Psychological features of the formation of personal identity 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Psychological features of the formation of personal identity



Abstract: The article examines the psychological characteristics of the formation of identity. The traditions of understanding identity as an internal identity and as compliance with the conditions of culture are analyzed. The development of these views is considered within the framework of psychological knowledge.

Key words: Self, self-image, self-concept, split, psychology, methodology, psychoanalytic direction, sense of identity

Идентичность – это феномен, очень сложный для изучения. Для этого есть несколько причин. Существует значительная терминологическая путаница в определении того, что же такое идентичность. Термины «образ Я», «Самость», «Я-концепция» во многих работах используют как синонимы. Некоторые авторы идентичность считают одним из свойств «Я-концепции», другие «Я-концепцию» воспринимают как часть идентичности. Советские и постсоветские психологи предпочитают пользоваться термином «самосознание» и «самоопределение», вкладывая в них смысл, близкий к идеям Э. Эриксона. Итак, изучение идентичности сегодня является проблемным полем, поскольку единого понимания феномена личностной идентичности нет. Это обусловлено, по нашему мнению, тем, что изучение идентичности «расщеплено» в различных отраслях психологии, клинические (в основном психоаналитические) исследования недостаточно интегрированы «академической» психологией; психоаналитическое направление долгое время не учитывало методологию и эмпирический материал, накопленный когнитивной и социальной психологией.

В психоаналитическом направлении эволюция идей идентичности происходила в русле Эго-психологии. Х.Хартманн попытался дать ответ на вопрос, что такое «Я», как оно структурировано как функционирует во взаимодействии с социальным окружением индивида, какие «Я» не затрагиваются конфликтами. Для этого он разграничил понятия «Эго» – как психическую подструктуру с функциями саморегуляции и адаптации к окружению — и «Я» (self, Самость) – как совокупность психических репрезентаций собственной личности, непосредственного самоощущения и переживания личностью своей целостности. Э. Джекобсон использовала как синонимы понятия: «чувство идентичности», «самоосознание», «самоощущение». Она считала критерием сформированности идентичности способность «Я» признавать всю целостность собственной психической организации (несмотря на ее возрастающую структурированность, дифференцированность и сложность) как связное единство, которое на каждой ступени развития имеет определенную организацию и временной континуум.

В 40-х годах во время Второй мировой войны Э. Эриксон впервые ввел термины: «Эго-идентичность» и «кризис идентичности». Эти нововведения возникли в процессе исследования «военных неврозов» моряков-подводников армии США в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион. Изучая изменения психики людей, которые попали в экстремальные условия войны, Э. Эриксон наткнулся на проблему потери контроля моряков над собой, «что осуществляется и поддерживается силами Эго». Вероятно, именно поэтому Э. Эриксон и назвал его утратой Эго-идентичности. Так впервые возник термин Эго-идентичность [2].

Э. Эриксон считал, что онтологичным источником наиболее раннего и недифференцированного «чувства идентичности» есть чувство базового доверия (basic trust) «оно порождается встречей матери и ребенка, что порождает взаимное доверие и взаимное узнавание. Это. и является первым опытом того, что со временем снова проявится в любви, в способности увлекаться, что может быть названо чувством «благословенного присутствия», потребность в котором в течение всей жизни остается основной для человека [3] «. Эти основы идентичности, которые формируются у ребенка в виде «чувства идентичности», обусловлены ранним детским опытом и зависят прежде всего от качества связей между ребенком и матерью. «Чувство идентичности сопровождает нас всю жизнь, мы переживаем его как «оптимальное чувство» «психосоциального благополучия», «ощущение себя в своей тарелке», и лишь в кризисные моменты нашей жизни оно может показаться нам «слишком осознанным». Оно достигает кульминации своей осознанности в подростковый период в форме переживания «острого осознания идентичности» [4].

Э.Эриксон строил динамическую схему процессов, которые последовательно сменяют друг друга и участвуют в формировании и развитии Эго: механизмы интроекции, идентификации и формирования идентичности. «Устойчивая в конце отрочества идентичность включает в себя все значимые идентификации, в то же время и изменяет их с целью создания единого и причинно связанного целого» [5]. Эриксон выделил два фактора, на которых Эго-идентичность основывается, которые он называет «качеством существования». Первый – это ощущение тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве. Второй главный момент в Эго-идентичности – это то, что эти описанные тождества и непрерывности признаются окружающими «значимыми другими» [6].

