Критическая оценка психодинамической теории личности З. Фрейда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критическая оценка психодинамической теории личности З. Фрейда



Корнеенков С.С.

 

Основоположником психодинамической теории личности является австрийский ученый З.Фрейд. Проведем небольшой психологический анализ основ учения З.Фрейда, т.к. статей и книг по психоанализу (включая самого автора психоанализа) огромное множество. Акцент сделаем на осмыслении роли бессознательного в развитии личности.

Главная посылка в его мировоззрении по отношению к личности: личность возрастает из бессознательного. По мнению З.Фрейда личность не обладает свободой воли, ее поведение полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами, его внутренний мир субъективен. В целостном сознании личности он выделяет три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания содержит опыт реальности, запечатленный в памяти. Предсознательное содержит факты, которые в любой момент могут проявиться в сознании, что можно легко вспомнить. Бессознательное относится к ментальным процессам, вытесненным из сознания и которые не осознаются в определенный момент. Это могут быть психические травмы, неосуществленные желания, негативные мысли и эмоции (злость, ревность, зависть и т.д.). Изучение бессознательного можно изучать методом свободных ассоциаций, интерпретацией сопротивления выходу воспоминаний, анализом переноса (переносе ранее пережитых, особенно в детстве, чувств и отношений, проявляющихся к одному лицу на другое лицо). По мнению З.Фрейда поведение человека, а значит и его мышление, детерминировано сочетанием сознательных и бессознательных сил (энергий). На современном языке – совокупностью безусловных и условных рефлексов, т.е. человек – это биологическое существо со своими инстинктами, рефлексами, привычками.

Последователи психоанализа ищут способы открытия бессознательного материала для его диагностики и возможной защиты сознания от его пагубных влияний, когда оно проникает в обыденное сознание. Психоанализ изучает бессознательное, которое находится в латентном состоянии, это знания, которые мы не знаем.

Одним из методов диагностики содержания бессознательного служат проективные тесты. Предполагается, что ответ на вопросы откроет бессознательный материал, неизвестный даже респонденту. На основании этого материала (его интерпретации) возможна некоторая характеристика личности и психокоррекция. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных методов, с чем трудно согласиться, так как их интерпретация полностью зависит от развития, личностных установок и настроенности ума психоаналитика.

За прошедшее столетие были и есть как многочисленные сторонники, так и противники этой теории и практики. Эго-психологи (К.Хорни, Г.Салливан, Э.Фромм и др.) критиковали теорию З.Фрейда за то, что большинство его выводов сделаны на основе обобщенных наблюдений за психически нездоровыми людьми. Отсюда и такое внимание подсознания и болезненных явлений в психике. Поведение здорового человека связано большей частью с Эго-сознанием, поэтом необходимо изучать бессознательное в наблюдении за здоровыми людьми.  К.Юнг, один из близких З.Фрейда, хорошо знал его лично, понимал его методику и очень уважал его творческий талант. Он пишет, что З.Фрейд оценивал сны как наиболее важный источник информации о бессознательных процессах и открыл некие подступы к бессознательному, «эмпирически продемонстрировал реальность бессознательной части психики, которая существовала до этого лишь как философский постулат» [Юнг, 1998, с. 211]. Тема бессознательного и сновидений глубоко интересовала и К.Юнга, и после знакомства с З.Фрейдом и его работами этот интерес приобрел осознанный импульс, который сопровождал К.Юнга всю жизнь. Яркой особенностью в изучении бессознательного в работах З.Фрейда был его интерес к вытесненным сексуальным переживаниям. З.Фрейд «необычайно близко к сердцу принимал все, что касалось его сексуальной теории» и говорил ему: «Мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Видите ли, мы должны сделать из нее догму, неприступный бастион» [Юнг, 1998, с. 189]. Как отмечает К.Юнг, понятия «бастион», «догма» означают неоспоримые знания, которые не допускают сомнения, «но это уже не имеет ничего общего с наукой, это просто личный диктат» [Юнг, 1998, с. 190]. Для К.Юнга сексуальная теория «не более чем недоказанная гипотеза, как всякое спекулятивное построение» [Юнг, 1998, с. 190]. З.Фрейд «создал свою догму, более того, на место грозного бога, которого потерял, он поставил другой кумир – сексуальность, – и этот кумир оказался не менее требователен, придирчив, жесток и аморален» [Юнг, 1998, с. 191]. Сексуальное либидо З.Фрейд рассматривал как исключительно биологическую функцию, которое стало играть роль некоего тайного бога. «Фрейд на свой лад пытался превзойти Церковь и канонизировать свое учение» [Юнг, 1998, с. 194]. «От такой трансформации Фрейд получил очевидное преимущество: он мог рассматривать новый нуминозный (лат. numen – божество) принцип как научно обеспеченный и свободный от груза религиозной традиции» [Юнг, 1998, с. 191]. И далее: своей теорией З.Фрейд «более чем кто-либо погружался в самые темные его глубины», т.е. в бессознательное [Юнг, 1998, с. 192]. К.Юнг пытался понять, каковы предпосылки фрейдовской психологии, каким образом она соотносится с другими категориями человеческой мысли. Разгадку данной теории он находит, а затем и широко описывает, в идее коллективного бессознательного, находящегося в основе индивидуальной психики.

