Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стрессоустойчивость курсантов военного вуза и ее связь с качествами личности
Путан Л.Я.
Повышение качества профессионально-психологической готовности к осуществлению должностных обязанностей у будущих офицеров Росгвардии предполагает развитие волевых качеств личности. В этом плане одной из наиболее актуальных задач психологической службы вуза выступает диагностика и учет в ходе учебно-воспитательной работы с курсантами такого показателя, как стрессоустойчивость. Для выявления реальной динамики этого качества личности нами было выполнено эмпирическое исследование на базе факультета морально-психологического обеспечения (МПО). Мы предположили, что уровень стрессоустойчивости курсантов третьего года обучения обусловлена такими личностными особенностями, как общительность, эмоциональная стабильность, тревожность и адекватность самооценки. Выборку составили курсанты специальности «Психология служебной деятельности» третьего года обучения (60 человек). При проведении исследования, а именно определении личностных особенностей курсантов с помощью методики «16-факторрный личностный опросник Кеттелла для взрослых», стрессоустойчивости военнослужащих по контракту методикой: «Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге» и «Тест на определение стрессоустойчивости личности», а также взаимосвязи между личностными особенностями и стрессоустойчивостью курсантов установлено, что все три уровня устойчивости к стрессовым факторам у курсантов представлены примерно одинаково с незначительным преобладанием порогового уровня. Следовательно, среди них встречаются достаточно устойчивые к действию стрессогенных факторов (свыше 78% от объема выборки) и, как следствие, социально адаптивные, но и те, поведение которых подвержено отрицательному влиянию стрессогенных факторов (свыше 20%). Данные о взаимосвязи стрессоустойчивости курсантов представлены в таблице 1. Таблица 1 Значение и значимость взаимосвязи стрессоустойчивости курсантов с их личностными особенностями
По данным таблицы, видно, что есть обратная значимая на 5% уровне взаимосвязь между сопротивляемости стрессу и фактором А, т.е. чем выше сопротивляемость стрессу у курсантов, тем меньше они активны в общении. Также выявлена обратная значимая на 5% уровне взаимосвязь между сопротивляемости стрессу и фактором Q1. т.е. чем выше сопротивляемость стрессу у курсантов, тем меньше курсанты подвержены радикализму. Обнаружены значимые на 5% уровни взаимосвязи между фактором С положительно (прямая связь) и фактором о отрицательно (обратная связь). Следовательно, чем выше стрессоустойчивость курсантов, тем выше их эмоциональная стабильность и ниже тревожность. Для более полной картины связи личностных особенностей и стрессоустойчивостью курсантов провели сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента (по факторам личности между уровнями сопротивляемости стресса и стрессоустойчивости0. Значение средних показателей по факторам личности с разным уровнем сопротивляемости стрессу, значение и значимость различий по t-критерию Стьюдента у курсантов интерпретированы следующим образом. Так, значимые различия по средним показателям низкого и высокого уровней сопротивляемости стрессу у курсантов выявляются по фактору А «замкнутость и общительность» и фактору о «спокойствие-тревожность». По фактору А у курсантов с низкой сопротивляемостью к стрессам выявлен более высокий средний показатель общительности - 9,86, чем у курсантов с высокой сопротивляемостью к стрессам - 8,25, что значимо на 5% уровне.
По фактору о «спокойствие-тревожность» у курсантов с низкой сопротивляемостью к стрессам зафиксирован более высокий средний показатель тревожности - 6,43, чем у курсантов с высокой сопротивляемостью к стрессам - 4,37, что значимо на 5% уровне. Значение средних показателей по факторам личности с разным уровнем стрессоустойчивости и значимость различий по t-критерию Стьюдента следующие. Значимые различия по средним показателям низкого и высокого уровней стрессоустойчивости у курсантов выявляются по фактору H «робость-смелость», фактору о «спокойствие-тревожность» и фактору MD «адекватная – неадекватная самооценка». По фактору H «робость-смелость» у курсантов с низкой стрессоустойчивостью зафиксирован более высокий средний показатель смелости - 9, нежели у курсантов с высокой стрессоустойчивостью - 6,38, что значимо на 1% уровне. По фактору о «спокойствие-тревожность» у курсантов с низкой стрессоустойчивостью зафиксирован более высокий средний показатель тревожности - 6, чем у курсантов с высокой стрессоустойчивостью - 3,5, что значимо на 5% уровне. По фактору MD «адекватная – неадекватная самооценка» у курсантов с низкой стрессоустойчивостью более низкий средний показатель адекватности самооценки – 5,13, чем у курсантов с высокой стрессоустойчивостью – 7,88, что значимо на 5% уровне. Следовательно, чем выше сопротивляемость стрессу у курсантов, тем менее они активны в общении, подвержены радикализму и тревожны. Чем выше стрессоустойчивость курсантов, тем выше их эмоциональная стабильность, адекватность самооценки и ниже тревожность. Безусловно, на старших курсах эта картина может меняться в зависимости от успеха в прохождении производственных практик. Не исключено, что к числу стрессогенных факторов могут добавиться и те, что связаны с созданием семьи и последующим распределением. Тем не менее большинство третьекурсников успешно решают задачи поддержания профессионально необходимого уровня стрессоустойчивости.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.006 с.) |