Мера выраженности учебной мотивации в семьях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мера выраженности учебной мотивации в семьях



низкая (от 1 до 2 баллов) средняя (от 3 до 4 баллов) средняя (от 3 до 4 баллов)
Авторитарная 2 6 2
Маленький

4

 

 

неудачник
Кооперация   6 7
Отвержение

 

1

 

(принятие)
Принятие

 

12

24

(отвержение)
Симбиоз   20 4

 

Данные результаты, подтолкнули автора к поиску первоначальных фактором, которые несут в себе основу воспитания. Базовым фактором в данном случае стало психическое поведение, а также нравственная взаимосвязь отец-мать-ребенок. Подобное возможно только если родители принимают своего ребенка «таким какой он есть», т.е. безусловно любят его. Но как показало исследование, есть и другой тип семей - семьи, где ребенка любят только если он выполняет требования родителей и семьи, где абсолютно не любят ребенка. Данные типы семей представлены в общем виде, если рассматривать влияние типа детско-родительских отношений на психическое состояние маленького индивида, необходимо расширить вышепредставленные типы семей:

1. Семья абсолютных диктаторов - дети в такой семье растут с серьезными неудачами становления своей индивидуальности, без возможности самостоятельно принимать решения.

2.  Гиперопека - как бич современной российской семьи. Вырастая, ребенок абсолютно неприспособлен к взаимодействию в коллективе, он всего боится и совершенно не может выстраивать траекторию своей деятельности.

3. Лояльность и пофигизм в современных молодых семьях также является распространенным типов взаимодействия ребенок-родитель. Дети из таких семей стараются быть «серыми мышками», не привлекать к себе много внимания и очень часто замыкаются в себе при любом минимальном конфликте.

4. По мнению автора, самый лучший тип взаимоотношений в семье - это сотрудничество. Данный тип включает в себя элементы всех вышепредставленных типов, которые гармонично сплетаются между собой. В семьях с подобным типом взаимодействия присутствуют благоприятные условия для гармоничного развития личности маленького индивида.

Таким образом, стоит отметить, что каждая семья нашей страны индивидуальна. По результатам корреляционного анализа следует отметить, что существует связь между стилями детско-родительских отношений и мотивацией к учебе у школьников.

Именно поэтому, создавая региональный проект «Осознанное родительство» автор, при изучении стилей детско-родительских отношений, брал лучшее от каждого стиля, смешивал их между собой, получая совершенно новый, современный взгляд на воспитание детей.

 

Список литературы

1. Активные методы обучения студентов: практическое руководство / Отв. за вып. И.М. Лоханина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева: Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2005. 118 с.

2. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности / Д.В. Берко. Дис. Канд. псих. наук. – Ставрополь, 2000 – 395с.

3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. на соискании ученой степени канд.псих.наук / А.Я. Варга. – М., 1986 г.

4. Виноградова А.А. Стили детско-родительских отношений и их значение в развитии личности ребенка. Материалы Всероссийского научно-практического форума, Ярославль, 10 октября 2020 г. / под ред.
А. В. Карпова. – Ярославль: Филигрань, 2020. – 290 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2015. – 536 с.

 

 

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Воронова Ю.В.

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые механизмы негативного воздействия средств массовой информации (СМИ) на процесс предварительного расследования преступлений. Автор делает вывод о необходимости разработки и внедрения в практику стратегии информационного сопровождения следственной деятельности, позволяющей нивелировать это воздействие.

Ключевые слова: предварительное расследование преступлений, доказывание, средства массовой информации, информационное сопровождение.

Abstract: the article considers some mechanisms of the negative impact of the mass media on the process of preliminary investigation of crimes. The author concludes that it is necessary to develop and put into practice a strategy of information support of investigative activities, which allows to neutralize this impact.

Keywords: preliminary investigation of crimes, proof, mass media, information support.

Информация в современном мире уже давно приобрела статус важнейшей детерминанты социальных и социально-психологических процессов в обществе. Вместе с тем обеспечить централизованное управление ее потоками практически невозможно. Возможности современных смартфонов позволяют каждому гражданину в возрасте от 6 лет участвовать в формировании информационного пространства общества.

Безусловно стихийное распространение информации, ее трансформация при передаче от одного субъекта к другому приводит к запуску стихийных слабо контролируемых процессов, способных оказывать пагубное воздействие как на отдельные категории граждан, так и на общество в целом. Ситуация усугубляется, если эти процессы разворачиваются вокруг событий преступления, его расследования.

Предварительное расследование преступлений представляет собой стадию уголовного процесса, следующую за стадией возбуждения уголовного дела. Эта стадия призвана решить ряд очень важных задач: выяснить обстоятельства преступления, личность преступника, определить мотив, условия, способствующие совершению преступления. Иными словами, собрать мощную доказательную базу. Следователи в своем арсенале имеют широкий спектр тактических приемов, способствующих решению ранее обозначенных задач. Однако они оказываются малоэффективными в условиях стихийного распространения как достоверной информации в рамках уголовного дела, так и недостоверной информации, возникающей при активном обсуждении события в официальных и неофициальных СМИ.