Несомненный интерес на теорию З.Фрейда имеет взгляд основателя интегральной йоги Шри Ауробиндо. Он пишет: «Психоанализ З.Фрейда – это учение, которое менее всего можно ассоциировать с йогой. З.Фрейд берет определенную часть человеческой природы, самую темную, опасную и нездоровую – подсознательный уровень низшего витала, фокусирует свое внимание на ее наиболее патологических феноменах и отводит им непропорционально важную роль в природе» [Шри Ауробиндо, 2009, с. 227]. Йога, безусловно, изучает бессознательное, но подходит к этому с другой стороны и другими способами. «Преувеличенное значение подавленных сексуальных импульсов является опасным заблуждением, которое может очень пагубно сказаться на человеческой психике и не только не способствовать очищению ума и витала, а, напротив, вести к их еще большему загрязнению» [Шри Ауробиндо, 2009, с. 228]. Верным является то, что бессознательное является самой обширной частью человеческой природы, в нем скрыт секрет невидимых движущих сил, определяющих внешнее поведение. Но даже этот, раскрываемый З.Фрейдом уровень, является незначительной и узкой частью всего сублиминального целого. «Наверху сублиминальное «я» открывается высшим планам сверхсознания, а внизу – низшим, подсознательным уровням. Если человек хочет очистить и трансформировать природу, он должен открыться силе высших планов сознания и подняться туда, а затем изменить с их помощью как внешнее, так и сублиминальное существо» [Шри Ауробиндо, 2009, с. 228]. Начинать психотерапевтическую практику с раскрытия низших подсознательных уровней – значит подвергать себя риску поднять все темное и грязное, что там есть, в бодрствующее сознание личности. Сначала нужно сделать сильными и устойчивыми все уровни ума и витала, подготовить их к нисходящим свыше свету и покою. После этого можно будет раскрывать подсознательное, погружаться в него с большей безопасностью и с определенными шансами на его трансформацию. Для того чтобы что-то удалить из существа, человек сначала должен это осознать, внутренне пережить, составить об этом ясное представление. Если этого не происходит, то попытка трансформировать низшие бессознательные импульсы приводит лишь к деградации более высокого и истинного движения. «Именно это или что-то подобное пытаются очень грубо и неумело… делать психоаналитики» [Шри Ауробиндо, 2009, с. 229]. Многие практикующие психоанализ не только поднимают враждебные движения, но и сознательно поддерживают их. Вместо того чтобы отвергнуть их, они находят оправдания для их продолжения или возобновления, снова и снова потакают им, способствуя их возвращению и увековечиванию. Постепенно эти силы берут такую власть над человеком, что он чувствует себя бессильным в тисках их мертвой хватки. «Только вмешательство божественной Милости может освободить их» [Шри Ауробиндо, 2009, с. 230], избавив человека от власти темных сил. Поэтому в психологической практике нужно начинать с позитивных переживаний (позитивная психология, позитивная психотерапия), а не с негативных переживаний, иначе поднятые из подсознания чувства затопят сознание существа темным и грязным содержимым, отравят не только витальное существо, но и ментальную природу.

Шри Ауробиндо отмечает: «Мне трудно принимать этих психоаналитиков всерьез, когда они пытаются проникнуть в глубины духовных переживаний, пользуясь тусклым светом своих карманных фонариков, хотя, наверное, следовало бы относиться к этому несколько иначе, ибо фрагментарное знание – вещь довольно могущественная, которая может стать величайшим препятствием на пути подлинной Истины» [Шри Ауробиндо, 2009, с. 231]. Психоанализ смотрит снизу вверх и объясняет высший свет низшим мраком. Сверхсознательное, а не подсознательное является истинной основой воли и разума человека. К сожалению, психоанализ стал для многих чем-то вроде Евангелия. Концентрируясь на наших темных сторонах сознания, мы все больше прерываем наши связи с высшим «Я». Для того чтобы трансформировать, излечить своё подсознание, нужно другое видение. Перспектива создания высшей психологии – в познании целого и только с помощью высших сил можно трансформировать наше природное эго.

Таким образом, многие психологи (и особенно йоги) как во времена З.Фрейда, так и в настоящее время, не только с недоверием, но и с большой осторожностью отдают свою мысль в исследовании бессознательного и его роли в становлении гармоничной личности.

 

Список литературы

1. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 25. Письма о йоге-VΙ. – М.: Адити, 2009. – С. 227.

2. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – М.: 000 АСТ-ЛТД, Львов: Инициатива, 1998. – С. 211.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.005 с.)