Э.Эриксон [7] подробно описал признаки, которые характерны для спутанной идентичности: 1) расщепление, потеря центра – невозможность интеграции суммы всех детских идентификаций и Я-образов; 2) изоляция от интимности – неспособность к налаживанию близких, интимных отношений. Правильная «стыковка» с другими является результатом и проверкой прочности образа «я». Поскольку чувство идентичности затеряно, то даже дружба и деятельность превращаются в отчаянные попытки выявления неясных контуров идентичности посредством взаимного нарциссического отражения: влюбиться в этом случае означает превратиться в чье-то зеркальное отражение, причиняя вред самому себе и «зеркалу»; 3) диффузия временной перспективы – недоверие к времени, нет представления о себе в будущем, образа будущего. Может сопровождаться страхом своего будущего, негативными ожиданиями. Неспособность интегрировать прошлый опыт, возражения детства, его значение для настоящего; 4) диффузия трудолюбия – неспособность сконцентрироваться на деятельности. Нет профессионального самоопределения, участка профессиональной самореализации. Также может выглядеть как разрушительное, непродуктивное увлечение какой-либо одной деятельностью; 5) спутанность ценностей и авторитетов. Может проявляться в проявлениях нигилизма или чрезвычайно прочной привязанности к авторитетам, ценностям других, зависимость от них: 6) болезненное самосознание, что фиксирует противоречия между самооценкой, образом «я» автономной личности и образом «самого себя» в глазах окружающих. Тотальное разрушение самооценки резко контрастирует с нарцисическим и снобистским презрением к мнению других; 7) негативная идентичность – отрицание социально приемлемых норм, впадение в крайние роли. То есть выбор идентичности, которая основывается на всех тех идентификациях и ролях, которые на критических стадиях развития были наиболее нежелательными или опасными, в то же время наиболее реальными; 9) бисексуальная спутанность. Нет четкого ощущения своей принадлежности к определенному полу.

Активизация интереса к проблеме личностной идентичности в современном психоанализе инициирована анализом пограничных личностных расстройств в теории объектных отношений (М.Малер, О.Кернберг) и психологии самости (Х.Кохут).

Х.Кохут для обозначения психической структуры, которая является «основой для нашего ощущения существования как независимого центра инициативы и восприятия, интегрированного с нашими главными устремлениями и идеалами и с переживанием нами того, что наше тело и психика является определенной единицей в пространстве и континуум во времени» [8] использует понятие «Self». Правда, до сих пор не имеет единого подхода к его переводу в психоаналитической литературе. В некоторых работах этот термин переведен как «Собственное Я» (Н.Г.Вильямс) или как «Я» (О.Кернберг). В переводах трудов Х.Кохута «Self» переведено как «Самость». Автор делает предположение о существовании рудиментарной Самости в самом раннем возрасте. Отправной точкой ее формирования является тот момент «в рамках матрицы взаимной эмпатии между ребенком и его объектом самости, когда врожденные потенциальные возможности ребенка и ожидания объекта самости в отношении ребенка сходятся.» [9]. В момент, когда мать впервые видит своего ребенка и вступает с ним в контакт (через осязательные, обонятельные и проприоцептивниые ощущения, кормя, переодевая, купая его), фактически начинается процесс, который формирует человеческую Самость, – он продолжается в течение всего детства и в меньшей степени в дальнейшей жизни. «Ядерная Самость формируется не благодаря сознательному поощрению и подкреплению или сознательным просьбам и укорам, а благодаря глубоко укоренившейся готовности к определенным ответам со стороны объектов Самости» [10]. Консолидация Самости связана с: 1) выявлением у ребенка связной грандиозно-эксгибиционистской Самости, которая происходит благодаря взаимодействию с эмпатически реагирующим зеркально отоображающим и одобряющим объектом Самости, с которым происходит слияние; 2) выявлением у ребенка целостного идеализированного имаго (образа) родителей благодаря взаимодействию с эмпатически реагирующим родительским объектом Самости, что дает основания идеализировать и сливаться с ним ребенку и испытывает настоящую радость.

