Техническая редакция: Галимова Р. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая редакция: Галимова Р.



 

                                                                                                     

 

© Козлов В.В., 2021 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 10

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абу-Талеб Д.В. 14

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПРЕВЕНЦИИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Акажанова А.Т., Коргамбекова Ж. Ж. 19

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, В РАМКАХ СТАРТАПА «EASY LIFE. ЖИТЬ ПРОСТО!!»

Байздрахманова А.К., Багыбаева М.И., Шерьязданова Х.Т. 26

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЛЕРОДОВЫХ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Буянова Е.А. 29

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ОБМЕНУ

Вавакина Т.С. 37

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ

Валиева Н. 40

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ И КАК ОБЪЕКТ ПСИХОТЕРАПИИ

Визгина А.В. 47

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПАТОЛОГИИ КОТОРЫЕ ОНИ ВЫЗЫВАЮТ

Виноградова А.А., Кашапов М.М. 52

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Воронова Ю.В. 56

ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Власова Г.И. 59

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОГНИТИВНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Власов Н.А. 64

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОГНИТИВНО - ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Власов Н.А. 67

ПРЕФИГУРАТИВНАЯ ЭПОХА: ВЗРОСЛЫЕ УЧАТСЯ У ДЕТЕЙ

Воронина Н.А., Жукова Т.В. 69

НОВАЯ ПОЗИЦИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Выборнова С.Г. 76

«НЕ ДАТЬ В ДОЛГ — ОСТУДА НА ВРЕМЯ, А ДАТЬ — ССОРА НАВЕКИ»: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕНЕГ ВЗАЙМЫ

Гагарина М.А. 79

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Гартвик Е.В. 83

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ МИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

Гусев А.Н., Баев М.С., Кремлев А.Е. 87

ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ИНФОГРАФИКИ РАЗНОГО ТИПА КАК ЧАСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Денисова К.И. 91

ПРОАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Дехтяренко А.А., Шлягина Е.И. 96

АРТ-КОУЧИНГ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОИСКА ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Дьяченко Е.Н. 98

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УЛУЧШЕНИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА

Ермакова Е.С. 102

НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ НЕНОРМАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ В ЮНОСТИ

Завражин С.А. 108

ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Иванова А. 111

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИИ МОЗГА КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Каланходжаева К.Б. 117

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УГРОЗ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕСТРУКТИВНЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Кисляков П.А., Силаева О.А. 123

Эмоциональные переживания подростков участников буллинга

Клепикова Н.М., Левшунова Е.Н. 128

НЛП В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Козлов В.В., Власов Н.А. 133

ПАНДЕМИЯ. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ

Козлов В.В. 135

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: ДИАЛОГ, ПОНИМАНИЕ, ПРИНЯТИЕ

Кокоренко В.Л. 138

СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА

Конева Е.В., Солондаев В.К. 143

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОМОГАЮЩИМ ПРОФЕССИЯМ, К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНДУСТРИИ 4.0

Коропец О.А. 147

ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ

В ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ

Корнеенков С.С. 150

КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА

Корнеенков С.С. 156

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТАХ ПАТОГЕНЕЗА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Кулемзина Т.В., Папков В.Е., Красножон С.В. 161

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Кудратуллаева Р.Б., Тургунова Г.Т. 166

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Кувандикова Г.Г. 178

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Локшина В.И. 186

СОЦИАЛЬНО-ПСИХЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ ТРАНСОРМАЦИЙ ТЮРМНОЙ СУБУЛЬТУРЫ НА ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО

Лопатина Н.В. 189

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТРАШНЕЙ ШКОЛЫ

Малахова Н.Н. 194

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Меркульева Т.А., Меркульев М.Ю. 197

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Муллабоева Н.М. 201

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КОМПАНИИ КАК ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО БИЗНЕСА

Мурзина Ю.С. 207

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ПОДГОТОВКА В МАХАЛЛЕ ПОДРОСТКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ» В ЗАЩИТЕ ОТ УГРОЗ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Мухтаров О.Ш. 211

