Частота использования смысловых единиц текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частота использования смысловых единиц текста



Нетрадиционного (ЕХБ) и традиционного типа (Ислам)

(Категория «Методы убеждения»)

Категории контент-анализа

Подкатегории

контент-анализа

Средние значения

   

Уровень значимости

ЕХБ Ислам U Z

p

Методы

убеждения

Б6. Повторение 1,73 0,93 410 3,30 0,001 ***
Б7. Готовый вывод 2,41 0,74 215,5 5,17 0,0000002 ***
Б8. Риторические вопросы 1,68 0,51 511,5 2,47 0,01 *
Б9. Элементы диалога 2 1,37 592 1,49 0,14  
Б10. Примеры 1,77 1,67 689,5 0,57 0,57  
Б11. Поговорки и сравнения 0,23 0,54 566 -1,93 0,05  
Б12. Метафора 2,36 1,64 549 1,92 0,01  
Б13. Визуальные изображения 1,59 2,32 463,5 -2,74 0,01 **

     Примечание:

* P<0,05
** P<0,01
*** P<0,001

 

 

На II этапе с помощью метода семантического дифференциала мы планируем сформировать профиль принятия понятий (сила, активность, оценка), связанных с категорий основные религиозные элементы. На основе выраженности тех или иных религиозных элементов мы сможем исследовать образ религии, который представители религиозных организаций закладывают в свои тексты

На III этапе мы собираемся провести контент-анализ периодического издания нерелигиозной тематики. Далее мы сравним особенности использования убеждающих и внушающих методов у представителей периодических изданий религиозной и нерелигиозной тематики.

Заключительный этап связан со статистической обработкой и сравнением результатов всех этапов. Обработка результатов будет осуществляться с помощью непараметрических методов математической статистики:

· U-критерий Манна-Уитни

Промежуточные выводы:

На основе результатов, полученных в ходе контент-аналитического исследования, мы пришли к следующим выводам:

Все исследуемые религиозные организации как традиционного, так и нетрадиционного типа используют в процессе коммуникации методы убеждения и методы внушения:

· Религиозные организации нетрадиционного типа значительно чаще прибегают к использованию методов внушения, чем традиционного типа.

· Значимых различий в применении методов убеждения не было выявлено. Но при этом каждая из двух типов организаций отдает предпочтение различным методам убеждения.

Список литературы

1. Гулевич О.А. Психология коммуникации. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007 - 384 с.

2. Евгеньева Т. В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 112 с.: ил. — (Серия «Школа национального лидера»)

3. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональный проект. М., 2007 – 350 с.

4. Козлов В. В., Власов Н. А. Психология внушения и внушаемости.М.: МАПН, Институт консультирования и системных решений, 2018. — 276 с.

5. Расников Е. Ф. Проблема коммуникации религиозных организаций через СМИ с точки зрения психологической науки. // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов 2019, выпуск 19. С. 321-325

6. Сафронов А.Г. Психология религии. Киев. Ника-Центр, 2002 – 224 с.

 

«ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ» Л.Т. ЯМПОЛЬСКОГО КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Расулов А.И.

Аннотация: Статья посвящена анализу результатов применения психодиагностического теста Л.Т.Ямпольского при изучении личности педагога. В ней основное внимание уделяется рассмотрению психодиагностических тестов как способа изучения личности.

Ключевые слова: психодиагностика, психодиагностический тест, личность, педагогическая деятельность, депрессия, невротизм, психотизм.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the results of the use of the psychodiagnostic test of L.T. Yampolsky in the study of the personality of the teacher. It focuses on the consideration of psychodiagnostic tests as a way of studying personality.

Key words: psychodiagnostics, psychodiagnostic test, personality, pedagogical activity, depression, neuroticism, psychoticism.