М. Малер [11], анализируя процесс развития ребенка с рождения до 24 месяцев, выделила в нем следующие фазы: аутистическую (0-1-1,5.мес.), симбиотическую (1,5–5 мес.), сепарации-индивидуации (5-24 мес.). По ее мнению, тождественность самому себе – идентичность достигается именно во время прохождения фазы сепарации-индивидуации. Фаза сепарации-индивидуации начинается с самых первых признаков дифференциации (ребенок начинает активно, ползком отдалиться от матери), проходит через период увлеченности ребенка своим собственным автономным функционированием, что почти исключает участие матери (для формирования идентичности особое значение имеет стимулирующий эффект такой деятельности для выявления границ тела и всевозрастающей осведомленности о части тела, само тело как таковое), затем через период подфазы воссоединения (в которой ребенок, благодаря своему большему осознанию состояния сепарации от матери, снова обращает свое внимание на нее), что в конце концов, приводит к примитивному чувству Собственного Я, своего бытия и личностной идентичности.

О.Кернберг в рамках психологии объектных отношений выдвинул свою собственную концепцию идентичности, что логично продолжает идеи Х.Хартманн, Э. Джекобсон Э. Эриксона, а также опирается на концепцию М.Малер. А. Кернберг рассматривал личностную идентичность как некую интрапсихическую структуру: «Субъективное переживание себя, вместе с его отдельными аспектами, самосознанием и саморефлексией, ощущением структурного единства и непрерывности во времени, чувством ответственности за свои действия. Оно есть инрапсихической структурой высшего порядка, природа которой подтверждается в поведении, выражается в формировании характера и в человеческой глубине и нравственной определенности в отношениях с другими людьми» [12]. Как главный фактор и базис нормальной идентичности именно эта ядерная структура, по мнению А.Кернберга, и формирует «ядро переживания самого себя как часть функций и структуры Эго. Автор рассматривал структурный критерий идентичности как цельность идентичности или ее диффузность. Под целостностью или дифузностью идентичности В.Кернберг понимал интегрированность отдельных элементов идентичности Я - и объект-репрезентаций. Целостной идентичностью характеризуется невротическая структура личности, при которой все Я-репрезентации («хорошие, и «плохие») интегрированы в цельное Я и все «хорошие и «плохие» объект-репрезентации интегрированы в цельные образы других. В психической организации пограничной личности, характеризующейся диффузной идентичностью, такой интеграции не происходит, поэтому все Я - и объект-репрезентации остаются нецельными, взаимно противоречивыми когнитивно-аффективными репрезентациями. Такая неспособность интегрировать «хорошие» и «плохие» аспекты реальности Я и других связана с мощной ранней агрессией. Диссоциация между «хорошими» и «плохими» Я - и объект-репрезентациями защищает любовь и «хорошее» от разрушения ненавистью и «плохим». В парадигме символического интеракционизма Ч. Кули первым обнаружил значение субъективно интерпретированной обратной связи, который мы получаем от других людей, как главный источник данных о собственном Я. В 1912 г. Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разными первичными группами, членом которых он является. Такие группы характеризуются непосредственным общением их членов, относительным постоянством и тесными контактами между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы дают индивиду обратную связь для самооценки. Итак, идентичность формируется в процессе проб и ошибок, во время которого усваиваются ценности, установки и роли.

Под идентичностью «Селф» (Self) Дж.Мид [13] понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Рассматривая проблему соотношения социальной детерминации идентичности и свободы человека, Дж.Мид выделил осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, который он получает от социальной группы, к которой принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает рассуждать о себе, о своем поведении. Подчеркивается значение когнитивных процессов, так как переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, рассуждая о себе посредством приобретенного в социальном взаимодействии языка. Итак, осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы, потому что человек перестает идти по ритуализированному развертыванию событий и начинает думать о цели и тактике своего поведения. Соотношение между социальной детерминацией и самодетерминацией личности определено через выделение аспектов идентичности «I» и «Ме». Мид считал, что «Me» формируют усвоенные человеком установки (смыслы и ценности), а «I» – это то, как человек как субъект психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, что обозначена как «Me». Совокупность «I» и «Me» творит собственно личностное, или интегральное Я (Self). Идеи Дж.Мида о наличии типов идентичности – социально заданной и отражающей индивидуальное в человеке, продолжил Э. Гофман [14]. Он выделил три вида идентичности:

1) социальная идентичность – типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;

2) личная идентичность – здесь речь идет об индивидуальных признаках лица: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека (например, отпечатки пальцев), во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни;

3) Я-идентичность – субъективное переживание индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия.

