Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу О психологических предикторах ролевого поведения в буллинге
Сухарев И.А. Аннотация: В работе освещена проблема выявления психологических предикторов ролевого поведения в буллинге, в частности, личностной триады: тревожность, самооценка, агрессивность. Обоснована необходимость разработки психологической предсказательной модели склонности подростков занимать конкретную ролевую позицию в буллинге и, на этой основе, внедрения программ коррекции склонности к участию в буллинге. Abstracts: The article highlights the problem of identifying psychological predictors of role behavior in bullying, in particular, the personality triad: anxiety, self-esteem, aggressiveness. The necessity of developing a psychological predictive model of adolescents' propensity to bullying and, on this basis, introducing programs for correcting the propensity to participate in bullying has been substantiated. Ключевые слова: буллинг, травля, подростки, буллинг-структура. Keywords: bullying, teenagers, bullying structure. Травлю как систематическое долговременное издевательство, преследование человеком человека можно по праву считать настоящим бичом современности. Будучи ровесником первых неосторожно брошенных фраз, первых примитивных топоров и копий, буллинг продолжает существовать и видоизменяться в формах и содержаниях, являя себя в виде группового моббинга или анонимного кибербуллинга, распространения слухов или физического насилия. Наиболее ярко буллинг проявляется в подростковом возрасте. Отличники, двоечники, вундеркинды, дети с задержкой психического развития, дети учителей и дети плохо обеспеченных родителей - никто не застрахован от того, чтобы не стать жертвой насилия. Мы наблюдаем спектральное многообразие последствий такой травли: от снижения академической успеваемости и формирования стойкого апатичного настроения до самоубийств и массовой стрельбы в школах («Колумбайн»). Известный норвежский психолог, ведущий исследователь проблем буллинга Дан Олвеус впервые ввел понятие буллинг-структуры и определил ее участников. По мнению Олвеуса, она включает в себя: обидчиков, помощников, жертв, наблюдателей, хамелеонов, защитников, отличающихся друг от друга по выполняемым функциям [Olweus, 1987]. Жертва должна терпеть побои, насмешки и социальную изоляцию, обидчики разрабатывают дизайн травли, помощники реализуют травлю, а защитники пытаются обезопасить жертв. Однако, возможно ли, зная психологические особенности конкретных детей, предсказать, будут ли они занимать ту или иную ролевую позицию в буллинге и будут ли они вообще включены в эту систему, а также возможно ли вытеснение конкретного ребенка из буллинг-структуры при трансформации личностных компонентов? Эти вопросы легли в основу наших научных интересов.
Мы вынуждены признать, что современные исследования, посвященные предикторам буллинга, касаются во многом социальных аспектов (проживания в урбанизированных районах, стили родительского воспитания, семейное благополучие, обеспеченность и т.д.), не берутся во внимание реактивные корреляции, делаются несколько скоропалительные выводы о том, что авторитарный стиль воспитания провоцирует агрессивность детей, подталкивает их к осуществлению травли в школе [Воликова, 2015; Нестерова, 2018; Белеева, 2020]. При этом со всей ошеломляющей очевидностью мы понимаем, что травле подвергаются как дети из сельской местности, так и городские пижоны, как дети обеспеченных семей, так и дети из семей бедных. Мы предлагаем обратить внимание на перспективность обнаружения психологических, личностных предикторов склонности подростков участвовать в буллинге и занимать ту или иную ролевую позицию в травле. Обнаружение таких предсказателей способно повысить качество образования и общения детей в школах, сформировать здоровую коммуникативную культуру. Учитель, знающий о потенциальной возможности ребенка участвовать в буллинге, сможет выбрать грамотную форму педагогического воздействия, направить развитие ребенка в нужное русло, предотвратить травлю на этапе ее созревания. Школьный психолог, вооруженный знаниями о личностных особенностях учащихся, сможет проводить прицельные профилактические тренинги для групп детей, склонных занимать позицию жертвы, и детей, склонных к осуществлению травли. Наконец, знание о существовании конкретных психологических предикторов буллинга может стать основой для разработки опросника склонности подростков занимать ту или иную ролевую позицию в буллинге. Будет справедливым отметить, что на данном этапе наукой накоплено много данных о взаимосвязи виктимизации и личностных особенностей подростков, но этот эмпирический материал требует упорядочивания обнаруженных фактов, что делает изучение личностных предикторов буллинга перспективным направлением.
Мы предполагаем, что такими психологическими предикторами может выступать личностная триада: тревожность, агрессивность, самооценка. Данные дискриминантного и иерархического регрессионного анализа позволят выявить кластер личностных характеристик, которые станут базисом предсказательной психологической модели. Предикторная модель, в свою очередь, позволит нам разработать методику оценки склонности подростков занимать конкретную ролевую позицию в буллинг-структуре, а также создать коррекционную программу для потенциальных жертв и обидчиков, в основу которой лягут принципы ассертивности Мануэля Смита [Смит, 2000]. Коррекционная программа будет включать в себя три основных блока: корригирование самооценки, оптимизация уровня тревожности, снижение агрессивности. Содержание программы нами будет скорректировано для групп жертв и обидчиков так, чтобы эффективно воздействовать на конкретные психологические мишени.
Список литературы 1. Olweus, D. Aggressors and their victims: bullying in schools / D. Olweus // Disruptive Behaviour in Schools / eds N. Frude, H. Gault. - Chichester: Wiley, 1984. - P. 57-76. 2. Воликова, С. В. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга / С. В. Воликова, Е. А. Калинкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 4(88). – С. 138-161. 3. Нестерова, А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников / А. А. Нестерова, Т. Г. Гришина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. – № 3. – С. 97-114. 4. Смит, Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе / Мануэль Дж. Смит. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. 243 с. 5. Сравнительный анализ склонности подростков, проживающих в районах с разным уровнем урбанизации, к буллингу / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 6. – С. 188-194.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.007 с.) |