Самооценка Как ролевой феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка Как ролевой феномен



Ревякина Л.В.

 

Аннотация: в статье автор приводит данные своих наблюдений о том, как именно проявляются Я-образы в психической жизни индивида, какова их взаимосвязь с самооценкой. Автор показывает, что самооценка является следствием актуализированного в той или иной роли Я-образа. Роли рассматриваются как функциональные единицы жизнедеятельности субъекта, которые перманентно сменяют друг друга.

Abstract: in the article, the author shows the data of her observations on how exactly self-images are manifested in the mental life of an individual, as well as what is their relationship with self-esteem. The author shows that self-esteem is a consequence of the self-image, which is actualized in a particular social role. Roles are considered as functional units of the subject's life, which permanently replace each other.

Ключевые слова: самооценка, роль, Я-концепция, нейрографика

Keywords: self-esteem, role, self-concept, neurographics

 

    В современной психологической практике все большую востребованность приобретают методы, которые обеспечивают наиболее короткий и быстрый путь к результату. Под результатом психологической работы мы предлагаем рассматривать такую трансформацию у клиента, которая обеспечивает ему ощутимое изменение внутреннего состояния и появление психологических ресурсов для решения актуальных для него задач.

    Среди существующих инструментариев практического психолога и коуча есть достаточно много эффективных методик и практик. Однако, при этом многообразии направлений и подходов, на наш взгляд, становится актуальным поиск и выбор модели личности, которая позволяет по-новому осмыслить и отразить происходящие с субъектом процессы.

    Мы опираемся на тот факт, что большинство запросов клиентов так или иначе связаны с таким многомерным явлением в человеческой психике, как самооценка. По мнению многих современных авторов [Захарова, 1989; Бороздина, 2011; Галкина, 2011; Молчанова, 2011; Некрасова, 2013; Литвак, 2020] работа с самооценкой лежит в основе решения многих проблем в человеческой жизни.

    Тем не менее, если роль самооценки не подвергается сомнению, то ее место в общей структуре личности все еще не достаточно определено. К тому же, в научной литературе, не говоря о бытовом сознании, нет единого понимания таких, связанных с самооценкой, понятий, как Я-концепция, Я-образ и ролевой набор личности.

    Соответственно, вопрос о том, где конкретно «находится» самооценка и как она формируется - все еще открыт. На наш взгляд, уже накоплено достаточно научных данных и практического опыта для создания удобной и емкой модели личности, которая позволяла бы по-новому посмотреть на устройство вышеперечисленных элементов и понять механизмы их взаимодействия и возможности их коррекции для улучшения качества жизни как отдельно взятых индивидов, так и общества в целом.

    Подойти к решению данного вопроса стало возможным благодаря данным, полученным в рамках нашего докторского исследования, инициированного на базе Института психологии творчества П.М. Пискарева.

    Первоначально мы изучали специфические эффекты метода «НейроГрафика», созданного в 2014 году П.М.Пискаревым [8]. Данный метод построен на графическом выражении своих эмоций, состояний, задач и графическом же поиске решения. При этом для данного графического выражения используются специальные алгоритмы, и, самое главное, - специальная нейрографическая линия, которая рисуется по определенным правилам, и именно эти правила рисования создают состояние сознания, в которых становятся доступны особые переживания и инсайты.

    В практическом применении этого метода были обнаружены особенно интересные эффекты при использовании лица человека в качестве поверхности для работы, то есть, в контексте данного метода, - поверхности для рисования. Данная разновидность метода, детально разработанная автором статьи, получила название «НейроГрафика лица».

    Беседы, глубинные интервью и отзывы участников исследования «НейроГрафики лица» свидетельствовали о том, что процессы, которые с ними происходили, выходили далеко за рамки работы с эмоциональными состояниями. С участниками происходили изменения в личной и профессиональной сферах; иными словами, менялись и проявлялись их семейные и другие социальные роли. Эти наблюдения подтолкнули нас к мысли более детально подойти не только к вопросу воздействия нейрографической линии на психику человека, но и в целом к внутреннему устройству ролей и Я-образов, самооценки и Я-концепции в целом.

    Первоначальной гипотезой нашего исследования являлась идея о том, что нейрографическая линия, а точнее, - нейрографический контакт с кожей лица, - позволяет возродить в памяти подавленные, но не потерявшие актуальности стрессовые переживания. Нам было также интересно, возможна ли дальнейшая проработка этих переживаний в конструктивном русле посредством нейрографических алгоритмов, механизм такой проработки и его дальнейшие возможности.

    На протяжении 6 месяцев мы проводим практическое исследование, в ходе которого участники последовательно проходят задания, в которых шаг за шагом они погружаются в свои личные глубокие переживания, связанные с актуальными в их жизни темами с помощью метода «Нейрографика лица». В исследовании на сегодняшний день мы получили 35 кейсов. Все участники находятся под нашим наблюдением и двигаются в рамках исследования со своей индивидуальной скоростью. К моменту написания статьи, мы получили не только данные, касающиеся наших первоначальных гипотез, но и достаточно большое количество дополнительного материала из индивидуальных интервью, а также - материалы наблюдения за тем, как разворачиваются мыслительные процессы, инсайты и результаты в рамках тех тем, которые выбрали для себя участники исследования для работы по методу «НейроГрафика лица».

