Актуальные Проблемы изучения психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные Проблемы изучения психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач



Терехин Р.А.

 

Эффективность деятельности военнослужащих в современных условиях обстановки во многом зависит не только от уровня их теоретической и практической подготовки, но и психологической готовности к такой деятельности. На протяжении последних шести лет нами изучаются вопросы, связанные с психологической готовностью военнослужащих к изменению служебной ситуации [5], а в настоящее время более конкретно – психологической готовностью военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач (далее СБЗ).

Психологическая готовность личности военнослужащего к выполнению СБЗ, связана с готовностью к переменам, толерантностью к неопределенности, готовность к изменениям служебной ситуации [1; 4; 5] и является одним из наиболее важных и актуальных вопросов на сегодняшний день в социальной психологии личности военнослужащего.

Исследуя курсантов и офицеров Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ нами получены ряд интересных результатов, которые хотелось бы представить.

В результате факторного анализа после Varimax-вращения с нормализацией Кайзера выделены пять основных факторов, охватывающих 64% общей дисперсии. Интерес к полученным данным в первую очередь обусловлен выраженностью первого компонента, который определяет 38,4% дисперсии. Данный компонент был назван нами «готовность к действиям в ситуации риска и неопределенности». По нашему мнению явная выраженность данного фактора определяет основную суть понимания военнослужащими психологической готовности к выполнению поставленных задач, т.е. для большинства военнослужащих – это готовность к риску и неопределенности. Второй фактор определяет «готовность к ухудшению психофизиологического состояния» (8,9% дисперсии). Третий компонент психологической готовности к выполнению СБЗ назван нами «готовность к самопожертвованию» (5,8% дисперсии). Следующий фактор психологической готовности к выполнению СБЗ определен как «готовность к принятию ответственных решений» (5,7 % дисперсии). И, наконец, пятый фактор (5,1% дисперсии) назван нами «готовность к психическому и физическому подавлению».

Результаты факторного анализа подтверждаются проверкой статистической надежности (мера адекватности выборки Кайзера-Майера-Олкина (КМО) = 0,845; критерий сферичности Бартлетта – значимость на уровне р<0,001). Проверка надежности полученных факторов готовности военнослужащих к выполнению СБЗ по внутренней согласованности с использованием коэффициента а-Кронбаха показала высокий уровень 0,85-0,87.

Итак, готовность к выполнению СБЗ была рассмотрена на основе разработанных компонент, что позволило объединить несколько схожих факторов в обобщенные понятия, стоит отметить, что некоторые компоненты содержат в себе одинаковые слагаемые, что говорит о некоторой обобщенности представления о готовности к выполнению СБЗ у военнослужащих.

Проведенный нами анализ позволяет сказать, что готовность к выполнению СБЗ понимается военнослужащими как готовность к выполнению задач с риском для жизни, задач с высокой (ненормированной) служебной нагрузкой. При этом готовность ими понимается скорее как смирение с ситуацией. По нашему мнению, это отчасти связано с определенными установками, которые они усваивают в течение всего процесса военной социализации и представленной в лаконичной фразе «готовности переносить все тяготы и лишения военной службы», т.е. готовность к стойкости, терпению, совладанию со своими личными желаниями и эмоциональными потребностями [2; 5]

Психологическая готовность к выполнению СБЗ представляется интегральным явлением, совмещающим социально-психологическое отношение [3; 5] к объективным либо субъективным неожиданностям, неопределенности, таящейся в предстоящем выполнении задач различного характера, а также установку на определенное поведение в условиях выполнения этих задач, в соответствии с полученным ранее опытом.

 

Список литературы

1. Белых Т. В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 153–156. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-153-156.

2. Гришина Н.В. Изменения жизненной ситуации: ситуационный подход / Н.В. Гришина // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 3. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/860-grishina30.html (дата обращения: 02.04.2020).

3. Зобков В.А. Психологическая структура отношения человека к жизнедеятельности / В.А. Зобков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22.– № 3. С. 31-34. 

4. Солдатова Г. У. Введение. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008. С. 5–18.

5. Терехин Р.А. Социально-психологические детерминанты психологической готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации / Р.А. Терехин // Монография. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020. 88 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.005 с.)