Личная идентичность, по Э. Гофману, также является социальным феноменом – восприятие личной идентичности происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию.

Идея о наличии двух аспектов идентичности – ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявлений человека воплотилась в теории социальной идентичности X. Теджфела и Дж. Тернера в когнитивной психологии. В этой теории идентичность отождествляется с «Я-концепцией» и рассматривается как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в определенных условиях. Она содержит две подсистемы: личностную идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и моральных качеств и социальную идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т. д. Индивиды пытаются достичь и поддерживать позитивную социальную идентичность; позитивная социальная идентичность основана на благоприятных сравнениях между ин-группой релевантных аут-группам; когда социальная идентичность неудовлетворительна, индивиды пытаются покинуть свою группу и присоединиться к позитивно оцениваемой аут-группе и/или сделать положительные изменения ин-группы [15].

 

Выводы

Интернет создал новые конфигурации классических измерений коммуникационного процесса. Источники, сообщения и получатели требуют от нового исследовательского дискурса проверить старые определения. По мере того, как Интернет стал пониматься как средство массового общения, стало очевидным, что ни массовость, ни категория общения не могут быть определены для всех ситуаций и контекстов, но взамен должны постоянно переосмысливаться в связи с конкретностью настоящего момента. Интернет - это мультикластерное средство массовой коммуникации, что означает множественность различных конфигураций общения. Интернет меняет свойства традиционной модели массовых коммуникаций «источник - сообщение - получатель», иногда оформляя их в классический паттерн, но в других случаях формируя совершенно новые сочетания.

 

Список литературы

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996

2. Кохут Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр, 2002.

3. Малер М. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности / Н.Малер,Дж. Бы. Мак-Девитт. – Режим доступа: http://wwwpsychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/vol.php?id=200502

4. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / О.Ф. Кернберг. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

5. Mead G. H. The Social Self / G. H. Mead. – Access mode: http://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/us/mead3.htm

6. Гофман Э. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / Э. Гофман. – Режим доступа: http://www.sociology.ru/forum/ogl3-4-2000.html/

7. Tajfel H. The social identity theory of intergroup behaviour / H. Tajfel, J.C.Turner. – Access mode:

8. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-i-realnaya-identichnost-sravnitelnoe-issledovanie

9. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. doi:10.17759/psyedu.2014060103

10. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf

11. Жичкина А.Е., Белинская Е.П.Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Кувандикова Г.Г.

   

Аннотация: в статье раскрывается технический талант, который основан на характеристиках соответствующего вида деятельности студента (техническое направление), в основном творческих, знаний, продуктивности, технических и интеллектуальных способностей, потребности учиться и получать удовлетворение от нового, любопытства, развитого воображения, творческого мышления, видения и науки, а также раскрываются психологические особенности развития способности к равновесию, творческого мышления, творчества и восприятия, эмоциональной чувствительности в субъективных действиях целостного, систематического, социального взаимодействия проблем.

Ключевые слова: технический талант, творческое мышление, мотив, ценности, творческое воображение.

Annotation: the article reveals technical talent, which is based on the characteristics of the student's corresponding activity (technical direction), mainly creative, knowledge, productivity, technical and intellectual abilities, the need to learn and receive satisfaction from new, curiosity, developed imagination, creative thinking, vision and science, and also reveals the psychological characteristics of the development of the ability to balance, creative thinking, creativity and perception, emotional sensitivity in the subjective actions of holistic, systematic, social interaction of problems.

Keywords: technical talent, creative thinking, motive, values, creative imagination.