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ

Нигматулина Л.А., Жабарова Л.А. 217

ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Орынбасарова С.Е. 221

ВАРИАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ

Поддубный С.Е, Позняков В.П. 226

ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Поваренков Ю.П., Кузнецова Е.А. 228

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Проскуряков А.П., Тимербулатова Э.С. 244

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ СВЯЗЬ С КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Путан Л.Я. 248

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ СМИ

Расников Е.Ф. 252

«ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ» Л.Т. ЯМПОЛЬСКОГО КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Расулов А.И. 258

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Рахимова И.И., Сатторова Ш.К. 266

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ

Рахимова Н.К. 271

FORMATION OF THE CONCEPT OF INTELLECT IN FOREIGN PSYCHOLOGY

Rakhmonova Z. 277

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С Я-ОБРАЗОМ

Ревякина Л.В. 284

САМООЦЕНКА КАК РОЛЕВОЙ ФЕНОМЕН

Ревякина Л.В. 288

ПРОБЛЕМА ТАКСОНОМИИ КАТЕГОРИИ «ИНФОРМАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

Романов И.В. 297

К ВОПРОСУ О ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХОТЕРАПИИ

Ронзин Д.В. 300

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ЛИДЕРОВ-ПОДРОСТКОВ

Рузиева Д.Ф. 303

СУПРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ

Рябова М.С. 307

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Садыкова Э.И. 314

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Саденова Г.М. 319

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА В АКТУАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Сафонова А.А. 321

ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Силаева О.А. 325

ПРОБЛЕМА РЕДУКЦИИ ПОНЯТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ОДАРЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Слепко Ю.Н. 331

ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПСИХОДУХОВНОГО КРИЗИСА

Смагулов Б.С., Саденова Г.М. 335

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СТОИТ ЛИ БЕСПОКОИТЬСЯ?

Стародубцева Г.А. 337

ЛИДЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Субботина Л.Ю. 343

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ «SOS ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ»

Сулайманова Д.К. 345

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРАХ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В БУЛЛИНГЕ

Сухарев И.А. 351

К ПРОБЛЕМЕ ОБОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Сухарев А.В. 355

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Терехин Р.А. 359

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЗНЕННОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ КАК СПОСОБ РАБОТЫ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ ЛИЧНОСТИ

Тихомиров М.Ю. 362

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Трофимова А.В. 366

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Турчин А.С. 371

ПЕРВИЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Турчин А.С., Татарников А.С. 375

ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В СТУДЕНЧЕСТВЕ

Усманова М.Н. 381

КРИТЕРИИ ПЕРЕХОДА В ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ В ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

Уткина Н.В. 385

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ

Учаев Н.М. 388

Изучение Фотографического мировоззрения как результатА восприятия Фотоизображений в современной психологической науке

Харланова Ю.В. 392

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРАТЕГИЯХ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Шамилов Х. Т. 398

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У КОМБАТАНТОВ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Шерматов Ф.Т. 402

РОЛЬ ФАКТОРА ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шингаев С.М. 408

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Юсупжонова И.А. 411

МЕТОДЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Южаков В.А., Вежливцева Е.С. 420

Internet addiction as a global problem of modern society

Sangilbayeva A.O., Amirbekova M.A. 425

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Уважаемый читатель!!!

Вы держите в руках сборник научных трудов 22-го Международного Конгресса «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», который будет проходить е с 14 по 16 мая 2019 года в г. Ярославле.

Организаторы Конгресса Международная Академия Психологических Наук, Российское Психологическое Общество, Администрация Ярославской области, Ярославский государственный университет, Институт Психологии РАН, Ярославский государственный педагогический университет.

Научные работы сборника в основном отражают направления Конгресса:

· Методология современной психологии: теория и практика -многомерность отношений (рук. профессора Карпов А.В., Мазилов В.А., Петренко В.Ф.)

· Теория и практика в психологии: в поисках общей теории - интегративная парадигма психологии (рук. профессора Козлов В.В., Клюева Н.В., Янчук В.А,)

· Практические методы в современной психологии (рук. профессора Кашапов С.М., Конева Е.В., Поваренков Ю.П., Субботина Л.Ю, Турчин А.С., доцент Урываев В.А.)