Индивидуальные и возрастные характеристики личности, Я-концепция, межличностные отношения, ценности и мотивации профессиональной деятельности изучаются в психологической науке различными способами и в различных направлениях. Конечно, изучение личности человека имеет особое научное и социально-политическое значение в связи с тем, что результаты исследований дают возможность прогнозировать социально-психологические процессы, последствия поведения и деятельности человека, результаты его работы в обществе. В данной научно-исследовательской работе мы попытались исследовать личность сотрудников образовательной сферы, в частности воспитателей, учителей, руководителей, работающих в сфере среднего специального и профессионального образования. На основе собранного материала представлены размышления о личности педагога и социально-педагогической актуальности изучения личности. По каким причинам изучение личности педагога столь важно?    

Во-первых, становление молодежи – будущего нашей родины в качестве полноценных личностей – во многом зависит от личности самого учителя, который дает им образование и воспитание. Ведь не зря говорят, что «учитель – инженер человеческой психики».

Во-вторых, профессия учителя считается самой сложной и благородной. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми, имеющими различные психологические особенности, в частности, с учениками, учителями, родителями, руководителями, делопроизводителями и другими, переживает различные психологические процессы и сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями. 

В-третьих, деятельность учителя предполагает развитие интеллектуальных и психических возможностей, психокорекционные работы в образовательном учреждении, педагогические и психологические консультации и оказание научно-методической помощи.

В-четвертых, учитель, в первую очередь, человек. А человек является сложным социальным существом, и его личность формируется и развивается под воздействием разных социальных факторов. Он действует и живет, находясь под воздействием социальной среды. Он должен знать изменения, происходящие в его личности и свободно регулировать свое настроение.

С этой точки зрения важно изучать факторы, влияющие на личность педагога, его психологическое состояние и этапы его развития. На наш взгляд, изучение личности педагога с помощью психодиагностических методов, знание его личностных особенностей способствуют при проведении необходимых психокоррекционных работ и при предоставлении практических психологических рекомендаций. Эта работа напрямую связана с повышением гуманности и психологической культуры учителя и образования. Так как идея гуманизма является основой современного педагогического мышления. Эта идея требует пересмотра и переоценку всех компонентов педагогического процесса, исходя из формирования развития общечеловеческих качеств в личности. Гуманизм резко меняет специфику и сущность педагогического процесса и выносит в центр личность человека. Основной смысл педагогического процесса состоит из развития личности обучающегося. Мера этого развития – учитель. Он определяет качество работы не только образовательного учреждения, а деятельность всей системы образования.

В данной исследовательской работе мы использовали «Психодиагностический тест» российского психолога Л.Т. Ямпольского [4]. Данная методика была адаптирована под местную культуру и успешно использована в работах Р. Абдурасулова [1], Р.З. Гайнутдиновой [3], А.И. Расулова [5] и других.

Этот психологический тест считается модификацией многопрофильного личностного опросника, разработанного американскими психологами 16-факторного опросника Р.Б. Кеттела и MMPI [2, 3]. 

В состав данной методики изучения личности входит 174 вопроса, выбранных на основе таких шкал, как психотизм, невротизм, депрессия, совестливость, стабильность, общая активность, конформность, коммуникабельность, эстетическая впечатлительность, деликатность, психическая неустойчивость, асоциальное поведение, интроверсия и сензитивность. С помощью теста диагностируется свойственный личности психологический мир, т.е. его психические изменения и развитие, эмоциональная стабильность и нестабильность, тревожность и отсутствие тревожности, профессиональная пригодность, мотивация и причины его действий, изменения в области знаний, отношение к социальным и морально-нравственным требованиям, способность к саморегуляции, поведение, социализация, сила, решительность, межличностные отношения, сфера общения и взаимодействия, чувствительность к эстетическим и художественным ценностям, социальные навыки, степень социальной зависимости и его эмоциональные переживания.    

Результаты проведенного исследования приведены в таблице №1. Полученные данные обработаны с помощью коэффициента корреляции К. Пирсона. 

Данные, приведенные в таблице №1, показывают, что показатели степени невротичности современной личности немного высокие. Шкала невротизма отражает эмоциональную нестабильность, тревожность, низкую самооценку и вегетативные изменения в нервной системе личности.

