Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь ценностных ориентаций личности и отношения к социальному обмену
Вавакина Т.С. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках Наше направление исследования посвящено анализу факторов эффективности межличностного партнерства в разных сферах совместной жизнедеятельности. В фокусе внимания – межличностное партнерство в разных сферах совместной жизнедеятельности. Мы рассматриваем межличностное партнерство как горизонтальное социальное взаимодействие самостоятельных, инициативных субъектов, реализующих в данном взаимодействии определенные стратегические цели и/или решающих текущие задачи. [Позняков, Вавакина, 2016]. В социальной психологии и социологии широкое распространение и признание получили исследования социального взаимодействия, выполненные в рамках концепций социального обмена. В рамках подготовки теоретического подхода к исследованию делового партнерства и типов отношения к нему [Вавакина, 2011] нами был сформулирован ресурсно-ценностный подход, подразумевающий в самом общем виде рассмотрение двух видов обмена: материальными и нематериальными ценностями, т.е. вполне конкретными ресурсами и психологическими отношениями [Позняков, Вавакина, 2014]. Цель данного исследования: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций личности и отношения к различным аспектам социального обмена в межличностном партнерстве в относительно нейтральной ситуации досуга. В данном исследовании приняло участие 122 человека из Москвы и МО, взрослые мужчины и женщины, занятые в разных сферах профессиональной деятельности. В исследование социального обмена в межличностных партнерских взаимоотношениях для диагностики намерений и ожиданий в ситуации обмена ресурсами и отношениями была использована методика С.Е. Поддубного [Поддубный, Позняков, 2018], адаптированная для данного исследования. Для оценки ценностных ориентаций – «Опросник ценностей» (ценностных ориентаций) (Ш. Шварц) [Карандашев, 2004]. Ценностные ориентации рассматривались нами на нормативном уровне (отношения к ценностям) и уровне индивидуальных приоритетов (оценки собственного поведения в ситуациях, раскрывающих ту или иную ценность). Социальный обмен был представлен 4 аспектами: готовностью делиться со своим партнером по взаимодействию ресурсами (имущество, деньги, социальный статус, знания и умения, а также услуги, которые можно оказать); готовностью делиться с партнером хорошими отношениями (эмоциональная поддержка, забота, доброта, внимание, понимание, доверие, верность и т.п.); ожиданием от партнера получить ресурсы; ожидание получить от партнера хорошее отношение.
Представим результаты исследования, раскрывающие взаимосвязь отношения к социальному обмену в межличностном партнерстве с ценностными ориентациями личности. Итак, субъективная оценка «Вы готовы поделиться отношениями с Вашим партнером» взаимосвязана со следующими ценностными ориентациями. На нормативном уровне: доброта (r = 0,366; p = 0,000); гедонизм (r = 0,246; p = 0,006); универсализм (r = 0,223; p = 0,013); самостоятельность (r = 0,213; p = 0,018); конформизм (r = 0,179; p = 0,049); достижения (r = 0,195; p = 0,031); традиции (r = 0,194; p = 0,032). А также с отношением к таким ценностям, как истинная дружба (r = 0,240; p = 0,007); внутренняя гармония (r = 0,225; p = 0,012); зрелая любовь (r = 0,205; p = 0,023); самоуважение (r = 0,189; p = 0,037). На уровне индивидуальных приоритетов: доброта (r = 0,294; p = 0,001) и универсализм (r = 0,210; p = 0,0203). Субъективная оценка «Вы готовы поделиться ресурсами с Вашим партнером» взаимосвязана на нормативном уровне: доброта (r = 0,247; p = 0,006); традиции (r = 0,240; p = 0,008); стимуляция (r = 0,223; p = 0,010); гедонизм (r = 0,189; p = 0,037). На уровне индивидуальных приоритетов: доброта (r = 0,207; p = 0,022); стимуляция (r = 0,182; p = 0,044) и самостоятельность (r = 0,181; p = 0,045). Оценка «Вы ожидаете получить ресурсов от Вашего партнера» взаимосвязана на нормативном уровне с отношением к ценности достижения (r = 0,248; p = 0,006). Наиболее взаимосвязана с ценностными ориентациями личности оказалась такая характеристика как готовностью поделиться с партнером хорошими отношениями. В меньшей степени – готовность поделиться с партнером ресурсами. В наименьшей степени – ожидание получить от партнера ресурсы. Ожидание получить от партнера проявление хорошего отношения с ценностными ориентациями личности не обнаружило взаимосвязи. Ценностные ориентации как одна из базовых характеристик личности непосредственно взаимосвязана с отношением человека к социальному обмену. В первую очередь – с готовностью самому проявлять активность в процессе социального обмена в партнерском взаимодействии, рационально использовать имеющиеся у партнеров ресурсы, а также создавать благоприятный эмоциональный фон взаимодействия и устанавливать соответствующие доброжелательные партнерские взаимоотношения.
Список литературы 1. Вавакина Т.С. Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Институт психологии Российской академии наук. Москва, 2011. 2. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. 3. Поддубный С.Е., Позняков В.П. Методика диагностики намерений и ожиданий в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т.3. № 4 (12). С. 178-202. 4. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 257-268. 5. Позняков В. П., Вавакина Т.С. Психология делового партнерства: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.008 с.) |