The inner dialogue as a tool and as an object of psychotherapy 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The inner dialogue as a tool and as an object of psychotherapy



Vizgina A.

Abstract. The article reveals the role of internal dialogue (ID) in psychotherapy. The article considers certain features of ID, which contribute to the psychotherapeutic changes by being used in different psychotherapeutic approaches. Different views on ID as an object of psychotherapeutic influence are given: in some approaches it is a conflict ID, which is transformed into a constructive one in the process of interaction between conflicting positions, in others - a constructive ID is formed purposefully.

Key words: inner dialogue, psychotherapy, inner conflict, constructive inner dialogue, internalization

 

Способность вступать в общение с самим собой, вести внутренний диалог (ВД), является одной из важнейших процессуальных характеристик личности. Несмотря на расхождения в понимании этого феномена, большинство современных исследователей разделяют представление о ВД как о процессе, опосредующем самопознание и самоотношение, разрешение внутренних конфликтов, саморегуляцию, формирование жизненной позиции, осуществление выбора. От того, как протекает диалог человека с самим собой, зависит успешность этих процессов. Поэтому не удивительно, что в целом ряде подходов ВД является одним из основных объектов психотерапии. Но ВД обладает еще такими уникальными особенностями, которые позволяют его рассматривать и как инструмент психотерапевтического воздействия.

Благодаря механизму интериоризации в онтогенезе формируется реализуемая во ВД способность человека вставать в разные позиции и становиться Другим по отношению к себе самому. Это создает возможность размыкания ВД вовне, встраивания в него реального Другого в ходе психотерапевтического диалога и изменения его изнутри. Еще одна особенность ВД, которая делает его столь привлекательным для психотерапии, связана с сущностью диалога как такового. Речь идет о порождении нового смысла в ходе его развертывания, возможность которого заложена уже в самом факте наличия разных смысловых позиций по отношению к предмету диалога. Спонтанное развертывание внутреннего диалога, по аналогии с внешним, приводит к углублению и большему раскрытию позиций, усилению их взаимодействия, и в конечном итоге – к совместному решению, формированию новой позиции. Именно эта способность ВД к динамике и позитивному развитию послужила отправной точкой в истории его применения в психотерапии, когда Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии разработал технику «горячего стула», направленную на усиление переживания, возвращение отторгнутых частей Я и интеграцию полярностей [Perls, 1995]. Впоследствии эта техника стала активно применяться и в других подходах экспериентально-гуманистической направленности, и прежде всего в эмоционально-фокусированной терапии. Пересаживаясь с одного стула на другой, клиент побуждался не просто озвучивать, но поочередно эмоционально вживаться каждую из позиций, наиболее полно выражая себя и напрямую обращаясь к своему оппоненту. Благодаря использованию этой техники, Л.Гринберг пришел к пониманию ВД как процесса разрешения внутренних конфликтов. Он показал, что уже одно спонтанное развертывание такого вынесенного вовне ВД, при вспомогательной роли терапевта, способствует его динамике в сторону уменьшения раскола между позициями и нахождению совместного решения [Greenberg, Whelton, 2004]. Таким образом, было показано, что с помощью «техники двух стульев» не просто синтезируется искусственный диалог, но актуализируется и развивается реальный внутриличностный процесс. В дальнейшем именно такое понимание ВД было взято за основу Стайлсом, представителем современного направления Теории Диалогического Я (DST), при разработке модели ассимиляции проблемного опыта (APES), предполагающей, что ВД проходит разные ступени интеграции в ходе психотерапии [Stiles, 1999]. Психотерапевт поддерживает развертывание ВД, способствует взаимодействию между голосами, что приводит к более полному выражению ранее скрытых голосов, представляющих непринятые аспекты Я, в результате чего формируется «смысловой мост» между ними, позволяющий слышать друг друга и совместно вырабатывать решение. Таким образом, в подходах, где во главу угла ставится способность ВД к спонтанному развитию от конфликтных монологизированных форм к конструктивным, ВД выступает и как объект психотерапевтической трансформации, и как ее механизм.

 В других подходах формирование конструктивной формы общения с собой носит более целенаправленный характер. Так в экзистенциальном анализе с помощью специальных вопросов у клиента формируется ВД, способствующий персональной переработке переживаний, их согласованию со своим Я, своими возможностями, чувствами, ценностями, и занятию персональной позиции [Лэнгле, 2019]. В диалогическом подходе к терапии пациентов с личностными расстройствами, разрабатываемым Е.Т.Соколовой, направленной коррекции подвергаются дисфункциональные паттерны отношений с интериоризированными фигурами значимых других [Соколова, 2015]. Г. Херманс, основатель направления теории диалогического Я, разработал метод выявления и оценки личных позиций с точки зрениях их полезности для решения проблем, и выработки новых более конструктивных позиций [Hermans, 2004].

Несмотря на различия в подходах к ВД и методах его формирования и коррекции, общим в перечисленных направлениях является понимание сформированного конструктивного ВД как внутреннего ресурса, выходящего за рамки терапии открывающего человеку путь к самоизменению, разрешению своих проблем и конфронтации со старыми неконструктивными паттернами. Механизмом такого усвоения новых форм общения с собой является интериоризация терапевтического внешне-внутреннего диалога, причем как когнитивных, так и эмоциональных его аспектов, и прежде всего, персонального (уважительно-принимающего) отношения терапевта к клиенту. Итак, рассматривая ВД под углом разных подходов, мы постарались показать те его особенности и механизмы, которые делают его уникальным, объектом и инструментом психотерапевтического воздействия.

 

Список литературы

1. Лэнгле, А. Основы экзистенции как методические элементы для практики. Конфронтация с собой, работа с сопротивлением, синдром ожесточения / А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ: Бюллетень. – 2019. – №10–11. С.8 – 52.

2. Перлз, Ф. Внутри и вне помойного ведра / Ф. Перлз. – Санкт-Петербург: Петербург – XXI век, 1995. – 447 с.

3. Соколова, Е. Т. Клиническая психология утраты Я / Е. Т. Соколова. – Москва: Смысл, 2015. Смысл, 2015. – 895 с.

4. Greenberg L., Whelton W. From discord to dialogue. Internal voices and the reorganization of the self in process-experiential therapy / L. Greenberg., W. Whelton // In H. H. Hermans, G. Dimaggio (Eds.), The dialogical self in psychotherapy. – London: Brunner-Routledge, 2004. – P. 108 – 123.

5. Hermans, H. The dialogical self: between exchange and power / Hermans, H. // In H. H. Hermans, G. Dimaggio (Eds.), The dialogical self in psychotherapy. – London: Brunner Routledge, 2004. – P. 13-28.

6. Stiles, W. Signs and voices in psychotherapy / W. Stiles // Psychotherapy Research. 1999. – Vol. 9. – № 1. – P. 1–21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.005 с.)