Высокие показатели уровня невротизма означают, что личность не соответствует выбранной профессиональной деятельности, т.е. не соответствует собственному «Я», потерю индивидуальности, склонность существования на основе шаблонов (r=0,57, p<0,01); наличие напряженности в его психике, отступление от целей, упадок настроения – робости т.е. ее асоциальность (отсутствие социализации) (r= - 0,24, p<0,05). А это значит, что они должны действовать по договоренности со своими опытными коллегами, в обратном случае это может привести к потере значимости и уважения в глазах своих учеников и коллег.

Шкала депрессии характеризует негативный эмоциональный фон личности, изменения в мотивационной сфере и отсутствие активности в когнитивной и поведенческой деятельности. Личность в ходе профессиональной деятельности и личной жизни, демонстрируя уважение к этическим требованиям, самоотверженность, чувство ответственности, воспитанность, честность, аккуратность, вместе с этим переживает депрессию (r=0,23, p<0,01); состояние упадка, эмоциональное напряжение ограничивают возможности и независимость личности и делают ее нерешительной и непостоянной. 

В случае возникновения депрессии (r=0,43, p<0,01) по причине профессиональной деятельности и личных проблем учителю необходимо проконсультироваться у практического психолога образовательного учреждения. При усилении состояния депрессии понижаются уровень общительности (r=-0,46, p<0,01), уважение по отношению к окружающим, эмоциональные переживания, чувствительность к ученикам (r=-0,30, p<0,01); в таких случаях повышается эмоциональная нестабильность, что Таблица №1

Результаты изучения личности учителя с помощью психодиагностического теста (n = 125)

Шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 Невротизм 1 0,57** 0,44** 0,06 0,02 -0,21* 0,46** -0,16 0,23** 0,169 0,73** -0,15 0,39** 0,16
2 Психотизм   1 0,45** 0,10 0,12 0,090 0,35** -0,23** 0,27** 0,24** 0,62** -0,21* 0,38** 0,25**
3 Депрессия     1 0,23** -0,01 -0,018 0,43** -0,30** 0,15 0,09 0,56** -0,04 0,37** 0,06
4 Совестливость       1 0,21* 0,156 0,02 -0,01 0,26** 0,26** 0,14 -0,37** 0,01 0,30**
5 Расторможенность         1 0,383** -0,03 0,16 0,10 -0,04 0,18* 0,03 0,004 -0,05
6 Общая активность           1 -0,05 0,21* 0,14 -0,01 -0,02 -0,03 -0,05 0,04
7 Робость             1 -0,46** 0,02 0,04 0,51** -0,09 0,82** -0,05
8 Общительность               1 0,02 0,03 -0,27** 0,06 -0,55** 0,05
9 Эстетическая впечатлительность                 1 0,46** 0,31** -0,24** 0,07 0,71**
10 Деликатность                   1 0,22* -0,14 0,09 0,67**
11 Психическая неуравновешенность                     1 -0,24** 0,53** 0,18*
12 Асоциальность                       1 -0,04 -0,24**
13 Интроверсия                         1 0,04
14 Сензитивность                           1

 

 Примечание: *p<0,05; **p<0,01.

является условием для конфликтов в профессиональной деятельности (r= 0,56, p<0,01).

Шкала совестливости отражает общечеловеческие ценности и меру саморегуляции личности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что совестливость является свойственной чертой личности педагога, что в ходе профессиональной деятельности учитель ориентируется на принцип «семь раз отмерь – один отрежь» (r= - 0,21, p<0,01), с уважением относится к ценным и эстетически значимым вещам, что он – реалист (r= 0,26, p<0,01), почитает культуру и является обладателем достаточного ума и мудрости (r= 0,26, p<0,01).

Если учитель становится в качестве личности и мастера своей профессии, то он не будет неактивным, будет довольно стабилен психически, не будет особо вдаваться в депрессию, не будет выходить вне своей индивидуальности (r= 0,39, p<0,01 ва r= 0,18, p<0.05).