Конгресс будет построен в содержательном отношении на обсуждении материалов сборников и журналов, которые будет издаваться до начала Конгресса.

Кроме сборника «Психология XXI столетия» к началу Конгресса будет выпускаться сборник «Методология современной психологии» и журналы «ЧФ: Социальный психолог», «Вестник интегративной психологии».

«Методология современной психологии» и журнал «ЧФ: Социальный психолог» с начала издания загружаются РИНЦ.

Журнал «Вестник интегративной психологии» в 2020 году был включен в перечень ВАК Узбекистана и с этого года войдет в РИНЦ. 

Общий объем полученных материалов около 2000 стр. – второй за последние 29 лет проведения конференций, симпозиумов, Конгрессов под эгидой Международной Академии психологических наук. Все публикации за эти годы были бесплатны для авторов, что всегда их и меня как издателя  радовало.

Самое важное – конгрессы выполняют интегративную и консолидирующую функции, а также открывают научные, социальные, имиджевые, карьерные возможности для психологов России, ближнего и дальнего зарубежья.

В последнее время этот Конгресс называется «Новиковскими чтениями» в память о выдающемся психологе Викторе Васильевиче Новикове. Он основатель и президент Международной Академии Психологических Наук (1992 – 2010) - доктор психологических наук, профессор, Почетный президент Международной Академии Психологических Наук (2010-2012)

Виктор Васильевич Новиков родился 18 мая 1935 года в семье военнослужащего в селе Полтевы-Пеньки Кадомского района Рязанской области. В годы войны семья оказалась в Ярославле. Занимался греко-римской борьбой, стал мастером спорта. Закончил Ярославский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского. Известный в нашей стране и за рубежом специалист в области социальной психологии, промышленной психологии и психологии коллектива, он внес своими исследованиями крупный вклад в психологическую науку и практику, активно участвуя в разработке научных проблем социальной и промышленной психологии. 

Новиков Виктор Васильевич был прекрасным человеком и великим интегратором психологии, особенно сообщества психологов. Его имя и сегодня выполняет эту прекрасную объединяющую миссию.

22-ой Международный Конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», посвящен 100-летию профессора Роговина М.С. (1921—1993), известному отечественному психологу, доктору психологических наук.

Михаил Семенович Роговин родился 27 октября 1921 года в Москве в семье известного переводчика и философа С.М. Роговина. Поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета. Был призван в армию, прошел Великую Отечественную войну, участвовал в войне с Японией. Был командиром экипажа танка, затем, после ранения, — инструктором, военным переводчиком. После войны М.С. Роговин окончил Военный институт иностранных языков, поступил в аспирантуру по психологии в МГИИЯ к В.А. Артемову. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблема понимания». В конце пятидесятых—начале шестидесятых годов работал в фундаментальной библиотеке по общественным наукам АН СССР. В шестидесятых годах М.С. Роговин работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В семидесятых и восьмидесятых был профессором на факультете психологии Ярославского государственного университета. В последние годы жизни был заведующим кафедрой психологии в Московском государственном лингвистическом университете. За это время им были написаны и опубликованы книги и учебные пособия: «Введение в психологию» (1969), «Философские проблемы теории памяти» (1966), «Проблемы теории памяти» (1977), «Психологическое исследование» (1979), «Структурно-уровневые теории в психологии» (1977), «Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования» (1988, в соавторстве), «Исследование отрицания в практической и познавательной деятельности» (1985, в соавторстве), «Основы исследования в акциональных науках» (1993, в соавторстве) и другие. Всего им было опубликовано около трехсот пятидесяти работ.

Когда в 1978-ом году я поступил на отделение психологии ЯрГУ (факультет в те времена назывался биологии и психологии), профессоров было мало – всего трое на весь Ярославль. На первом курсе нам читал лекции профессор Шадриков Владимир Дмитриевич, но всего один семестр. Во время учебы на младших курсах мы знали о Михаиле Семеновиче, но познакомились плотно только на третьем курсе, когда он нам начал читать курс по истории психологии и нейропсихологии, а затем патопсихологии. Н пятом курсе познакомился с профессором Новиковым Виктором Васильевичем.