Проведенный анализ научной литературы по изучаемой проблеме показывает, что в современных исследованиях проблема одаренности рассматривается с учетом особого сочетания её структурных составляющих, проявляющихся в определенных видах деятельности, в том числе технического направления. Последняя композиционная структура, как правило, определяет техническую одаренность. Так, по мнению М.Ш.Пономарева, техническая одаренность вступает довольно сложным психическим образованием, в структуре которого автор выделяет следующие важные элементы:

общие компоненты, которые подразделяются на творческие, умственные и эмоционально-волевые;

специальные компоненты, которые подразделяются на активный интерес к технике, творческий конструкторский ум, техническое изобретательство, способность к логическим размышлениям, объективации, научности разработок, предрасположенность к накоплению технических знаний, высокий уровень развития умений кодировать технические образы [1].

Ведущими компонентами технической одаренности, согласно позиции Т.В.Костаревой, А.С.Куляпиной, выступают потребностно-мотивационная и когнитивно-интеллектуальная сферы, поскольку их содержательные единицы осуществляют значительное влияние на эффект достижения результата с точки зрения новизны, оригинальности и сроков реализации. Критериями базовых проявлений технической одаренности выступают:

интенсивность познавательной потребности в сфере науки и техники;

способность к проблематизации и научно-техническому анализу;

способность к реализации (воплощению) идеально-ценностного способа решения.

Авторами подчеркивается, что мотивация, как совокупность побуждений, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность, вызывает особый интерес в обсуждении проблемы одаренности. Известны примеры, когда человек одержим желанием достичь поставленной цели, проявляя упорство и настойчивость, как правило, достигает успеха. Одаренные люди отличаются именно высоким уровнем увлеченности своим занятием, наличием доминирующего мотива, который подчиняет себе все другие мотивы и влечения. При этом мотивация соревнования и мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, усложняют проявления ее творческих возможностей [2].

С.Е.Моторная отмечает, что технически одаренный человек - это личность, имеющая значительный действенный потенциал и устойчивое желание осуществления активных преобразований в технической сфере. Кроме того, техническая одаренность вступает в качестве своеобразного жизненного стиля, который отличается исключительной эффективностью поведения лиц, которым он присущ. Среди показателей такого стиля поведения можно выделить:

энергичность и умение справляться с разнообразными ситуациями технического характера, понимая их суть;

способность к стимуляции продуктивного поведения других;

активное участие в технической деятельности с непременно положительным вкладом;

получение удовольствия от деятельности технического характера.

Из различных определений технической одаренности исследователь выделяет ее основные личностные составляющие:

высоко развитые технические способности человека;

мотивированность к деятельности технического характера;

социальная зрелость человека;

творческое приспособление к условиям ситуации технического характера;

умение решать проблемы технического характера.

При этом, чем выше социальная зрелость, тем выше возрастает способность личности к саморазвитию, который является способом существования данного человека [3].

К.А.Армянинова, О.М.Штерц техническую одаренность в целом рассматривает как творческий процесс, ведущий к новому прогрессивному решению той или иной задачи в определенной области науки, техники, что дает положительный эффект для прогресса общества. Используя биографический анализ достижений выдающихся ученых, авторы выделяют характерные структурные компоненты технической одаренности:

гибкость восприятия технических объектов, фактов, понятий в их развитии и взаимозависимости;

способность выявлять и устранять противоречия;

генерирование идей и их критически анализировать;

способность системно, целостно организовывать свою деятельность;

направленность на достижение идеально-ценностного результата [4].

Л.А.Мойсеенко утверждает, что жизнедеятельность и достижения выдающихся новаторов в технической области, преобразователей мира всегда сопровождаются характеристиками их личности, среди которых доминирующее место отводится таким ключевым личностным качествам, как:

интуиция (воображение);

самоуважение (самоуверенность);

склонность к риску (безумие);

независимость;

сила воли, граничащая с одержимостью (энтузиазм);

работоспособность (энергия);

упорство.

Вместе с тем, данные особенности не раскрывают психологические механизмы того или иного открытия, изобретения в сфере науки и техники, а являются общими свойствами экстра одарённой личности [5].

