Стрессоустойчивость курсантов военного вуза и ее связь с качествами личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стрессоустойчивость курсантов военного вуза и ее связь с качествами личности



Путан Л.Я.

 

Повышение качества профессионально-психологической готовности к осуществлению должностных обязанностей у будущих офицеров Росгвардии предполагает развитие волевых качеств личности. В этом плане одной из наиболее актуальных задач психологической службы вуза выступает диагностика и учет в ходе учебно-воспитательной работы с курсантами такого показателя, как стрессоустойчивость.

Для выявления реальной динамики этого качества личности нами было выполнено эмпирическое исследование на базе факультета морально-психологического обеспечения (МПО). Мы предположили, что уровень стрессоустойчивости курсантов третьего года обучения обусловлена такими личностными особенностями, как общительность, эмоциональная стабильность, тревожность и адекватность самооценки. Выборку составили курсанты специальности «Психология служебной деятельности» третьего года обучения (60 человек).

При проведении исследования, а именно определении личностных особенностей курсантов с помощью методики «16-факторрный личностный опросник Кеттелла для взрослых», стрессоустойчивости военнослужащих по контракту методикой: «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге» и «Тест на определение стрессоустойчивости личности», а также взаимосвязи между личностными особенностями и стрессоустойчивостью курсантов установлено, что все три уровня устойчивости к стрессовым факторам у курсантов представлены примерно одинаково с незначительным преобладанием порогового уровня. Следовательно, среди них встречаются достаточно устойчивые к действию стрессогенных факторов (свыше 78% от объема выборки) и, как следствие, социально адаптивные, но и те, поведение которых подвержено отрицательному влиянию стрессогенных факторов (свыше 20%).

Данные о взаимосвязи стрессоустойчивости курсантов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значение и значимость взаимосвязи стрессоустойчивости курсантов с их личностными особенностями

Фактор

Сопротивляемость стрессу Стрессо-устойчивость
А замкнутость - общительность -0,42 -0,10
В интеллект 0,09 -0,29
С эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность 0,14 0,43
Е подчиненность - доминантность -0,15 -0,21
F сдержанность - экспрессивность 0 0,14
G низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения 0,15 0,20
H робость - смелость 0,22 -0,37
I жесткость – чувствительность 0,12 0,01
L доверчивость - подозрительность -0,16 -0,18
М практичность - мечтательность -0,04 -0,06
N прямолинейность - дипломатичность 0,21 -0,16
О спокойствие - тревожность -0,32 -0,42
Q1 консерватизм - радикализм -0,44 -0,14
Q2 конформизм - нонконформизм -0,18 0.02
Q3 низкий самоконтроль - высокий самоконтроль 0,21 0,06
Q4 расслабленность - напряженность -0,19 -0,18
MD адекватная самооценка – неадекватная самооценка 0,34 -0,32
 

r0,01=0,42

r0,05=0,53

 

 

По данным таблицы, видно, что есть обратная значимая на 5% уровне взаимосвязь между сопротивляемости стрессу и фактором А, т.е. чем выше сопротивляемость стрессу у курсантов, тем меньше они активны в общении. Также выявлена обратная значимая на 5% уровне взаимосвязь между сопротивляемости стрессу и фактором Q1. т.е. чем выше сопротивляемость стрессу у курсантов, тем меньше курсанты подвержены радикализму.

Обнаружены значимые на 5% уровни взаимосвязи между фактором С положительно (прямая связь) и фактором о отрицательно (обратная связь). Следовательно, чем выше стрессоустойчивость курсантов, тем выше их эмоциональная стабильность и ниже тревожность.

Для более полной картины связи личностных особенностей и стрессоустойчивостью курсантов провели сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента (по факторам личности между уровнями сопротивляемости стресса и стрессоустойчивости0.

Значение средних показателей по факторам личности с разным уровнем сопротивляемости стрессу, значение и значимость различий по t-критерию Стьюдента у курсантов интерпретированы следующим образом.

Так, значимые различия по средним показателям низкого и высокого уровней сопротивляемости стрессу у курсантов выявляются по фактору А «замкнутость и общительность» и фактору о «спокойствие-тревожность». По фактору А у курсантов с низкой сопротивляемостью к стрессам выявлен более высокий средний показатель общительности - 9,86, чем у курсантов с высокой сопротивляемостью к стрессам - 8,25, что значимо на 5% уровне.

По фактору о «спокойствие-тревожность» у курсантов с низкой сопротивляемостью к стрессам зафиксирован более высокий средний показатель тревожности - 6,43, чем у курсантов с высокой сопротивляемостью к стрессам - 4,37, что значимо на 5% уровне.

Значение средних показателей по факторам личности с разным уровнем стрессоустойчивости и значимость различий по t-критерию Стьюдента следующие. Значимые различия по средним показателям низкого и высокого уровней стрессоустойчивости у курсантов выявляются по фактору H «робость-смелость», фактору о «спокойствие-тревожность» и фактору MD «адекватная – неадекватная самооценка».

По фактору H «робость-смелость» у курсантов с низкой стрессоустойчивостью зафиксирован более высокий средний показатель смелости - 9, нежели у курсантов с высокой стрессоустойчивостью - 6,38, что значимо на 1% уровне.

По фактору о «спокойствие-тревожность» у курсантов с низкой стрессоустойчивостью зафиксирован более высокий средний показатель тревожности - 6, чем у курсантов с высокой стрессоустойчивостью - 3,5, что значимо на 5% уровне.

По фактору MD «адекватная – неадекватная самооценка» у курсантов с низкой стрессоустойчивостью более низкий средний показатель адекватности самооценки – 5,13, чем у курсантов с высокой стрессоустойчивостью – 7,88, что значимо на 5% уровне.

Следовательно, чем выше сопротивляемость стрессу у курсантов, тем менее они активны в общении, подвержены радикализму и тревожны. Чем выше стрессоустойчивость курсантов, тем выше их эмоциональная стабильность, адекватность самооценки и ниже тревожность.

Безусловно, на старших курсах эта картина может меняться в зависимости от успеха в прохождении производственных практик. Не исключено, что к числу стрессогенных факторов могут добавиться и те, что связаны с созданием семьи и последующим распределением. Тем не менее большинство третьекурсников успешно решают задачи поддержания профессионально необходимого уровня стрессоустойчивости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.006 с.)