Слушая лекции Роговина мы поражались его  потрясающей эрудиции, широчайшему кругозору, глубоким знаниям истории философии и психологии. Он блестяще владел английским, немецким, французским, испанским языками. Во многих отношениях Михаил Семенович был образцовым ученым, классическим профессором.

Нам хочется произнести слова глубокой и искренней благодарности настоящему Учителю и мудрецу, энциклопедисту и философу психологии - профессору Михаилу Семеновичу Роговину.

Именно из чувства искренней благодарности мы решили посвятить этот конгресс столетию профессора Роговина Михаила Семеновича.

Профессор Козлов В.В.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Абу-Талеб Д.В.

 

Актуальность: В данной статье рассматривается интегральный подход, который можно сегодня отнести к инновационному способу образования личности и новой методологической и мировоззренческой основе, способной предотвратить глобальную материализацию и распространение идеологии техницизма. Не имеет смысла нынешнюю систему образования обновлять и перестраивать. Есть необходимость в ее изменении.

Relevance: This article examines the integral approach, which can now be attributed to an innovative method of personal education and a new methodological and ideological basis that can prevent the global materialization and spread of the ideology of technicism. It makes no sense to update and rebuild the current education system. There is a need to change it.

Ключевые слова: интегральное образование личности, интегративное образование, технология обучения, образовательная среда воспитания.

Keywords: integral education of the individual, integrative education, learning technology, educational environment of upbringing.

 

В центре современной психолого-педагогической дискуссии все чаще оказываются самоценность личности человека (взрослого, ребенка), толерантность к проявлениям индивидуальных особенностей личности, образование в течение всей жизни и др. На этом фоне возникают новые направления педагогических (образовательных) практик: инклюзивное образование, интегративное образование, интегральное образование.

Мы определяем интегральное образование как опережающее и обеспечивающее уникальное развитие каждой отдельной свободной личности в интегральном синергетическом и творческом процессе и пространстве ее взаимодействия с другими свободными личностями - как соучениками, так и преподавателями.

Образовательный процесс в интегральном образовании можно рассматривать как сотворчество преподавателя и ученика (учеников), не предполагающее ограничений, связанных с традиционной для образования субординацией. Мы говорим о новом типе субординации - “интегральной субординации”, при которой роли учителя и ученика сохранены, однако взаимодействие в процессе обучения (и образовательном процессе вообще) происходит на равных, горизонтально, с учетом ценности мнения и позиции каждого участника (мнения ученика и учителя равноценны).

Еще один аспект интегрального образования - интеграция на международном уровне. На сайте, посвященном интегральному образованию, «Научно-образовательного благотворительного фонда «Инновационное интегральное образование», упоминается интеграция всех существующих видов знания и опыта, которая возможна только при переходе от стратегии соперничества и противодействия между носителями различных видов знаний и опыта - к стратегии их сотрудничества. Таким образом, еще один аспект интегральности - стратегия сотрудничества между носителями разных знаний и опыта, между представителями разных социальных слоев, поколений, социальных ролей (учитель и ученик) и т.д.

Педагогические концепции настоящего времени все еще находятся под влиянием педагогики прошлого: учащийся порой до сих пор воспринимается педагогами как “белый лист”, на котором старшее поколение “пишет свою историю” и формирует по своему усмотрению. С психологической точки зрения этот воспитательный и образовательный процесс содержит элемент проекции: старшее поколение (родители, воспитатели, учителя) в процессе социализации ребенка пытаются “переосмыслить”, “переписать” собственную историю, исправить ошибки, допущенные в их собственном воспитании. Этот “проективный эффект” еще предстоит исследовать и оценить в рамках психолого-педагогической и психологической дисциплин, но очевидно, что такой подход к воспитанию ограничивает родителя (воспитателя, педагога) в объективности восприятия ребенка (учащегося), в том, чтобы дать ему возможность собственного выбора и признать свободу и самоценность этого выбора, помочь развить его собственные компетенции.

К недостаткам современной системы массового образования можно отнести такие черты, как устаревшая (прусская) однонаправленная модель образования, опирающаяся на авторитарный тип педагогики, жесткую субординацию между учащимися и педагогом.

