляется для него большой проблемой. Человек видит, что жизнь его состоит из двух точек: момента рождения и момента смерти, и не он определяет эти точки. Между ними проходит линия жизни и эта линия тоже загадка для человека. Как и зачем он должен ее пройти? В чем смысл его существования? Что он должен сделать и нужно ли что-либо делать, ведь конец один - смерть и уничтожение. Осознавая себя и свою жизнь, человек понимает свою ограниченность и неопределенность своего существования. Все эти и другие вопросы человек должен решить для себя. Он должен давать себе отчет о самом себе и о смысле своего существования. Но основная экзистенциональная проблема, встающая перед человеком, это проблема жизни и смерти.

Каждый человек смертен. И он отличается от животного осознанием своей смертности, конечности своего существования. Факт человеческой смертности и непостоянство всех вещей видится как Дамоклов меч, висящий над нами в каждую минуту наших жизней и уничтожающий любую надежду на то, что что-то имеет значение. Смерть является противоположностью жизни и человек сталкивается с проблемой этой противоположности. Человек осознает факт своей неизбежной смерти, и само осознание глубоко влияет на его жизнь. Именно это ощущение и заставляет появиться в поле человеческого осознания различных экзистенциональных вопросов. Существуют также два вектора решения данных проблем: позитивная дезинтеграция и негативная дезинтеграция. Если воспользоваться прекрасной метафорой Ф.Ницше, то можно сказать, что "вечер души" может закончиться новым рассветом, возрождением или же, нескончаемой ночью, духовной смертью. Это зависит от конкретных решений этих вопросов. Хотя есть и еще выход - попытаться забыть и не замечать эти вопросы, но такое решение останавливает развитие и личность не может перешагнуть через определенный рубеж самореализации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.004 с.)