По своей сути доказывание представляет собой процесс неполной реконструкции значимых в рамках уголовного дела событий, основанных на вероятности, а не на абсолютной уверенности. Информация, факт, сведения, имеющие в этом процессе центральное значение, могут быть проинтерпретированы совершенно по-разному, что отразится на результатах уголовного дела. Так определенного рода интерпретация в СМИ событий, значимых для уголовного дела, определенным образом, может повлиять на его ход и результат.

Особенно заметно влияние деятельности СМИ при расследовании резонансных уголовных дел. Именно официальные и неофициальные СМИ формируют общественное мнение о преступлении, преступнике, деятельности правоохранительных органов, иногда основываясь на недостоверной информации. Это, как правило, приводит к давлению на следствие, что может иметь непоправимые последствия (например, привлечение невиновного к ответственности), а также увеличению сроков расследования преступления (в связи с необходимостью проверки фактов, упомянутых в СМИ).

Активное обсуждения событий громких преступлений в официальных и неофициальных СМИ закономерно приводит к тому, что преступления становятся привычной частью жизни, в том числе, человека далекого от преступных сообществ и правоохранительных органов. То, что воспринимается привычным и обыденным имеет опасность перейти из разряда преступных деяний во вполне оправданное поведение, а затем в вариант нормы.

Новое явление российской медиасферы «хайп» (ажиотаж, шумиха вокруг необычных, ставших широко известными событий и личностей) отражает выраженность потребности отдельных категорий граждан во всеобщей популярности. Для получения такой известности используются любые способы, в том числе, незаконные. Тиражирование информации о громких резонансных преступлениях и людях, их совершивших, дают возможность выбрать наиболее «эффективный» способ стать «известным».

Таким образом, освещение расследования преступлений на этапе предварительного следствия СМИ и в сети Интернет в настоящий момент носит стихийный неорганизованный характер, что снижает ее эффективность, с одной стороны, способствует росту числа преступлений, с другой. В этой связи требуется разработка и внедрение в практику стратегии информационного сопровождения следственной деятельности с учетом социально-психологических механизмов функционирования современного общества и уровня информационных и коммуникационных технологий, а также перспектив их развития. Что позволит, с одной стороны, устранить последствия стихийного распространения информации о событии, с другой, осуществить профилактику этих деструктивных процессов.

 

Список литературы

1. Боруленков Ю.П. Теория доказательств и доказывания: доказательственная система как карточный домик // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. № 5 (34). С. 170-182.

 

ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Власова Г.И.

 

Проблема профориентации старшеклассников сохраняет свою актуальность на протяжении последних десятилетий. При этом в литературе отмечается тенденция к сохранению престижа тех специальностей, которые относятся к системе «человек-человек» и «человек-знаковая система» [1; 2]. В то же время специальности, связанные с воинской службой или службой в подразделениях МЧС в меньшей степени привлекают выпускников школ. При этом сами школьники не отрицают наличие у этих профессий преимуществ, но все же предпочитают экономические и юридические специальности отечественных вузов. В этой связи нами был выполнено эмпирическое исследование старшеклассников г. Химки, на основании данных которого можно составить прогноз в отношении планов поступления выпускников 11-х классов в вузы летом 2021 г. Всего в опросе приняли участие 243 респондента (98 юношей и 145 девушек). При этом нас интересовали также акцентуации характера респондентов [3].

По данным анкеты, на начало апреля 2021 г. треть учащихся находятся в состоянии неопределенности; хотя лишь 7% респондентов еще не ставили перед собой цель точного определения высшего учебного заведения. Все они по окончанию школы планируют поступать в ВУЗы. При этом половина для себя один конкретный ВУЗ и одну специальность. Прочие будут подавать документы в несколько ВУЗов, не смотря на приоритет определенной специальности, чтобы увеличить шансы на получение высшего образования (тем более, что вариантов выбора стало в этом году больше). Основной целью поступления в высшее учебное заведение у большей части школьников является такие характеристики будущей профессии, как ее перспектива и высокая рыночная стоимость услуг, а также максимальная реализация своих возможностей и повышение интеллектуального уровня. В меньшей степени старшеклассники видят целью возможность получить хорошее образование, легкое устройство на работу, соответствие ожиданиям родителей, получение диплома, близость ВУЗа от дома и его престиж. И совсем не значимы цели поступления в ВУЗ для отсрочки от армии, желание пожить студенческой жизнью и просто за компанию с одноклассниками.

Для девушек основной целью получения высшего образования является саморазвитие и желание соответствовать ожиданиям родителей, а для юношей иметь достойный заработок. Следует отметить сохранение интереса к таким специальностям как юриспруденция, медицина и экономика.