    В настоящей статье мы бы хотели уделить внимание тем данным нашего исследования, которые дали нам почву для формирования авторской модели Я-концепции человека и возможных ее составляющих.

    Проект исследования включал в себя использование разных вариантов работы с самовосприятием. Первоначально мы хотели сделать акцент на эстетической составляющей самовосприятия. Нейрографика лица в предварительных пробах показала видимый визуальный эффект в виде разглаживания и улучшения качества кожи, уменьшении отечности и в изменении выражения лица, которое можно было бы назвать «омоложением». При проведении глубинных интервью мы выяснили, что во время рисования действительно происходит актуализация подавленных стрессов, вплоть до очень ранних негативных переживаний. Мы предположили, что, ввиду тесной связи кожи и нервной системы (как известно, они развиваются из одного зародошевого листка - эктодермы), воздействие на кожу лица с помощью нейрографического прикосновения оказывает эффект катализатора для той темы, которую выбрал для рисования респондент.

    Дальнейшая проработка актуализированных стрессовых воспоминаний осуществлялась с помощью нейрографических алгоритмов, в том числе - такой важной их составляющей, как сопряжение. Технически оно выполняется как скругление углов, образованных при пересечении нейрографических линий. Этот простой, на первый взгляд, приём позволяет шаг за шагом изменить субъективное восприятие актуализированной информации. Она становится менее “болезненной” и приобретает новое психологическое значение, обретает ресурсный смысл и качественно меняет самовосприятие.

    В личных беседах с участниками исследования мы выяснили, что во время работы с лицом происходит не просто актуализация воспоминаний о болезненных или неприятных событиях: в этот момент человеку становится доступно то ощущение себя, которое он предпочел бы не чувствовать и не помнить. Другими словами, неприятные события формировали нересурсное, можно сказать, ущербное качество собственного Я-образа. Этот Я-образ со временем вытеснялся, на его место приходили другие, более ресурсные. Тем не менее, психика продолжала в своих слоях хранить «память» не столько об этих событиях, сколько о себе самом, переживающем эти неприятные события.

    Эти наблюдения - о наличии некоторых представлений о себе самом, которые хотелось бы вытеснить - повторялись от респондента к респонденту, что дало нам основание предположить, что в нашем арсенале присутствует множественность Я-образов. Эти Я-образы, - как отпечатки, как маски, - возникают у нас в процессе жизнедеятельности. Эти маски, «накладываясь» друг на друга, формируют, с одной стороны, проявленную часть, которую мы можем непосредственно наблюдать - это наше собственное лицо, - с другой стороны, - формируют непроявленную часть в виде нашего субъективного восприятия себя и фонового настроения жизни.

    Таким образом, событийный ряд отражается на нашем лице. Заметим, что это не красивая метафора, а реальность, которую можно наблюдать на своих собственных лицах. И, работая непосредственно с лицом, мы получаем доступ к связанными с ними переживаниями, а также, соответственно, - возможность улучшить своё собственное представление о себе.

При этом, важно отметить, что вытесненные Я-образы влияют на фоновое самоощущение в целом и на самооценку в частности. Это отчасти объясняет такие состояния, встречающиеся у клиентов психологов и коучей, когда при внешнем благополучии и реализованности отсутствует чувство удовлетворенности и счастья. На наш взгляд, такие противоречивые состояния создаются именно вытесненными негармоничными Я-образами.

    В исследовании мы наблюдали, как меняется самооценка у наших респондентов в процессе выполнения заданий. В частности, - то, насколько они довольны своей внешностью и что меняется в визуальном самовосприятии. Интересно отметить, что многие уже после первых рисунков на лице отмечали, что еще не видят изменений, но уже чувствуют их. Фотографии, выполненные до и после рисования нейрографики на лице, свидетельствовали, что лица становятся ярче, свежее, меняется взгляд. Наряду с этим, самооценка своей внешности становилась ресурсной (“ресурсная самооценка”). Участницы отмечали, что стали больше нравиться себе и теперь чаще и с большим удовольствием смотрятся в зеркало. Наблюдать себя им становилось приятнее.

С другой стороны, мы наблюдали и некоторые негативные проявления. Например, в одном случае, после 3 рисунка на лице у одной из участниц появилось неприятное ощущение в лице, которое она назвала тиком. Мы уделили очень пристальное внимание этому случаю. В процессе дополнительной проработки вместе с автором методики, «тик» удалось полностью убрать.

