Префигуративная эпоха: взрослые учатся у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Префигуративная эпоха: взрослые учатся у детей



Воронина Н.А., Жукова Т.В.

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ идей и взглядов мыслителей, педагогов, философов, антропологов на социально-культурную ситуацию, сложившуюся в современном мире, и ее влияния на развитие и взросление детей. Рассматриваются идеи концепции Маргарет Мид о префигуративной эпохе в культуре человечества, в которой взрослые учатся у детей, пытаясь найти ответы на вызовы современности.

Ключевые слова: взрослость, инфантильность, неопределённость, беспомощность, развитие, префигуративная эпоха.

Annotation: The article presents a theoretical analysis of the ideas and views of thinkers, teachers, philosophers, anthropologists on the socio-cultural situation in the modern world and its impact on the development and maturation of children. The ideas of the concept of Margaret Mead about the prefigurative era in the culture of humanity, in which adults learn from children, trying to find answers to the challenges of our time are considered.

Keywords: adulthood, infantilism, uncertainty, helplessness, development, prefigurative age.

 

Многие мыслители, философы, педагоги и психологи современности задумываются над тем, что представляет собой социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов. В чем заключаются особенности эпохи больших вызовов? Какие вызовы она предъявляет человечеству?

Джоакино да Фьоре (Иоахим Фло́рский, (ок. 1132-1202)) говорил о «неизбежном начале для всего мира третьей эпохи истории, эпохи свободы, так как она будет проходить под знаком святого Духа... Джоакино да Фьоре вводит в христианство архаический миф о всеобщем возрождении. Третья эпоха, по его мнению, будет царством Свободы под руководством Святого Духа» [Элиаде, 1995, с.62].

Неожиданным продолжением учения прорицателя Джоакино да Фьоре стал труд немецкого философа и писателя Г. Лессинга (1729- 1781) - «Воспитание человеческой расы», в котором он развивает тезис о постоянном и прогрессивном откровении, завершающемся в третьей эпохе [Элиаде, 1995].

Г.Э. Лессинг подробно описывает тяжелый путь духовного становления, пройденный еврейским народом. Он, по утверждению Г.Э. Лессинга, прошел все ступени «детского воспитания», т.е. «воспитания с помощью непосредственных, чувственно воспринимаемых наказаний и наград» [Лессинг, 1995, с.45]. Г.Э. Лессинг пишет: «… для отдельного человека - воспитание, для всего человеческого рода - откровение. Воспитание - это откровение, которое дано отдельному человеку; откровение - это воспитание, которое было дано и теперь еще дается, человеческому роду» [Лессинг, 1995, с.45]. Говоря метафорически, еврейский народ прошел путь воспитания, который традиционно проходят дети в своем развитии и становлении посредством непосредственного участия взрослых.

По аналогии с воспитанием еврейского народа можно увидеть закономерности воспитания человечества в сегодняшнем дне. Как бесспорно указывает Д.И. Фельдштейн, «… совершенно очевидно, сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды - среды, которая, как подчеркивал Л.С. Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития» [Фельдштейн, 2010, с. 88]. Многие исследователи, философы и мыслители в настоящем времени видят вызов современности перед лицом неопределенности непрерывно меняющегося мира. Неопределенность, как явление, как феномен, призвано для воспитания, развития человечества.

В свою очередь известный американский этнограф детства Маргарет Мид, которую называли «первым антропологом детства и юности», «матерью мира», писала 50 лет назад про зарождение новой культурной формы, третьей эпохи, называя ее - префигурацией. Как пишет Маргарет Мид, «дети сегодня стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов» [Мид, 1988, с. 365]. Маргарет Мид выделила три типа культур в истории человечества: постфигуративные, в которых дети учатся у своих предков; кофигуративные, в которых и дети и взрослые учатся прежде всего у равных, то есть сверстников; и префигуративные, в которых взрослые преимущественно учатся у детей. Полагая, что в настоящее время мы живем в префигуративной эпохе, в которой взрослые преимущественно учатся у детей, автор статьи имеет ввиду не буквальный, а переносный, метафорический, говоря другими словами – символический смысл. В данном контексте дети с присущей им стихийностью ассоциируются с неопределенностью времени.

Эти три послания, Д.И. Фельдштейн, М. Мид и Г. Э. Лессинга адресованные будущим поколения, вышли незадолго до их смерти, став своего рода их духовным завещанием, посланием для будущего человечества.

Не смотря на значительную критику в адрес М. Мид, в науке, как известно, важнее правильных ответов являются правильно заданные вопросы. М. Мид писала о том, что взрослым нужно учиться у детей. Но разве только освоению новых технических разработок нужно учиться у детей? Что именно имела ввиду М. Мид? Чему нужно учиться у детей?

Попробуем ответить на эти вопросы. Выделение трех эпох или трех типов культур соответствует принципу троичности, который можно проследить в любой системе нашего мира, главным образом - в духовной. Это вытекает из дуальности мира в целом, как соединение двух противоположностей, например внутреннего и внешнего мира человека, отражение внутренней жизни во внешней реальности. А третий элемент выступает как разделяющий и разграничивающий эти две противоположности, образуя троичность. Поэтому концепция трех типов культур вполне закономерна и логична. Однако это верно только на внешнем плане, в котором меняется социальная, экономическая реальность человека. На внутреннем же плане эти три эпохи, которые условно можно обозначить как детство, переходное состояние и взрослость, протекают не линейно.