Большая часть старшеклассников при выборе анализировали соответствие своих способностей конкретной специальности и интересовались спецификой выбранной специальности. Однако в ходе опроса выяснилось, что большинство респондентов имеет смутное представление о профессии, объектах, цели, орудии, условиях труда, которые она предъявляет к способностям человека, особенностям его личности. Большая часть не проявляла интерес к ознакомлению с ВУЗом на дне открытых дверей. Среди опрошенных не наблюдается тенденции выбора специальности, соответствующей специальности родителей. В основном все респонденты опираются на собственное мнение, но и считаются с мнением родителей. С учетом данных психологического тестирования старшеклассников, в которых определялась связь типа акцентуаций характера с жизненными планами (тест-опросник Г. Шмишека и У. Леонгарда), можно отметить наличие влияния индивидуально-психологических особенностей личности на выбор высшего образования:

1. Влияние типов акцентуации характера мотивы принятия решения о получении высшего образования:

 Так респонденты с гипертимным тип акцентуации не считают, что им необходимо повышать интеллектуальный уровень, хотя убеждены что их способности знания и умения находятся на достаточно высоком уровне развития. Для них не характерен и такой мотив как поступление в вуз находящийся ближе к дому, так как к выбору места будущей учебы они подходят из более серьезных критериев. Отсутствие склонности соответствовать желаниям родителей может быть связанно с характерными для этого типа негативными реакциями на воздействия взрослых. Т.е. получение высшего образования может быть обусловлено их стремлением к успеху в любой своей деятельности.

Представители циклоидного типа акцентуации характера, в силу колебаний настроения и жизненного тонуса, главной целью получения высшего образования считают обеспечение полученным дипломом последующего легкого устройства на высокооплачиваемую работу.

Респонденты с лабильной акцентуацией характеризуются изменчивостью настроения, что затрудняет оценивание ими своих профессиональных перспектив. Они принимают решение о получении высшего образования, чтобы иметь перспективу гарантированного трудоустройства, и не стремятся к максимальной реализации своих возможностей. В силу привязанности к близким, стремятся соответствовать ожиданиям родителей. Нечто общее с ними есть у респондентов с сензитивной акцентуацией, у которых высокая впечатлительность дополняется резко выраженным чувством собственной неполноценности. Возможно поэтому они демонстрируют низкий уровень притязаний в отношении перспективной профессии и поступают в ВУЗы из желания угодить родителям.

Старшеклассники с тревожно–педантической акцентуацией характера стремятся получить высшее образование, что бы повысить свой интеллектуальный уровень, а также считают, что поступление в ВУЗ даст положительную перспективу последующего трудоустройства.

Респонденты с чертами интровертированного типа опасаются идти в армию, так как это предполагает вынужденный контакт с окружающими. То же состояние, связанное с трудностью устанавливать контакты (как следствие, трудность на собеседовании при приеме на работу) определяет для них выбор специальностей, где подобные испытания минимизированы.

Респонденты с чертами демонстративного типа, принимая решение получить высшее образование, мотивированны на высокооплачиваемую работу, так как желают добиваться высоких результатов в любой своей деятельности и не будут поступать в ВУЗ просто лишь потому, что он находится близко от дома. Получив образование, они считают, что будут иметь высокую зарплату и реализовывать цели, благодаря которым смогут быть в центре внимания.

Так как для лиц с неустойчивым типом акцентуации характерна патологическая слабость воли, что проявляется в ситуациях учебы, труда, исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество, именно по этим причинам они не стремятся к развитию и реализации своих возможностей, не желают идти в армию и главной целью поступления в ВУЗ считают устройство на высокооплачиваемую работу.

    Таким образом, характерологические особенности старшеклассников оказывают существенное влияние на принятие решения о получении высшего образования. Для личностей, склонных к достижению успехов в своей деятельности, одним из ведущих мотивов выступает обучение в престижном ВУЗе. Во-первых, они стремятся к высоким результатам в реализации своих целей и жизненных планов, считая, что престиж ВУЗа повлияет на устройство на работу. Во-вторых, они руководствуются при выборе престижного ВУЗа тем, что смогут устроиться в компанию, которая уже обладает престижем и сразу повысит их статус в глазах других людей. В-третьих, они полагают, что выпускникам престижных ВУЗов работодатели отдают предпочтение, и они смогут устроиться на любую работу по своему выбору.

        

Список литературы

1. Аверьянова С. Ю., Пилипенко Л. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа – дополнительное образование – вуз» / под общ. ред. В. Г. Гульчевской; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. 252 с.

2.Карапетян В.С., Турчин А.С. Особенности профессиональных предпочтений старшеклассников/Служба практической психологии в системе образования Санкт-Петербурга: Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.М. Шингаева. СПб.: СПб АППО, 2019. С.96-101

3.Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. 544 с.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.018 с.)