Личностные особенности подростков с делинквентным поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные особенности подростков с делинквентным поведением



Гартвик Е.В.

Аннотация: В статье приведены результаты эмпирического исследования личностных особенностей подростков как внешних психологических факторов делинквентного поведения. У подростков с делинквентным поведением установлены такие личностные характеристиками как консерватизм, жесткость, самоуверенность, высокая личностная самооценка на фоне дефицита модели психического.

    Annotation: The article presents the results of an empirical study of the personal characteristics of adolescents as external psychological factors of delinquent behavior. Teenagers with divinted behavior have such personal characteristics as conservatism, rigidity, self-confidence, high personality self-esteem against the background of the deficit of the mental model.

Ключевые слова: делинквентное поведение, подросток, личностные особенности, психологические факторы.

    Keywords: divinner behavior, teenager, personal features, psychological factors.

 

Проблема делинквентного поведения личности и психологические факторы его формирования всегда интересовали ученых [Реан, 2016].

Несмотря на значительное влияние средовых факторов на становление и развитие личности, внутренние психологические факторы, к которым можно отнести личностные характеристики и когнитивную способность понимания социального мира (уровень развития модели психического) имеют немаловажное значение [Носова, 2020].

В отечественной психологической науке под моделью психического понимается способность человека атрибутировать собственные ментальные состояния и ментальные состояния других людей и предполагает осмысление этих знаний [Сергиенко, 2014].

Необходимость исследования данных факторов на этапе подросткового возраста обусловлена тем, что личность в этот период еще остается чувствительной к внешнему воздействию, и правильная и вовремя проведенная психокоррекционная работа способна оказать значительное влияние на личность и предотвратить делинквентное поведение и, как следствие, совершение преступлений, в последующем, в том числе в период юности и взрослости.

Возможность влиять на формирование личности профилактическими и психокоррекционными методами особенно ярко проявляется именно в подростковом возрасте, который является сензитивным не только для интенсивного развития таких личностных образований, как ценно-смысловая и мотивационная сферы, самосознание и нравственное сознание, но и восприимчивым к разного рода факторам и условиям развития [Васягина, 2018].

Методики и организация исследования. В исследовании приняли участие 250 подростков в возрасте 14 - 17 лет (199 мальчиков, 51 девочка). Из них, 125 (110 мальчиков, 15 девочек) - совершили уголовные преступления и их дела были рассмотрены судом. Другие 125 (89 мальчиков и 36 девочек) - являлись учащимися 8, 9, 10, 11 классов общеобразовательных школ и не совершали правонарушений.

Для изучения личностных характеристик подростков использовались методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF-опросник, форма С) для подросткового возраста и «Опросник диагностики личностной беспомощности», разработанный М.О. Климовой и Д.А. Циринг. Для диагностики модели психического использовались нарративы, которые были специально разработаны и содержали ситуации, связанные с взаимодействием подростка с родителями, со сверстниками и с незнакомым взрослым.

Результаты. На основании полученных данных значимые различия между делинквентными и законопослушными подростками были обнаружены по фактору I (жесткость – чувствительность, U=3914, при p=0,014 (p≤0,05)) и фактору Q1 (консерватизм – радикализм, U=3779, при p=0,045 (p≤0,05)) опросника Р. Кеттелла, которые раскрывают особенности испытуемых в когнитивной сфере. У подростков с делинквентным поведением установлены такие личностные качества, как мужественность, самоуверенность, рассудительность, реалистичность суждений, практичность, жесткость. У них же диагностирована консервативность, то есть устойчивость по отношению к повседневным трудностям.

При исследовании компонентов личностной беспомощности, подростки с делинквентным поведением, проявляя признаки самостоятельности, показали высокий уровень субъектности, что подразумевает способность преобразовывать действительность, управлять событиями своей жизни, преодолевать различного рода трудности [Циринг, 2010]. Подростки, совершившие преступления, в отличие от законопослушных сверстников характеризуются эмоциональной устойчивостью (U=3974, p≤0,05), меньшей склонностью к депрессии (U=4156, p≤0,05) а также менее выраженной астенией. Они более стеничны, полны энергии действия (U=4096, p≤0,05).

В результате исследования уровня развития модели психического были получены данные, демонстрирующие более низкие показатели у подростков, совершивших преступления как при распознании эмоций, так и в понимании причин и морально-нравственных аспектов поведения других людей, что свидетельствует о наличии у них дефицита модели психического.

 

Рис. Соотношение средних значений по показателям на правильное понимание социальных взаимодействий, вербально представленных в нарративах

 

На рисунке показаны соотношения средних значений по трем нарративам, согласно которым подростки с делинквентным поведением хуже распознают эмоции, понимают причины и морально-нравственные аспекты действий другого человека как в случае с родителями, так и в случаях с проявлением эмпатии по отношению к чужому взрослому и со сверстниками.

Выводы. В результате исследования было установлено, что у подростков с делинквентным поведением с большой вероятностью диагностируются личностные особенности в эмоциональной и когнитивной сферах, что может являться фактором проявления ими делинквентного поведения. Личностными характеристиками подростков с делинквентным поведением являются консерватизм, жесткость, самоуверенность, высокий уровень субъектности на фоне дефицита модели психического.

 

Список литературы

1. Васягина, Н. Н. Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики / Н. Н. Васягина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - Том 15. № 1. - С. 12–17.

2. Носова, Н. В. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей / В. Н. Носова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 368-370.

3. Реан, А. А. Деформация личности при делинквентном поведении / А. А. Реан // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 228-231.

4. Сергиенко, Е. А. Модель психического как пара­дигма познания социального мира / Е. А. Сергиенко // Психоло­гические исследования. - 2014. - № 36. - С. 6.

5. Циринг, Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности / Д. А. Циринг. – М.: Академия, 2010. – 410 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.006 с.)