Проблема редукции понятия и психологического содержания одаренности в современной Психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема редукции понятия и психологического содержания одаренности в современной Психологии



Слепко Ю.Н.

 

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и сравнительно-психологического исследования современных подходов к пониманию одаренности. Утверждается, что ведущим методом понимания одаренности является редукция понятия и психологического содержания одаренности к другим феноменам - творчеству, интеллекту, комплексу психологических явлений, способностям. Рассмотрена теория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова, которая позволяет преодолеть редукционизм за счет использования системного подхода и системного понимания одаренности.

Ключевые слова: одаренность, творчество, интеллект, способности, редукция.

Annotation. The article presents the results of a theoretical and comparative psychological study of modern approaches to understanding giftedness. It is argued that the leading method of understanding giftedness is the reduction of the concept and psychological content of giftedness to other phenomena - creativity, intellect, a complex of psychological phenomena, abilities. The theory of abilities and giftedness of V.D. Shadrikov, which makes it possible to overcome reductionism through the use of a systematic approach and a systemic understanding of giftedness.

Keyword: giftedness, creativity, intelligence, abilities, reduction.

 

Одной из наиболее заметных тенденций в современном понимании одаренности является стремление как отечественных, так и зарубежных психологов к ее сведению, редукции к другим психологическим феноменам. Прежде всего речь идет о редукции одаренности к творчеству, интеллекту, комплексу психологических и не психологических понятий, способностям.

Использование категории творчества для понимания одаренности позволяет объяснить причину получения нестандартных, нетипичных результатов деятельности человека [Матюшкин, 1989]. Однако на уровне получения высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности категории творчества явно недостаточно, так как предъявляемые в них для решения задачи преимущественно нормативно заданы (требования стандартов и должностных инструкций, технических заданий, требования учителей и руководителей). В этом случае в качестве ведущей причины высокой успешности решения нормативных задач рассматривается уровень развития интеллекта и отдельных интеллектуальных способностей [Аверина, 1991]. Последние используются для понимания причин получения высоких результатов в нормативно определенных видах и типах деятельности человека (прежде всего учебной). Между тем, сложность объяснения всего многообразия индивидуальных способов получения человеком высоких учебных и профессиональных достижений, многоаспектность изучаемых видов деятельности (учебной, педагогической, управленческой и др.) вынуждает исследователей все чаще отказываться от сведения одаренности к какому-то одному фактору - творчеству или интеллекту. Ввиду этого наиболее многочисленной сегодня в психологии является группа исследований, рассматривающих одаренность как комплексный, интегративный показатель [Федоров, 2019; Шадриков, 2019а; Шадриков, 2019б].

Необходимо особо отметить, что редукция одаренности, то есть упрощение ее понимания за счет либо объяснения другим понятием, либо наполнения ее психологического содержания комплексом психологических и не психологических переменных вполне понятна. С одной стороны, необходимость обращения к анализу одаренности вызвана потребностью психологов и педагогов объяснить сверхвысокие показатели результативности деятельности человека. С другой стороны, наличие когнитивных и некогнитивных факторов, обеспечивающих успешность деятельности человека, вынуждает исследователей наполнять психологическое содержание одаренности комплексом характеристик, положительно связанных с результативностью деятельности на основе корреляционного, факторного и пр. анализа.

Ввиду сказанного современная ситуация с использованием понятия одаренности схожа с описанной более сорока лет назад ситуацией использования понятий «структура» и «уровни»: «Термины эти стали настолько привычными, обыденными, что они подобно некоторым другим используемым в науке обозначениям, постепенно переходят из области мысли в область языка, становятся просто удобной формулой, штампом» [Роговин, 1977, с. 3].

Одним из перспективных способов их преодоления и разработки целостной теории одаренности является развиваемый сегодня В.Д. Шадриковым [Шадриков, 2019а, 2019б] подход, в котором под одаренностью понимается «системное взаимосодействие способностей, направленное на получение желательного результата, выступающее как качественное новообразование субъекта деятельности, имеющее индивидуальную меру выраженности и развивающееся в деятельности и в жизнедеятельности» [Шадриков, 2019б, с. 211]. Здесь появляется возможность преодолеть недостатки не только методологического и теоретического характера в современном понимании одаренности, но и перейти к конструктивному планированию ее диагностики в разных видах и типах деятельности, к разработке программ формирования одаренности [Мазилов, 2020].

 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157, https://rscf.ru/project/18-18-00157/

Список литературы

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И., Перлет К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 152-156.

2. Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 96-106.

3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

4. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии (методологические основы). Ярославль: Ярославский государственный университет, 1977. 80 с.

5. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 262-274.

6. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности. // Психологический журнал. 2019а. Том 40. № 2. С. 15-26.

7. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019б. 274 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.007 с.)