    В процессе проработки этого случая мы выяснили, что актуализированный Я-образ носил неприятный для респондентки характер. Она вспоминала, как подвергалась критике за попытки выглядеть красиво и привлекательно со стороны своего женатого любовника. Этот факт обратил наше внимание на то, что в данном случае, вероятно, актуализировался не только Я-образ, но определенная роль, в которой достаточно долго находилась респондентка, - роль любовницы. При детальном разборе этого случая мы выяснили, что эта роль любовницы не всегда приносила страдания и дискомфорт, но была в определённые моменты удобна, выгодна и приносила счастье. Это наблюдение позволило нам предположить, что одна и та же роль может содержать в себе не один, а несколько Я-образов. Другими словами, в одной и той же роли может быть актуализировано некоторое количество Я-образов с разными характеристиками и соответствующими этим характеристикам состояниями. Это предположение стало подтверждаться и на примере других участниц, у которых не наблюдалось таких сильных психосоматических реакций.

    Далее мы стали наблюдать, что самооценка носит не только динамический характер (то есть способна меняться как произвольно, так и непроизвольно), но она ещё различается в зависимости от того, из какой именно роли и даже из какого именно Я-образа происходит эта оценка. На вышеприведенном примере с любовницей, мы выяснили, что в роли этой самой любовницы у женщины было несколько самооценок. Когда был актуализирован Я-образ “любимой женщины”, она была в ресурсной самооценке. Когда актуализировался Я-образ “женщины, которая не имеет права на этого мужчину” и вынуждена «сидеть и ждать», - самооценка становилась нересурсной. Общая ролевая самооценка, то есть самооценка в роли любовницы, зависела от того, какой именно Я-образ доминировал в тот или иной момент.

    Исследуя эти и другие примеры, мы мы получили основания для гипотезы о том, что самооценка - ролевой феномен, поскольку вне роли произвести самооценку становится практически невозможно. Мы предполагаем, что мы, как субъекты социального взаимодействия, имеем не одну, а множество самооценок, которые определяются нашим ролевым репертуаром и тем психологическим содержанием, которое мы вкладываем в ту или иную роль. Собственно психологическое содержание роли отражают те осознанные и неосознаваемые Я-образы, которые формируются у нас под воздействием событийного ряда жизни.

    В результате наших наблюдений и анализа доступной литературы мы не только предположили, что самооценка индивида всегда носит ролевой характер, но и попытались выстроить логику классификации ролей.

На наш взгляд, роли субъекта могут быть классифицированы по трем уровням. Первый - гендерно-возрастной. К нему относятся роли, связанные с полом и возрастом. Примерами гендерно-возрастных ролей являются девочка-мальчик, девушка-юноша, мужчина-женщина, старик-старуха. Второй уровень - уровень семейных ролей: дочь-сын, муж-жена, невестка-зять, свекор-свекровь, брат-сестра, дядя-тетя и так далее. Третий уровень - это более широкий уровень социальных ролей: профессиональные, гражданские (специалист, сотрудник, руководитель, гражданин, студент, ученик и т.д.), социальные роли, относящиеся к референтным группам (друг-подруга, зоозащитник и т.д).

    При работе с лицом у наших респондентов актуализировались Я-образы от разных ролей и разных периодов их жизни. При анализе полученного материала через призму такого подхода у нас родилось понимание самооценки как ролевого феномена. Двигаясь от роли к роли, мы могли наблюдать разное качество Я-образов и разное же качество самооценок. Нам видится, что самооценка является индикатором состояния актуализированного Я-образа.

    Итак, мы можем сделать следующие выводы:

1. Работа с самооценкой лежит в основе решения многих проблем в человеческой жизни.

2. Мы полагаем, что самооценка - множественный феномен, связанный с социальными ролями, представленными в ролевом репертуаре личности.

3. В качестве альтернативы традиционным представлениям о самооценке как о высокой или низкой, мы предлагаем представление о ней как о ресурсной или нересурсной.

4. Ресурсная самооценка ассоциирована с той или иной социальной ролью личности, поэтому можно говорить о том, что в одной роли у личности может быть ресурсная самооценка, а в другой - нет, и даже в рамках одной роли у личности может быть, в зависимости от контекста ситуации, ресурсная и нересурсная самооценка.

5. Мы делаем вывод о том, что самооценка всегда носит ролевой характер. Роли, в свою очередь, связаны с Я-образами и руководятся ими. На наш взгляд, психическая жизнь субъекта управляется Я-образами, в то время как роли - это функциональные единицы деятельности субъекта.

6. В качестве метода работы с ролевыми самооценками мы предлагаем НейроГрафику лица: авторский подход, сформированный на основе НейроГрафики П.М.Пискарева.

 

Список литературы

1. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. – 2011. – No 1. – (Серия 14: Психология). – С. 54–66.

2. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. – М., 2011. С.400.

3. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 1989. – No 1. – С. 5–14.

4. Литвак Б.М. Семь шагов к стабильной самооценке. АСТ. - 2020. - С. 352.

5. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта; Наука, 2010. - С. 392.

6. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. – 2011. – No 1(65). – С. 82–95.

7. Некрасова Т.Ю. Самооценка: современный взгляд на психологическое содержание феномена. Вестник Университета №14, 2013. С. 288-292

8. Пискарев П.М. Нейрографика: алгоритм снятия ограничений. М.:Эксмо, 2020. - 224 с. 

 

 

УДК: 159.9.07:001.89



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.023 с.)