Робость, нерешительность, застенчивость означают ограниченность личности в межличностных отношениях. Хотя учитель считается ведущей силой, носителем культуры в обществе. Нерешительность, конформность, непостоянство и беззаботность, ограниченность в общении наносят ущерб его авторитету (r=-0,21, p<0,05).

Шкала коммуникабельности оценивает сферу общения и решительность личности. Широта зоны общения и коммуникабельность учителя должны формироваться в качестве личностного и профессионального достоинства. Ограниченность сферы общения учителя свидетельствует об эмоциональной напряженности (r= -0,27, p<0,01) и зависимости от других (r= - 0,55, p<0,01).

Результаты исследования подтверждают эстетическую впечатлительность и деликатность педагога. Учитель, будучи ответственным при выполнении своего долга перед обществом (r= 0,47, p<0,01 и r= 0,31, p<0,01), показывает, что ему присущи уважение к окружающим и ценностям и чувствительность к социальным ситуациям и изменениям (r=0,71, p<0,01 и r=0,67, p<0,01). Эти результаты свидетельствуют о преданности учителя к своей профессии в качестве полноценной личности.

Как известно, факторы, обозначающие надежность результатов теста, являются основной спецификой психологической методики. Наличие корреляции между приведенными в таблице результатами первоначальных десяти шкал и оставшимися показателями четырех шкал является фактором надежности результатов данного теста. Это нашло свое отражение в результатах нашего исследования, т.е. шкала психической нестабильности означает результаты невротизма, психотизма и депрессии. Действительно, между ними наблюдается соответствие. Вы можете удостовериться, проанализировав приведенные в таблице данные.   

Естественно появляется вопрос: «Какие факторы влияют на усиление невротизма, психотизма, депрессии, робости и психической неустойчивости?». На наш взгляд, причиной появления у личности подобных состояний могут быть информационный поток и повышение ответственности в его усвоении, усложнение в межличностных отношениях, несоответствие требований профессиональной деятельности и личностных качеств, низкий уровень психологической культуры, бытовые проблемы и другие факторы.

Личность для избавления от невротизма, психотизма, депрессии, робости и психической нестабильности должна развиваться в соответствии с действительностью и повышать уровень психологической культуры. Психологическая культура личности тесно связана с ее верой и убеждениями, переживаниями и неподчинением внешним воздействиям. Психологическая культура педагога ярко выражается в его отношении к самому себе, образованию и обучающемуся. Стабильность и высокий уровень психологической культуры личности являются достоверным результатом устранения внутриличностных конфликтов, невротических компонентов психической реальности и своеобразных психологических упражнений.     

Выводы:

1.  Психодиагностическое тестирование служит средством исследования различных направлений профессиональной деятельности личности.

2. Полученные эмпирические данные о личности учителя с помощью психодиагностического тестирования выражают общую характеристику деятельности современного педагога.  

3. Увеличение невротизма, психотизма, депрессии, конформности и психической нестабильности современного человека – результат влияния информационного потока и увеличения ответственности в его усвоении, усложнений в межличностных отношениях, несоответствия профессиональных требований и личностных качеств и бытовых проблем.

4. Исследование личности с помощью психодиагностического теста дает возможность характеризовать динамику профессионального и личностного развития человека.

 

Список л итературы

1. Абдурасулов Р.А. Влияние занятий восточными единоборствами и боксом на формирование личности учащихся: Автореф. дис. канд.психол.наук. – Ташкент.: ТГПИ, 1998, -16 с.

2. Батаршев А.В.Темперамент и характер. Психологическая диагностика. — М.:Владос-ПРЕСС,2001.-336 с.

3. Гайнутдинов Р.З. Психология личности учителя узбекской национальной школы и ее формирование в системе непрерывного образования: Дис. докт. психолог. наук.-Санкт-Питер.:1992.-354 с.

4. Мельников В.Н., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.-М., 1985.-319 с.

5. Расулов А.И. Уровни взаимоотношения личности учителя-воспитателя с учащимися: Дис. канд.психол.наук. – Ташкент.: НУ Уз, 2001.-177 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.024 с.)