Семья  глазами  судебного эксперта: феноменология и диагностика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья  глазами  судебного эксперта: феноменология и диагностика



Конева Е.В., Солондаев В.К.

Аннотация. Для работы психолога-эксперта в рамках гражданского процесса в спорах о праве родителей на воспитание детей важно выявление особенностей родительской позиции. Это, в свою очередь, требует операционализации данного термина. Традиционные психодиагностические методики в полной мере не решают проблему. Авторы предлагают обратиться к положениям процессуальной логики как к средству ее разрешения.

Annotation. For the work of an expert psychologist in the framework of civil proceedings in disputes about the right of parents to raise children, it is important to identify the features of the parental position. This, in turn, requires the operationalization of the term. Traditional psychodiagnostic techniques do not fully solve the problem. The authors propose to refer to the provisions of procedural logic as a means of resolving it.

Ключевые слова. Психологическая судебная экспертиза, гражданский процесс, родительская позиция, процессуальная логика.

     Keywords. Psychological judicial examination, civil procedure, parental position, procedural logic.

 

Круг вопросов, которые задаются экспертам-психологам в рамках экспертизы по гражданским делам, связанным с воспитанием детей, достаточно широк. Методологические аспекты рассматриваемого вида психологической экспертизы, а также соответствующей комплексной психолого-психиатрической экспертизы в настоящее время изучены и в основном разрешены [Сафуанов, Русаковская, 2010]. При этом «практически отсутствуют научные исследования применения существующих методов и методик и разработки новых и гибких психологических инструментов в целях производства судебно-психологической экспертизы по вопросам о праве воспитания детей, хотя бы на феноменологическом уровне» [Горьковая, Енгалычев, 2012].

В специальной литературе указывается, что одной из важных диагностических единиц в процессе проведения рассматриваемого вида экспертизы являются особенности родительской позиции (напр., [Васкэ, Сафуанов, Секераж, 2020]. Между тем термин «позиция», строго говоря, не входит в систему психологических категорий и поэтому его диагностика требует операционализации. С нашей точки зрения, «родительской позиции» соответствует та часть мотивационной структуры родителей, которая касается ребенка. Этот аспект не отражен ни в литературе, посвященной психологии семьи, ни в источниках, касающихся собственно психологической экспертизы по соответствующим делам. Вопрос в том, как именно операционализировать родительскую позицию. С точки зрения процессуальной логики [Смирнов, Солондаев, 2019], равно обоснованными могут быть две интерпретации.

Во-первых, позицию можно операционализировать как готовность, мотивационная предрасположенность субъекта к определенному поведению. В такой интерпретации позиция соответствует пониманию черты личности [Хьелл, Зиглер. 2020]. Подразумевается, что выявляемая предрасположенность реализуется в реальном поведении родителя при взаимодействии с ребенком.

Однако основной проблемой, связанной с такой интерпретацией мотивации родителей, является отсутствие соответствующего диагностического инструментария. Имеющиеся в арсенале психологической науки методики направлены на диагностику либо мотивации трудовой деятельности и мотивации достижений, либо на диагностику высокоуровневых мотивационных подструктур, которые с трудом можно спроецировать на конкретную ситуацию.

В результате важнейший для анализа ситуации материал о мотивационных основах участия родителей в судебных спорах о воспитании детей психолог получает из данных методик, изначально предназначенных для других целей. Последние, имея опросных характер, нередко дают искаженные результаты, так как участники гражданских споров, связанных с воспитанием детей, отвечают на вопросы исходя из социальной желательности.

Во-вторых, возможна операционализация позиции как реализуемого и эмпирически фиксируемого поведения, направленного на ребенка. Тогда оценка по данным имеющихся методик предрасположенности родителя именно к такому поведению в более широком круге ситуаций не имеет решающего значения. Акцент переносится на само поведение как таковое.

Негласно фактически на основе такой интерпретации проводится диагностика мотивации других участников гражданских процессов, связанных с правом родителей на воспитание детей, а именно самих детей. Предпочтение ребенком одного из родителей часто бывает не искренним, а индуцированным со стороны родителя, с которым ребенок проживает [Сафуанов, и др., 2020]. Например, на поведенческом уровне 9-11-тилетний ребенок, встретившись в ходе экспертизы с отдельно проживающим родителем (обычно отцом), просится к маме на колени, прячет лицо на ее груди, изредка взглядывая исподлобья на отца, что рассматривается как один из признаков «индуцированности». Такая же, процессуальная? логика интерпретации применима к анализу поведения родителей, находящихся в ситуации судебного спора.

 

Список литературы

1. Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Почему психолого-педагогическая экспертиза по спорам, связанным с воспитанием детей, не отвечает потребностям правосудия //Теория и практика судебной экспертизы. –2020. – Т. 15. –№ 1. С. – 6–19. URL https://doi.org/10.30764/1819-2785-2020-1-6-19

2. Горьковая И. А., Енгалычев В. Ф. Спорные вопросы судебно-психологической экспертизы и консультаций о праве на воспитание детей //Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – №. 1. URL http://www.dslib.net/f/a/p/d85364/570e1e/15cf84/gorkovaja,_engalychev_

3. Сафуанов Ф.С., Калашникова А.С., Переправина Ю. О., Черненьков А. Д. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза по делам о защите интересов детей: диагностика психологического индуцирования ребенка. //Юридическая психология, 2020 – № 1. – С. 22-26.