По мнению С.Т.Кудрявцева, традиционные подходы к идентификации одаренности четко продемонстрировали, что ни высокий уровень интеллекта, ни высокий уровень креативности, взятые отдельно, не могут быть индикаторами данного явления. При этом проявления технической одаренности выражаются не только в более совершенных способах деятельности, основанных на способностях, а и в их взаимосвязи со знаниями, умениями человека и особенностями личностных ресурсов. В последние годы, исследования проблем одаренности в целом обосновывают мнение, что именно особенности личностных ресурсов человека являются решающими для полноценной реализации интеллектуального потенциала личности, особенно, если это касается случаев потенциальной одаренности и возможности саморазвития.

Ф.О.Коваленко в содержательной основе технологической одаренности выделяет:

стремление к технологической проработке научных и технических идей;

применение имеющегося технологического опыта при выполнении творческих инженерных задач;

способность комбинировать и оценивать, выделять и проектировать технические устройства на основе аналогий и контрастов;

способность оценивать, выделять и проектировать структурно-функциональные технические системы (начиная от простейших);

выполнение поставленной технологической задачи от начала до конца [6].

А.В.Зазимко под подобными комплексными способностями понимает такие индивидуально-психологические (интеллектуально-эвристические, мотивационно-творческие, самоорганизационные и духовно-эстетические) качества личности, которые дают ей возможность нестандартно мыслить, создавать оригинальные материальные или духовные ценности на продуктивном или репродуктивном уровне, обеспечивать проявления творческой личности, преобразовывать действительность путем создания нового полезного продукта. Автор полагает, что техническая одаренность - это индивидуальное потенциальное своеобразие творческо-технических задатков (способностей) человека, обеспечивающих личности успешную реализацию ее технических талантов и позволяют ей достигать значительных (выше условного среднего уровня) успехов в соответствующей области деятельности [7].

Я.Рудик раскрывает определенные особенности сферы самосознания технически одаренной личности, которые отличаются высокой потребностью в значительных достижениях, желанием преодолевать соответствующие трудности. При этом, у данной категории значительно ниже потребность в социальном взаимодействии по сравнению со сверстниками, а также пониженная чувствительность к оценкам окружающих. Кроме того, исследователь утверждает, что гармоничное развитие технически одаренной личности предполагает наличие положительного восприятия прежде всего себя, своих возможностей, высокого интереса к внутреннему миру [8].

Согласно выделенного обобщенного подхода Т.В.Егорова, показателями технической одаренности являются:

интерес к технике;

творческий конструкторский ум;

техническая изобретательность;

умение использовать логические принципы;

склонность к накоплению технических знаний;

умение кодировать технические образы и понятия.

В свою очередь, в качестве специфических составляющих технической одаренности автор выделяет именно индивидуальные возможности на высоком уровне формировать и реализовать стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, случайных подстановок по структурно-функциональным построениям и преобразующим техническим устройствам, механизмам и другим системам различной сложности [9].

С точки зрения Н.А.Буняк, между технической одаренностью человека и его творческими способностями существует определенная связь и взаимовлияние. С одной стороны, наличие технической одаренности в личности создает возможность для занятия творческой деятельностью, а с другой - творческие способности позволяют человеку в полной мере реализовать свои задатки, потенциал, развиваться и формироваться как творческая личность. Вместе с тем, по мнению исследователя, техническую одаренность можно рассматривать и как двуединый феномен. С одной стороны, как потенциальную, с другой - как актуальную одаренность. Если первая является как бы определенная стартовая возможность личности (ее целесообразно связывать с задатками личности), то вторая раскрывает уровень активности человека, реализации им собственного творческого потенциала, т.е. может рассматриваться как выявленные способности, что проявились в соответствующей деятельности. Исходя из позиции потенциальной и актуальной одаренности, целесообразно рассматривать и понятия техническая одаренность личности и творческая одаренность личности. При этом не смотря на их родовую близость, связанную с творчеством, между ними существует и определенное различие. Так, техническая одаренность личности - понятие, созвучное с актуальной одаренностью, ибо связано оно, в первую очередь, с актуализированной творчеством, конкретным результатом процесса творчества.

Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что своеобразие проявлений, особое сочетание структурных составляющих одаренности определяют специфику проявления изучаемого явления, одна из которых имеет отношение к технико-преобразовательному, техническому направлению деятельности, т.е. техническая одаренность. Под данным феноменом полагается целесообразным понимать качественно своеобразное сочетание комплекса индивидуальных особенностей личности, обеспечивающих высокий уровень результата деятельности технического направления, в частности технико-преобразующего характера, который выражается, как правило, в создание новых видов техники и технологий, оригинальных способов решения научно-технических проблем и т.п. По своему содержанию, техническая одаренность охватывает преимущественно предрасположенность, направленность студента к соответствующей сфере деятельности (технического направления), его ориентацию на творчество, познание, продуктивность, особенности технических и интеллектуальных способностей, потребность в познание нового и получения удовлетворения от этого, активность, любознательность, развитое воображение, умение творчески мыслить, видеть и воспринимать научно-технические проблемы целостно, системно, пластичность в предметной деятельности в социальном взаимодействии, а также эмоциональная чувствительность.

Список литературы

1. Пономарев М.Ш. Техническая одаренность будущих специалистов / / Практическая психология и социальная работа. - 2008. - №7. - С. 192-194.

2. Костарева Т.В., Куляпин А.С. Техническая одаренность учащихся. // Пермский педагогический журнал. - 2019. - №10. - С. 67-75.

3. Моторная С.Е. Техническая одаренность личности и закономерности ее развития в онтогенезе // Практическая психология и социальная работа. - 2002. - №6. - С. 52-59.

4. Армянинова К.А., Штерц О.М. Техническая одаренность молодежи и требования социального заказа в области образовательных систем // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - С. 191-193.

5. Мойсеенко Л.А. Техническая одаренность как психологическая проблема. // Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 5. - С. 101-109.

6. Коваленко Ф.О. Психология понимания технической одаренности. // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - С. 78-84.

7. Зазимко А.В. Основные теоретические подходы к определению технической одаренности // Педагог высшей школы. - 2004. - № 5. - С. 19-26.

8. Рудик Я. Техническая одаренность студенческой молодежи // Вестник НАУ. - 2006. - Вып. 92. - С. 63-68.

9. Егорова Т.В. Основные направления исследований технической одаренности // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 76-85.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Локшина В.И.

Аннотация. Представлены результаты, раскрывающие некоторые закономерности профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования. Было проведен теоретическое и эмпирическое исследование, на основе которого сделаны выводы о факторах, влияющих на профессиональную мотивацию педагогов дошкольного образования. Был проведен анализ возможности реализации мотивов педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: мотивация, мотив, мотивационная сфера личности

Annotation. The results that reveal some patterns of professional motivation of preschool teachers are presented. A theoretical and empirical study was conducted, on the basis of which conclusions were drawn about the factors that affect the professional motivation of preschool teachers. The analysis of the possibility of implementing the motives of preschool teachers was carried out.

Key words: motivation, motive, motivational sphere of personality

 

Одной из фундаментальных проблем современной психологии труда является проблема профессиональной мотивации. Накопленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у представителей различных профессий обнаруживается специфика мотивов деятельности, определяющая успешность процесса профессионализации личности [Карпов, 2018, Thompson, Gregory, 2012].

На современном этапе развития общества система образования переживает этап активной модернизации, что, в свою очередь, предъявляет ряд новых требований к преподавателям, таких как компетентность в рамках своей сферы деятельности, педагогическое мастерство, а также заинтересованность и профессиональная мотивированность, максимальное включение в педагогический процесс и самореализация в новых условиях трудовой деятельности [Голиков, 2004]. Актуальность исследования профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности.

С целью исследования специфики профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования нами было проведено исследование, в котором приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений. Гипотеза: для педагогов дошкольного образования ведущими мотивами являются мотивы нематериального характера. Использованные методы исследования: методика «Возможность реализации мотивов» Доминяк В.И.; методика диагностики личности на мотивацию к успеху, к избеганию неудач Т. Элерса; математико-статистические методы обработки данных.

Значение реализации мотива «Ощущение свободы, самостоятельности в принятии решений» ниже, чем личная значимость для педагогов дошкольного образования. Работодатель хочет контролировать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.083 с.)