Основные  направления  когнитивно - поведенческой психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные  направления  когнитивно - поведенческой психотерапии



Власов Н.А.

 

За более чем пятьдесят лет своего развития в рамках когнитивно-поведенческой терапии возникло значительное количество разнообразных течений. Ниже мы кратко рассмотрим собственно когнитивную, рационально-эмотивную, схемную и диалектическую поведенческую ветви КПТ.

Когнитивная терапия была предложена американским психиатром и психотерапевтом Аароном Беком. Когнитивная терапия представляет собой активный, директивный, структурированный подход, используемый для лечения различных психиатрических расстройств (Соловьева, 2007).

В когнитивной терапии особое значение придается тому, как клиент обрабатывает поступающую к нему информацию. Эта обработка, осуществляемая когнитивными процессами, приводит к формированию тех или иных поведенческих реакций. Основными понятиями когнитивной терапии являются схемы (когнитивные образования, организующие опыт и поведение; система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию), когнитивные ошибки (устойчивые искажения реальности) и автоматические мысли (спонтанно возникающие идеи или мысли, типичными признаками которых являются внутренние высказывания человека о самом себе или других людях).

Рационально-эмотивная (рационально-эмотивно-поведенческая, РЭПТ) терапия была создана в середине 1950-х годов американским психологом Альбертом Эллисом (1913-2007) как первое направление когнитивно-ориентированного подхода в психотерапии.

В основе РЭПТ лежит идея о том, что дисфункциональные эмоции (депрессия, тревога, нездоровый гнев и др.) и поведение (агрессия, социальная изоляция и др.) являются следствием иррациональных убеждений (Паттерсон, Уоткинс, 2003).

Эти иррациональные убеждения были сгруппированы Эллисом в четыре основных категории (Эллис, Драйден, 2002): долженствование («я должен…»), катастрофизация («если … произойдет, то случится катастрофа»), нетерпимость к фрустрации («я этого не вынесу») и глобальное оценивание себя и других («все люди…»).

Целью рационально-эмотивной терапии является коррекция иррациональных убеждений таким образом, чтобы помочь пациенту стать более здоровым психически; это подразумевает, в числе прочего, принятие им самого себя и окружающих, а также развитие высокой толерантности к фрустрации. Для достижения этой цели используются различные техники, такие как АВС-анализ, гипноз, диспут и многие другие.

Схемная терапия (схема-терапия, схематерапия) была предложена американским психологом Джеффри Янгом (род. 1950) в последней четверти ХХ века для лечения расстройств личности, оказавшихся «крепким орешком» для классической когнитивной психотерапии (Арнтц, Якоб, 2016).

Этот подход оперирует такими понятиями как ранняя дезадаптивная схема (особый когнитивный паттерн), копинг-стиль и копинг-стратегия (набор поведенческих реакций, задаваемые схемами), а также режим (психоэмоциональное состояние).

Психическое расстройство в схемной терапии понимается как результат действия дисфункциональных схем, копингов и режимов, возникших по причине неудовлетворения в детстве базовых эмоциональных потребностей ребенка (Симеоне-ДиФранческо, Редигер, Стивенс, 2017).

Целью схемной терапии является помощь клиенту в идентификации и коррекции своих схем и их влияния на эмоции и поведение посредством удовлетворении базовых потребностей. Для достижения этой цели используется техники, разработанные как в русле когнитивно-поведенческого подхода, так и в рамках других направлений психотерапии (транзактный анализ, гештальт-терапия, психоанализ и др.).

Диалектическая бихевиоральная терапия (ДБТ) была создана в 1980-х годах американским психологом Маршей Линехан (род. 1943) для лечения пациентов, страдающих от пограничного расстройства личности, самоповреждающего и суицидального поведения (Лайнен, 2018).

В данном подходе понятие «диалектический» имеет ряд смыслов, в том числе синтез принятия и изменения, а также особую точку зрения, позволяющую воспринимать проблему с различных позиций.

Этот подход основан на дефицитарно-мотивационной модели расстройств личности, предполагающих нехватку ряда навыков у таких больных, обретение которых блокируется либо самим индивидом, либо его социальным окружением. К таким «дефицитарным» навыкам можно отнести навыки совладания со стрессом и поведения в стрессовых ситуациях, навыки эмоциональной саморегуляции, навыки эффективного общения и ряд других.

Целями ДБТ являются расширение поведенческого репертуара, повышение мотивации к изменениям, генерализация новых паттернов поведения в реальную жизнь и др. Для достижения этих целей используется групповой или индивидуальный тренинг навыков ДБТ, индивидуальная терапия и телефонный коучинг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.004 с.)