Интегральный подход предполагает, среди прочего, восприятие учащегося во всей полноте его уникальных личностных характеристик. При таком подходе учащиеся с оригинальным, необычным способом мышления не оказываются “выброшенными за борт” в ходе унифицированного образовательного процесса.

Необходимость в отказе от воспитания “идеальных исполнителей” и “пользователей уже готового” приобретает глобальный масштаб. Сегодня гораздо более актуально активное совместное распредмечивание (распаковка) педагогом и учащимися багажа мирового наследия, чем зазубривание информации, которая легко находится при владении соответствующими навыками поиска в интернете.

Интегральное образование исходит из признания того, что нет одинаковых детей, студентов, людей вообще. А. В. Непомнящий пишет о другой значимой стороне интегрального образования, связанной с непрерывностью “образов этого мира”: «Интегральное образование (образов знание или образов познание) есть система создания и транслирования действующим и подрастающим поколениям цельных образов составляющих этого мира с учетом их непрерывной динамики в субъективном пространстве и достаточной стабильности в пространстве объективном” [1] [3]. Мы опираемся на интегральный подход как на основной образовательный принцип актуальной системы образования: это позволит педагогическим практикам, вместо “разработки образовательных методик” и “предоставления образовательных услуг в данной сфере, прийти к созданию единой интегральной образовательной среды, включающей как учащихся (детей, студентов, взрослых людей), так и преподавателей (воспитателей, учителей, университетских профессоров) как равных участников процессов, происходящих в этой среде.

Кроме того, значимой частью интегральной образовательной среды будет ее международный, мульти- и кросскультурный характер. Интегральная образовательная среда также предполагает возможность удаленного обучения для детей, студентов, взрослых, которым оно необходимо; а также внедрения элементов удаленного обучения в повседневный учебный процесс как неотъемлемой части интегральной образовательной системы.

Значимым фундаментальным принципом интегральной образовательной системы является “обучение в течение всей жизни”, что предполагает обучение не только с детства до старшего возраста, но и в любой точке земли, в любых жизненных обстоятельствах. Иными словами, “обучение в течение всей жизни” предполагает непрерывное развитие личности. В этой связи самоактуализация личности - одновременно и необходимое условие, и результат интегрального образования. Сама методика интегрального образования обогащена для практического применения с включением таких важных элементов, как организация «методики кругов» (круглые столы, обучение через игропрактики), что само по себе «возбуждает особую добрую силу природы, формирующую, объединяющую и доводящую нас до состояния взаимного включения друг в друга, когда теряются все наши эгоистические побуждения» [4]. Становиться очевидным, что создание и поддержка развития таких школ, где образование осуществляется через интегральный подход, будет способствовать решению педагогических, психологических и социальных задач, это то, что является одним из важнейших условий образовательной среды.

Мы полагаем, что интегральный подход можно сегодня отнести к инновационному способу образования личности и новой методологической и мировоззренческой основе, способной предотвратить глобальную материализацию и распространение идеологии техницизма. Не имеет смысла нынешнюю систему образования обновлять и перестраивать. Её нужно менять. Идея коллективизма, взаимоуважения и любви — это парадигма, которая может продвинуть весь мир к процветанию и счастливому, управляемому будущему.

Сегодняшняя задача в формировании у общества таких компетенций, в которых общеобразовательная среда воспитания (родители, воспитатели, педагоги) способна современной, целеустремленной молодежи и детям дать возможность развиваться, “сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят были бы равные возможности для успешного жизненного старта” [1] [2].

 

Список литературы

 

1. Научно-образовательный благотворительный фонд “Инновационное интегральное образование”. - [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.integraledu.ru/

2. Непомнящий А. В. Интегральное образование. научное изд., М.: Изд-во ЮФУ, 2016. – 98с.

3. Непомнящий А.В. Писаренко В.И. Интегральный подход, как методологическая основа в образовании // Известия ТРТУ. – 2006 – № 13 (68). – С.3-17

4. Таль Ашер. «Интегральное образование как новая педагогическая методика» // Электронный ресурс] – Режим доступа: https://22century.club/197. (дата обращения: 06.03.2021)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.065 с.)