Идея М. Мид о необходимости взрослых учиться у детей актуальна в настоящее время не только по причине того, что мы переживаем период бурного роста и развития цивилизации, в которой дети учат взрослых пользоваться новыми устройствами. Актуальность идеи Маргарет Мид обусловлена несоответствием бурного развития цивилизации на внешнем плане и отсутствием развития внутреннего мира человека. Такой дисбаланс в развитии человечества привел к переносу во времени точки взросления. 

Как справедливо заметил другой советский мыслитель и философ 20 века Мераб Мамардашвили «мы оказались инфантильными. Инфантильность - это переростковое состояние, с упущенным моментом взросления. Упустив его сами, мы теперь озабочены проблемой молодежи, хотя в действительности «это о нас говорит сказка» [Мамардашвили, 2008, с. 41].

Развитие цивилизации, через революцию в том числе, достигнутое ценой человеческих жизней, обретает и присваивает эту ценность. То есть, сегодняшняя жизнь человека, лишенная благ цивилизации, ничего не стоит и не имеет смысла. Современный человек отдает свою жизнь в рабство материальным ценностям. Как об этом писал М. Мамардашвили «люди освобождаются ровно настолько, насколько они сами проделали свой путь освобождения изнутри себя, ибо всякое рабство – самопорабощение… Взросления не может быть без открытого и граждански защищенного поля свободного движения, о котором никто заранее или извне не может знать, для чего оно и к чему. Без свободного прохождения человеком этого оставляемого ему люфта не может быть личности» [Мамардашвили, 2008, с. 41]. О воспитании свободой писал также выдающийся английский педагог XX в. Александр Сазерленд Нилл в своей книге «Саммерхилл – воспитание свободой».

Взрослению препятствует отсутствие «открытого.. поля свободного движения, о котором никто заранее или извне не может знать, для чего оно и к чему» [Мамардашвили, 2008, с. 41], что в свою очередь сопоставимо с состоянием неопределенности и беспомощности, в котором человек не может никак повлиять, предопределить, проконтролировать, простроить и распланировать свою жизнь. Эта идея о необходимости прохождения через некий люфт неопределенности, о котором заранее никто не может знать, как поверья из сказок - «пойди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что», возвращают нас к предсказаниям Джоакино да Фьоре о третьей эпохе, которая будет «царством Свободы под руководством Святого Духа». Этот архаический миф о всеобщем возрождении перекликается с идеей Маргарет Мид о третьей эпохе в культуре, в которой взрослые учатся у детей, и идее о непосредственном воспитании человечества Г. Э. Лессинга.

В этой связи вспоминается цитата немецкого философа, представителя иррационализма Ф. Ницше (1844 - 1900) о том, что «нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» [Ницше, 2007, с. 205].

Хаос или неопределенность есть основа для развития. Посредством избегания неопределенности не происходит закономерного развития и, следовательно, вместо взросления появляется инфантильность. Именно через проживание собственной беспомощности и бессилия, связанных с неопределенностью, происходит реальное взросление. Как писал выдающийся польский педагог, писатель Януш Корчак (1878 - 1942), «какие горькие минуты переживает воспитатель, видя отражение собственного бессилия в беспомощности ребенка» [Корчак, 1990, с. 199]. Именно с детьми ассоциируется состояние беспомощности и бессилия. «Всякая беспомощность, всякое удивление незнания, ошибка в применении имеющегося опыта, неудача в попытках подражания, всякая зависимость напоминают нам ребенка вне связи с возрастом человека» [Корчак, 1990, с. 256].

Именно дети могут научить взрослых выдерживать состояния неопределенности через веру, справляться с собственным бессилием и беспомощностью - через любовь, ведь никто так не умеет верить и любить, как дети, и никому так много не выпало терпеть бессилие и беспомощность, как детям. Благодаря любви происходит соединение противоположностей, и взрослые могут вместить и соединить в себе и силу, и беспомощность, а также оставаться «определенными» в неопределенности. То есть, проходя путь внутреннего развития, встречаясь с неизбежной неопределенностью, принципом незавершенности познания, как фактом, человек находит опору внутри себя.

Список литературы

1. Корчак, Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. – Москва: Политиздат, 1990. - 493 с. - Текст: непосредственный.

2. Лессинг, Г.Э. Воспитание человеческого рода/ Г.Э. Лессинг. - Текст: непосредственный // «Лики культуры»: альманах. - Москва: Юристъ. - 1995. - 183 с.

3. Мамардашвили, М. Мысль как поступок/ М. Мамардашвили. - Текст: непосредственный // Газета Издательского дома "Первое сентября". - 2008. - №13.- 65 с.

4. Мид, М. Культура и мир детства: Избранные произведения. – Москва: Издательство «Наука», 1988. - 430 с. - Текст: непосредственный.

5. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. - Москва: Издательство АСТ, 2007. - 395 с. - Текст: непосредственный.

6. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы/ Д.И. Фельдштейн. - Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. - 2010. - №2. - 88с.

7. Элиаде, М. Аспекты мифа. - Москва: «Инвест-ППП», 1995. - 234 с. - Текст: непосредственный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.007 с.)