4. Сафуанов Ф. С., Русаковская О. А. Методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам воспитания детей при раздельном проживании родителей //Психологическая наука и образование. – 2010. – Т. 15. – №. 2. – С. 54-62. URL https://psyjournals.ru/files/29855/psyedu_2010_n2_Safuanov_Rusakovskay

5. Смирнов А.В., Солондаев В.К. Процессуальная логика. — М.:ООО «Садра», 2019. — 160 с.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2020. – 606 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОМОГАЮЩИМ ПРОФЕССИЯМ, К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНДУСТРИИ 4.0

Коропец О.А.

Аннотация: в статье обсуждается проблема психологической готовности будущих специалистов помогающих профессий к профессиональной деятельности в условиях ее трансформации. Результаты опроса показали, что большинство респондентов недостаточно осведомлены об инновационных процессах в профессиональной сфере и отрицательно относятся к технологическим инновациям в помогающих профессиях.

Ключевые слова: Индустрия 4.0, помогающие профессии, психологическая готовность, цифровизация 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-010-00952

Abstract: the article discusses the problem of psychological readiness of future specialists in helping professions for professional activity in the context of its transformation. The survey results showed that the majority of respondents are not sufficiently aware of innovative processes in the professional sphere and have a negative attitude towards technological innovations in helping professions.

Keywords: Industry 4.0, helping professions, psychological readiness, digitalization

The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00952

 

Распространение искусственного интеллекта, машинного обучения, облачных вычислений и цифровых платформ привело к трансформации сферы труда. Появились новые требования к работнику, связанные как с необходимостью развития новых компетенций, так и с переосмыслением понятий карьерного развития и занятости. Новые технологии постоянно меняют те навыки, которые могут потребоваться выпускникам высших учебных заведений для работы в будущем, это приводит к изменениям на рынке труда. Исследования показывают, что основные компетенции для Индустрии 4.0 включают навыки самоорганизации, проактивности, междисциплинарности, инновативности, адаптивности, гибкости и самоуправления, а также знания в области информационных и коммуникационных технологий [Kipper, 2021]. В связи с этим актуальным становится вопрос об эффективной и качественной подготовке работников для Индустрии 4.0. Необходимо совершенствовать систему обучения как в учебных заведениях, так и на производстве для того, чтобы люди могли работать с новыми технологиями, в том числе с искусственным интеллектом. Достаточно распространенным является мнение, что машины никогда не смогут соответствовать интеллектуальному потенциалу людей. Следовательно риск цифровизации для творческих и помогающих профессий, в которых важна коммуникация человека с человеком, небольшой. Однако, в настоящее время ключевой областью развития искусственного интеллекта является замена умственных, а не физических задач. Созданы программы для распознавания речи и изображений, машинного перевода и автоматического создания текста, например коротких журналистских статей и юридических контрактов, а также медицинские экспертные системы для анализа и диагностики патологий пациентов. Компьютеры создают музыку и художественные произведения [Ernst, Merola, Samaan, 2019]. Четвертая промышленная революция запускает фундаментальные изменения в помогающих профессиях, например в сфере ухода за престарелыми. Социальные роботы являются перспективной технологией, помогающей психологам выявлять и лечить нейрокогнитивные расстройства у пожилых людей [Cormons, 2020]. Таким образом, мнение о неподверженности помогающих профессий влиянию Индустрии 4.0. является сильно преувеличенным.

Цель исследования: анализ психологической готовности студентов, обучающихся помогающим профессиям, к профессиональной деятельности в условиях Индустрии 4.0. В анкетировании приняли участие 127 студентов, обучающиеся по направлению подготовки: «Психология и социальная педагогика» и «Социальная работа». Большинство респондентов выразили согласие с утверждениями о неизменности профессий психолога, социального работника или социального педагога, либо согласились с возможностью частичного изменения профессиональных функций в отдаленном будущем. Наиболее вероятные изменения в профессиональной деятельности, по мнению респондентов, связаны преимущественно с использованием интернет-ресурсов для поиска необходимой специалисту информации, а также с онлайн консультированием.

Таким образом, выявленные у респондентов низкий уровень осведомленности об инновационных процессах в профессиональной сфере и нежелание развивать новые компетенции, свидетельствуют о недостаточной психологической готовности к профессиональной деятельности. В условиях четвертой промышленной революции основной задачей становится своевременная адаптация работника к изменяющимся условиям организационной, социальной и экономической среды. Необходимо принимать меры по защите молодых специалистов, которые не могут трудоустроиться по специальности, в том числе повышать уровень их психологической готовности к профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1. Cormons L. et al. Testing social robot acceptance: what if you could be assessed for dementia by a robot? A pilot study //2020 6th International Conference on Mechatronics and Robotics Engineering (ICMRE). – IEEE, 2020. – С. 92-98.

2. Ernst E., Merola R., Samaan D. Economics of artificial intelligence: Implications for the future of work //IZA Journal of Labor Policy. – 2019. – Т. 9. – №. 1. – С. 1-35.

3. Kipper L. M. et al. Scientific mapping to identify competencies required by industry 4.0 //Technology in Society. – 2021. – Т. 64. – С. 101454.

 

 

УДК 364.048.6+159.923.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.011 с.)