Реконструкция жизненного и профессионального пути Как способ работы с ценностно-смысловой сферой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реконструкция жизненного и профессионального пути Как способ работы с ценностно-смысловой сферой личности



Тихомиров М.Ю.

Аннотация: В статье обобщен опыт по применению авторских активизирующих и рефлексивных методик, направленных на формирование и развитие целевых ориентиров профессионального самоопределения педагогов на различных этапах профессионального развития. Показано, что важнейшим условием их результативности является комплементарность предлагаемой респондентам деятельности психологическому содержанию конкретного этапа профессионализации.

Abstract: The article summarizes the experience of using the author's activating and reflexive techniques aimed at the formation and development of target guidelines for the professional self-determination of teachers at various stages of professional development. It is shown that the most important condition for their effectiveness is the complementarity of the activities offered to the respondents to the psychological content of a particular stage of professionalization.

Ключевые слова: профессиональное развитие, активизация, комплементарность деятельности.

Keywords: professional development, revitalization, complementarity of activities.

 

Одной из важнейших в настоящее время задач практической службы системы образования является психологическое сопровождение педагогов на всех этапах профессионального развития, начиная уже со студенческой скамьи. Не является секретом тот факт, что многие выпускники педагогических вузов достаточно быстро прекращают педагогическую карьеру и переключаются на другие виды профессиональной деятельности. На наш взгляд, ключевую роль в этом играет рассогласование между личными ценностями педагога и ценностями профессии, в которую он по своей воле включается. Столкновение с реалиями – уровнем материального вознаграждения, уровнем престижности профессии в массовом сознании и многими другими – вынуждает молодого специалиста снова ставить перед собой вопрос о профессиональном самоопределении, который часто решается не в пользу избранного ранее пути.

Почему так происходит? Возможна ли практическая помощь талантливым педагогам (а, следовательно, и их будущим ученикам) в нахождении оптимального баланса между личными ценностями и ценностями профессии? Более широкий контекст заявленной проблематики связан не только с начинающими, но и опытными педагогами, а также педагогами-долгожителями, стремящимися в наиболее полной мере реализовать свои профессиональные планы.

В отечественной психологии уже достаточно подробно прописана кризисная феноменология процесса профессионализации, начиная со студенческого возраста (А.В. Капцов и др.) и заканчивая профессиональным финишем (Э.Ф.Зеер, Э.Э. Сыманюк, Е.Ю.Пряжникова и др.). Вполне логичным и обстоятельным представляется общая картина, источники и результаты подобных кризисов. Однако пути выхода из подобных кризисов часто описаны довольно схематично, хотя и с обозначением большого количества вариантов «болевых точек», на которые стоит обратить внимание.

В ходе собственной практической деятельности нами были разработаны оригинальные методики, которые можно отнести к методикам активизации профессионального самоопределения. За последние десятилетия различные авторы создали большое количество подобных авторских методик – в чем же специфика описываемых методов?

Во-первых, основным конструирующим принципом был избран принцип комплементарности предлагаемой деятельности основным психологическим закономерностям возрастного развития (в нашем случае – профессионального развития) на конкретном этапе [Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова, 1993]. Так, ряд методик отвечают особенностям студенческого этапа развития профессионала (игра «Сессия», методика группового интервью), так как направлены на активизацию рефлексии профессионального выбора и планирования карьеры [Тихомиров, 2007]. Другие методики - «Жизненный путь педагога», «20000 дней» помогают профессионалу увидеть всю перспективу оставшегося профессионального пути [Тихомиров, 2002]. Особое место занимает разработанная программа индивидуального интервью для педагогов зрелого возраста, так как направлена на решение основной задачи возраста (Э.Эриксон) – обретения чувства завершенности и цельности прожитой жизни [Зотова, Тихомиров, Передельская, 2020].

Во-вторых, каждая методика должна содержать в своей основе элементы временной перспективы с фокусировкой на будущем, так как направленность в будущее составляет движущую силу развития, его неясность, загадочность и ожидания практически всегда создают оживление среди участников. Когда в игровой форме участники попадают в ситуацию выбора между различными ценностями, у них часто возникает ощущение правдоподобности и выбора в реальной форме. Иными словами, игровые рамки методики провоцируют возникновение особой психологической реальности (В.В. Знаков), создающей условия для порождения новых смыслов деятельности, хотя и в рамках немедленного, быстро проходящего эффекта.

Отдельно стоит упомянуть об опыте использования методики «20000 дней» у студентов ряда вузов ДНР, - ребят, чья молодость протекает в военных условиях, то есть, постоянной фрустрации важнейших потребностей молодых людей, связанных с построением профессиональных планов, карьеры. Процедура работы с будущим, которая легко принимается и студентами, и взрослыми, становится невозможной в группе данной категории участников – они не могут проецировать ценности и смыслы мирной жизни на собственный жизненный путь.

Среди других принципиальных элементов игровой реконструкции стоит отметить особенности профессии, с которыми сталкивается любой педагог, а также включение в методику целого цикла развития – от отдельного его этапа до жизненного пути профессионала в целом.

На наш взгляд, эти конструктивные элементы позволяют создать в ходе проведения методики особую смысловую реальность, в которой активизируются процессы смыслотворчества. Наличие выраженных психологических эффектов, в том числе, сохраняющихся через 10-15 лет после проведения тренинга и позитивно оцениваемых его участниками, является показателем пригодности разработанных методик для реализации задач психологического сопровождения педагогической деятельности.

 

Список литературы

1. Андрущенко Т. Ю., Н. В. Карабекова. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии, 1993, № 1. С. 47-54.

2. Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю., Передельская С.А. Профессиональное долголетие педагога: ценностно-смысловые аспекты: монография. Волгоград: Сфера, 2020. - 244 с.

3. Тихомиров М. Ю. Метод группового интервью в изучении особенностей профессионального самоопределения студентов вузов // Психология обучения, 2007, № 10. С. 77-91.

4. Тихомиров М. Ю. Игровые технологии как средство интенсивной профессионализации и предупреждения безработицы среди выпускников учебных заведений / Психотехнологии кадрового обеспечения интенсивной профессионализации безработных. Психологическое содержание развития кадрового потенциала организаторов профессионального обучения безработных.- М., 2002. С. 181-211.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.004 с.)